Замечательный послевоенный Смоленск
Накануне Дня строителя – о нескольких объектах, украсивших жизнь тысяч смолянО старых зданиях Смоленска, уцелевших до наших дней, есть очень много исследований и публикаций. Это – отцовский капитал, бесценное сокровище, доставшееся нам, и слава богу, что оно есть.
Сегодня хочется поговорить о том, какие примечательные здания строили смоляне после войны, возрождая свой город. Мы не будем касаться промышленной архитектуры, хотя там очень много любопытного. Мы вынесем за скобки такие неоднократно воспетые в СМИ объекты, как кинотеатр «Октябрь», железнодорожный вокзал и телевизионная вышка. Поговорим о том, что тоже расположено практически на виду, но чья история не вполне очевидна для взгляда прохожего.
Здание радиокомитета
Надо сказать, Смоленску не очень-то везло в плане публичности. После войны город традиционно находился на вторых, если не третьих ролях в стране. У нас было плоховато даже с пропагандой: собственное телевидение Смоленск получил уже после крушения СССР, да и то – два часа вещания в месяц (поначалу).
Зато было радио – один из символов Советской власти. Областное радиовещание ведёт свою историю с 1928 года. Долгое время вещательные студии располагались в головном здании мединститута (нынешний концертный зал имени Глинки). Но для создания полноценных программ областного вещания на рубеже 50–60-х решено было создать Дом радио, и в городе постановили возвести отдельное здание по всем правилам акустики и других радионаук. Выбрано было место на отшибе. Вы не поверите, где тогда был отшиб и глушь – улица Нахимова, 1. Вернее, имя нашего великого земляка она получила только в 1963 году, к 1100-летнему юбилею Смоленска.
Почему же раньше там была глушь? Да потому что рукотворное сооружение, называемое в народе «дамба» (что справедливо), в те годы было исключительно пешеходным. Дамба была узкой и маломощной в плане пропускной способности. Никаких автомобилей там не было, не говоря уже о трамваях. Улица Большая Чернушенская (нынешняя Багратиона) вообще была мощёной – с довоенных времён. На плане городских маршрутов 1963 года улицы Нахимова нет вообще. Трамвай по дамбе, предварительно расширив и укрепив её, пустили гораздо позже.
В здании радиокомитета было несколько административных помещений, здесь также располагались многочисленные редакции областного радио (над содержанием программ работали с большим тщанием). Самое же главное – здесь были созданы студии звукозаписи, две – большая и малая. В них можно было записывать музыку и речевые программы.
До появления Дома радио студии записи размещались в здании на улице Энгельса, сейчас там жилые помещения, рассказывает легендарная ведущая Смоленского радио Анна Ращенкова. Переезд и новоселье совпали с новогодними праздниками зимы 1963/64 года. Открытие Дома радио стало событием в жизни области, вспоминает Анна Илларионовна. Велась киносъёмка, сюжет о новоселье попал в союзную кинохронику.
На долгие годы студии Дома радио стали местом встреч с нашими выдающимися современниками и земляками. Первыми в их ряду Анна Ращенкова называет великих советских космонавтов Юрия Гагарина и Алексея Леонова.
Звукоизоляция в здании была сделана с таким качеством, что студиям записи не мешала бурная жизнь, развернувшаяся в микрорайоне, – ни дальнейшее строительство жилых домов, ни работы по расширению дамбы и пуску трамвая. А надо сказать, что строительные работы в то время велись путём заколачивания в грунт здоровенных свай, из-за чего гул и дрожание земли расходились далеко окрест.
И – вишенка на десерт. Большая студия в Доме радио долгое время была единственным местом во всей области, где можно было полноценно записывать малый симфонический состав.
Бассейн «Золотая рыбка»
Королевский бастион, место ожесточённых боёв с поляками при обороне Смоленска, после Великой Отечественной был облюбован городскими властями для строительства спортивных объектов. Между «лучами» бастиона гениально вписан стадион «Спартак» (о нём мы ещё скажем несколько слов), выше по улице Дзержинского обосновался бассейн «Днепр», позже – трёхзальный спорткомплекс «Урожай», а в начале 70-х распахнул двери детский бассейн «Золотая рыбка» (оцените доброту имени). Пока не был построен «Урожай», именно «Рыбка» украшала «подошву» бастиона и приветствовала посетителей ЦПКиО, идущих в парк со стороны дамбы.
