Огуречная культура
Пожалуй, все слышали, как хороши швейцарский сыр, шоколад и часы, как вкусны бельгийский трюфель, французское вино, баварские колбаски или итальянская паста. У россиян на слуху тульские самовары и пряники, астраханские арбузы. Во многих городах мира есть свои уникальные узнаваемые символы. Smolgazeta.ru решила выяснить, чем же славится Смоленщина, и подробнее изучить наши, смоленские бренды. А начнём мы, пожалуй, с овощной темы – с демидовских огурцов.Овощная лихорадка
Демидов считается одной из столиц огуречной культуры. Его ставят в один ряд с Луховицами, Суздалем, Шкловом, Нежином. Выращивать этот овощ массово здесь принялись с начала прошлого века. Считается, что местные жители скрестили «Муромский» и «Вязниковский» сорта и вывели свой собственный. И теперь этот бренд знают и любят не только во всей Смоленщине, но в соседних регионах России и Республики Беларусь.
Свет клином сошёлся
Так как же огурцу удалось стать брендом? По окончании Великой Отечественной войны демидовцам нужно было найти, как можно обеспечить себе хороший достаток. Жители этого района исстари отличались трудолюбием. Земля всегда была здесь самым дорогим богатством. После войны местные стали массово сеять табак (или, как они его называли, «табаку»), пока на него не появилась государственная монополия. Но так как демидовцы не привыкли сидеть сложа руки, стали искать новую культуру для взращивания. И выбор пал на огурцы.
Их сажали массово. И если сейчас растят овощи в теплицах, то раньше для этих целей оборудовали гряды в несколько десятков метров длиной. Начинали сеять в мае, первый урожай получали в июне. Была огромная конкуренция – у кого огурчики созреют раньше.
К слову, на старых фотографиях с высоты птичьего полёта Демидов был белым городом, словно усыпанный снегом, – все приусадебные участки были накрыты тепличной плёнкой. Чтобы уберечь будущий урожай от холода, демидовцы разрабатывали свои подручные технологии – кто во что горазд. Ведь от огурцов зависело в прямом смысле благосостояние местных жителей. При средней зарплате в сто рублей трудолюбивые демидовцы за сезон могли «поднять» несколько тысяч рублей.
Летающие огурцы
Как вспоминает депутат Демидовского районного Совета депутатов Игорь Корнеев, чтобы вырастить огурцы, а затем продать их, местные жители зачастую брали отпуска. Машина нужна была в первую очередь для того, чтобы транспортировать эти овощи. При коммунистах вывозить огурцы из Демидова запрещали. У нас в райпо были два водителя, которые за определённую плату возили огурцы на смоленский рынок. Под покровом ночи огромные мешки загружали, а рано утром местные ехали на автобусе в областной центр. Торговали огурцами все, от мала до велика.
– Недавно нашёл старый фотоснимок, где мой дед торгует огурцами в Санкт-Петербурге! – говорит Игорь Валерьевич.
Кстати, дедушке Корнеева довелось столкнуться с летающими огурцами. А точнее, везти овощи на продажу пришлось самолётом. Огуречники додумались арендовать сельхозавиацию и на ней транспортировали товар в столицу.
Стоит отметить, что рынок города Смоленска торговцы из Демидова не очень-то жаловали – уж больно покупатель избирательный. Так, смоляне хотели, чтобы огурцы были идеальными, ровными и красивыми, огурчик к огурчику. Приходилось делать два «веса».
– Помню, накануне вечером мы всей семьёй мыли огурцы. Их вываливали в ванну и выбирали, раскладывали по мешкам. Это был крайне трудоёмкий и утомительный процесс. Я был ещё достаточно юным, но чётко знал, что это очень важно, ведь это был серьёзный заработок, – говорит Игорь Корнеев.
Самым выгодным считался сафоновский рынок.
Остались кустарными
Действительно, во времена расцвета «огуречного дела» в Демидове все человеческие и инновационные ресурсы местные жители вкладывали в будущий урожай. По праву можно назвать огурец кормильцем. Ведь на вырученные от продажи этого овоща средства местные жители получали образование, строили дома, делали ремонты и покупали машины.
Демидовцы пытались поднять огуречное дело на более высокий уровень: райпо занималось переработкой огурцов. Здесь работал цех, в котором солили, мариновали и консервировали овощи. Сейчас такие попытки тоже предпринимаются, однако масштабы производства малы. Так что овощи в Демидове по-прежнему растут без пестицидов и прочей химии. Бренд есть бренд. Никаких добавок, только полезные, выращенные с любовью огурчики.
Теории урожайности
Почему же именно в Демидове огурцы растут как на дрожжах? Существует множество версий. Например, одни считают, что дело в тепличном эффекте, другие – что земля в этом районе насыщена сероводородом. По данным спутников, Демидовский район находится в так называемой «яме», или, иначе, в зоне неуверенного приёма телесигнала.
А вот сами демидовцы знают наверняка, чем объясняется такая урожайность: да потому что здесь люди труженики, они из поколения в поколение передают премудрости «народной технологии».
– Привезите демидовца в любую точку Земли, и он вырастит огурцы, – убеждён Игорь Валерьевич.
Я узнаю его по…
Узнать демидовский огурец можно по запаху. Он у него особенный.
Первый урожай появляется не раньше начала июня, массово они вырастают в июне – июле. Немаловажная отличительная черта – наличие пупырышек. И ещё он может горчить (если весной и летом была засуха).
Особенный день
Уже двенадцатый год в Демидове отмечают особенный праздник – День огурца. Проходит он при поддержке депутата областной Думы Павла Беркса. Поначалу огуречный праздник отмечали без размаха, в первую очередь его проводили, что поощрить местных тружеников. Ведь это день скорее посвящён именно им – трудолюбивым, упорным демидовцам. Сейчас на праздник приезжает огромное количество людей, и не только из Смоленской области. Огуречный бренд сделал Демидов одной из точек событийного туризма на Смоленщине.
В честь тружеников огуречного дела в Демидове хотят установить памятник. Задумка родилась давно, даже проект уже выбрали.
Его автор – белорусский скульптор Игорь Чумаков (кстати, памятник знаменитому земляку Юрию Никулину в Демидове – тоже его рук дело). Только на увековечение демидовских трудяг денег у региона нет, одна надежда – на меценатов. Однако пока желающих раскошелиться на памятник огурцу не нашлось.