Оказывается, «Золотая рыбка» располагалась в бывшей котельной бассейна «Днепр». Об этом нашей газете рассказал председатель областного объединения физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов Валентин Борлов. Бассейн был сдан в эксплуатацию в 1963 году. Возможность перепрофилировать котельную возникла позже, когда в непосредственной близости от «Днепра» прошла мощная городская теплотрасса. Как объяснил Валентин Иванович, «Золотая рыбка» изначально не была сделана по проекту – таковы издержки приспособленного помещения. Поэтому, когда она через 20 лет полностью вышла из строя, ремонт её оказался таким масштабным и дорогим, что был просто не по карману тогдашним смоленским предпринимателям, тем более – в условиях галопирующей инфляции. Новым хозяевам оказалось проще и дешевле забетонировать прохудившуюся чашу бассейна и поменять профиль объекта.
Правда, сейчас есть подвижки к тому, чтобы открыть в здании бывшей «Золотой рыбки» оздоровительный фитнес-центр, рассказывает Валентин Борлов. Предполагается, что в его составе будет и бассейн. Возможно, так этот некогда водный объект получит вторую жизнь…
Вспоминая славную историю «Рыбки», нужно напомнить, что рукотворный водоём стал не только источником здоровья для сотен юных смолян, но и школой для будущих спортсменов. Да, ванна в «Золотой рыбке» была неглубокой, не как в «Днепре», но, несмотря на всю «приспособленность» здания, длина дорожки была стандартной – 25 метров.
Кинотеатр «Малютка»
Эту главку можно было бы назвать «Ещё одна котельная».
Послевоенный Смоленск переживал бурный экономический рывок. Крупные промышленные предприятия одно за другим возводились на окраинах возрождаемого города. Рядом строились жилые дома для тружеников. Масштабы тогдашнего созидания поражают и сейчас. Бывшая деревня Поповка стала нашим главным послевоенным промышленным кластером, как теперь модно говорить. Здесь развернулись производственные гиганты, за которыми едва поспевали строители жилья.
Не секрет, в спальных микрорайонах строительство социальных объектов часто отставало. Советская власть более-менее успевала со школами и детскими садами, но запаздывала с поликлиниками и магазинами. Плохо было с общественным транспортом (ну вы помните). А хуже всего обстояло дело с объектами культурного назначения. В Смоленске это привело к тому, что самое массовое из искусств – кино было представлено в основном в «старом» городе. Да, к 1100-летию Смоленска возвели уютный кинотеатр «Юбилейный», но с начала 60-х и на протяжении почти полувека кинотеатров не было ни на Поповке, ни в дальнейшем на Киселёвке – в самых населённых городских районах.
Вот тогда-то, более 50 лет назад, в чью-то светлую голову пришла идея приспособить какое-нибудь помещение на Поповке под детский кинотеатр. Да, действовала «Смена», расположенная в самом сердце Смоленска, – но ехать к ней с Поповки довольно далеко и неудобно, особенно – целым классом. А юным жителям Поповки нужны были мультики и тематические детские сеансы. И чтобы в кино могли попасть даже дошколята…
Словом, кинотеатр на 150 мест (это много, друзья) был открыт в здании бывшей газовой котельной в 1964 году. Это было великим благом для тогдашней детворы. Об этом говорят многие бывшие завсегдатаи «Малютки». Сюда водили своих питомцев все детские сады и школы Поповки.
Собственно, аховая ситуация в городе с детскими кинопоказами позволила «Малютке» пережить 90-е. Энтузиасты, работавшие здесь много лет, показывали детям кино и в начале нового века. В 2009 году, после закрытия на капремонт «Смены», «Малютка» по факту стала единственным детским кинотеатром на территории всей Смоленской области. Лет пять-шесть назад силами фестиваля «Детский КиноМай» в «Малютке» был проведён полноценный ремонт, и «старушка» стала вполне себе фестивальным кинотеатром – здесь проходили полноценные показы «КиноМая».
Увы, сейчас всё это – только история…
Первая девятиэтажка
Где и когда в Смоленске возвели первую многоэтажку?
Почему это так важно? Потому что многоэтажная застройка – символ современного мегаполиса. С появлением многоэтажных зданий наша жизнь получила новый ритм и темп. И новое качество. С появлением многоэтажек город оказался способен целиком поглотить некогда всеобщую и всемогущую деревню…
Мы задали вопрос про первую девятиэтажку в Смоленске на «Смоленском форуме». Тема вызвала интерес. По наблюдениям форумчан, первое девятиэтажное здание смолянам подарило, как ни странно, Заднепровье, а не Промышленный или будущий Ленинский район. Это – дом № 2 по улице Кутузова, неподалёку от самолёта. Архитектурная доминанта на привольном пересечении нескольких дорог.
Очевидцы утверждают, что видели на кирпичной стене выложенные цифры «1967», что позволяет понять, чему была посвящена наша первая «высотка» – 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Правда, наш фотокор этих цифр не обнаружил.
Мы также спросили у форумчан, где находится первая панельная девятиэтажка в Смоленске. Где этот символ эпохи, воспетый бессмертным фильмом Эльдара Рязанова? Мнения разделились.
Форумчанин с ником «не Я» пишет: «Первая панельная девятиэтажка на Поповке – это Рыленкова, дом 6, сданный в 1973 году. А начато строительство было в 1972 году – там долгое время в квартире на первом этаже стояла специальная аппаратура, которая фиксировала, как дом даёт усадку и прочие параметры».
Известный эксперт в строительной отрасли Максим Гуляев считает, что есть панельная «сестра» на год старше: «Проспект Строителей, 8. Сдали в 1972 году. Такая же девятиэтажка, как и Рыленкова, 6».
Поделимся собственными впечатлениями. Да, точь-в-точь. Впечатляет и многоподъездность – смоляне сразу же стали строить протяжённые здания.
Любопытная деталь: в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» показаны целые шеренги, кварталы панельных девятиэтажек в столице. Фильм снимался в 1974–75 годах. У нас, в провинции, счёт подобным многоэтажкам тогда шёл на единицы…
Восточная трибуна стадиона «Спартак»
Строительство некогда главного спортивного объекта Смоленщины было начато ровно 60 лет назад. Торжественное открытие состоялось 31 мая 1959 года – эта дата на слуху. Однако далеко не все знают, что нынешняя «чаша» стадиона значительно отличается от первоначальной.
Поначалу восточная трибуна «Спартака» была очень скромной – сопоставимой по высоте и вместимости с «базовой» западной трибуной. Её невеликость и пологость хорошо видна на фотографиях 60-х годов – в частности, с массовых торжеств по празднованию 1100-летия Смоленска. Однако замечательные успехи смоленских спортсменов остро поставили вопрос о необходимости реконструкции стадиона, дабы город мог принимать представительные соревнования.
«Ещё в 1970 году встал вопрос о недостаточной вместимости смоленского стадиона «Спартак», о реконструкции восточной трибуны, которая была тогда в форме небольшого полукольца», – свидетельствует в своей книге «Итоги подводить рано…» легендарный тренер «Искры» Лев Платонов.
В 1973 году «Искра» во второй раз выиграла зональный турнир во второй лиге чемпионата СССР по футболу. Правда, команда снова не сумела пробиться в первую лигу, уступив в стыковых матчах, однако всем в Смоленске стало ясно: стадион необходимо расширять – «Искру» любят, на «Искру» ходят. Реконструкция восточной трибуны была проведена за несколько месяцев и завершена перед первыми играми нового сезона, то есть к маю 1974 года, рассказывает пресс-секретарь футбольного клуба «Днепр» Виктор Южанин. Так что сезон-1974 «Искра» встречала на обновлённом «Спартаке».
Строительные работы велись в пору директорства на стадионе легендарного Василия Парфёновича Архипова. Он, в частности, знаменит тем, что первым на Смоленщине был удостоен почётного звания «Заслуженный работник физической культуры РСФСР». Его вклад в высокую скорость строительства новой трибуны трудно переоценить. Вместимость обновлённый трибуны возросла примерно в 2,5 раза, отмечает журналист Владимир Королёв. Стадион в целом теперь официально мог принять до 12 500 зрителей. (На самом деле – больше, поскольку зрители на скамеечках могли потесниться, и никто не отменял места на склонах Королевского бастиона.) И это новшество было с благодарностью воспринято смолянами и спортсменами. «Искра», собирая аншлаги и переаншлаги, блистательно вышла в первую лигу по итогам сезона 1979 года, отнюдь не потерялась в первом дивизионе под руководством главного тренера Льва Платонова и оставалась грозным «взрывным» соперником в розыгрыше Кубка СССР.
В 80-е годы, когда на некоторые матчи приходило до 18 тысяч зрителей, среди болельщиков охотно муссировались слухи о дальнейшей модернизации «Спартака». Мол, принято решение замкнуть две трибуны полукольцом, с северной стороны, что позволит существенно увеличить вместимость. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться…
Нельзя не сказать о том, что уже в XXI веке на восточной трибуне произошли благие изменения: появилась огромная надпись «Смоленск». В соответствии с требованиями времени (и федерации футбола) деревянные лавочки на «Спартаке» были заменены на индивидуальные пластиковые кресла – сначала как раз на восточной трибуне, а несколько лет спустя – и на западной. Что, правда, сократило вместимость «Спартака» до 9 тысяч зрителей. Увы, о такой посещаемости нынешним спортсменам приходится только мечтать… Да и главная футбольная команда области здесь больше не играет.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ, а также "Смоленский форум"