Смоленский «Жилищник» перестраивает работу
Проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства немало, поэтому и вопросов смолян к работникам этой сферы много. На самые актуальные из них дал ответы на брифинге генеральный директор ОАО «Жилищник» Алексей ЛАРИЧЕВ.Зарплата и «мёртвые души»
Алексей Николаевич работает гендиректором «Жилищника» пять месяцев, но опыт работы в ЖКХ у него 11 лет. Инженер по образованию, Ларичев честно признался, что долго думал, соглашаться ли на эту, как он выразился, расстрельную должность. Должность действительно такая, что не позавидуешь. На управлении и обслуживании ОАО «Жилищник» находятся более двух тысяч многоквартирных жилых домов, а также административные здания и нежилые строения общей площадью более четырёх миллионов квадратных метров, где проживают 230 тысяч человек, или 70% населения Смоленска.
Ларичев не скрывает и того, что спектр проблем у «Жилищника» широкий, поступает немало жалоб от потребителей, есть большая кредиторская задолженность.
Руководитель предприятия рассказал, что делается по улучшению качества предоставляемых услуг. Прежде всего были проведены выездные оперативные совещания в филиалах «Жилищника». Сотрудники жаловалась на низкую зарплату, а потребители жаловались на невнимание работников ЖЭУ к их проблемам. Нельзя было оставлять всё так, как сложилось за долгие годы, – надо было менять систему и подходы.
В штате «Жилищника» числилось 2 400 сотрудников, а фактически работали 1 600, были и так называемые мёртвые души, которым выплачивалась зарплата, но которые на самом деле не работали. Этому положен конец. В настоящее время всё упорядочено, удалось также повысить зарплату слесарям-сантехникам, дворникам – сейчас они получают соответственно 15 и 12 тысяч рублей.
Многие работники подразделений «Жилищника» находились на фиксированных окладах, поэтому у них не было заинтересованности в качестве работы. Теперь иной подход: оклад плюс премиальная часть с учётом трудового вклада. Не всем такой подход пришёлся по душе, кто-то ушёл, но те, кто хочет работать добросовестно, остались.
О вывозе мусора
Очень важной проблемой был, да и остаётся, вывоз крупногабаритных отходов. Прежде дворники, а это в основном женщины-пенсионеры, вручную грузили эти отходы в самосвалы. В XXI веке, как выразился Ларичев, так работать нельзя. Провели конкурс, его выиграла компания «Аэросити». Она не только будет заниматься вывозом мусора, но и постепенно оснастит свой парк спецтехникой современной модификации. И наши дворы наконец-то освободятся от крупного и мелкого хлама. А ведь до сих пор мусором занимались девять подрядных организаций, да ещё «Жилищнику» приходилось брать в аренду технику. Теперь будет один ответственный, и уже не скажешь, мол, это не мы. Плюс все расчёты будут прозрачными, как выразился Ларичев.
Алексей Николаевич ответил и на злободневный вопрос о ликвидации привычных филиалов «Жилищника»: теперь в результате конкурсного отбора место ЖЭУ частично заняли подрядные организации. Их четырнадцать, и названия у них для нас непривычные: «Детство», «Борок», «Феникс» и т. д. Но никаких квитанций эти организации потребителям не присылают – платёжные документы по-прежнему приходят от ВЦ «Жилищника». Почему в конкурсе победили именно эти подрядчики? Ларичев считает, что выбраны те, которые хорошо понимают поставленные задачи и будут предоставлять высококачественные услуги.
Секрет производительности
Стратегическая цель руководства – нормализация работы предприятия, финансовая стабилизация. Но «Жилищнику» приходилось платить миллионы за возмещение материального ущерба по судебным искам. Люди подавали в суд, если их жильё залило водой, когда в результате скачка электроэнергии выходили из строя холодильники, телевизоры или другая бытовая техника. Но не лучше ли эти миллионы тратить на ремонт кровли, стыков и т. д.? Так и сделали при подготовке жилого фонда к отопительному сезону 2014 года. И удалось провести работ намного больше, чем в 2013-м. Так что и по искам придётся выплачивать меньше.
Война с неплательщиками
В прессе часто муссируются слухи о банкротстве «Жилищника». Ларичев опроверг тревожную информацию. Вступил в силу закон о лицензировании управляющих компаний, и «Жилищник» готовится к получению лицензии – для этого есть все основания. А каковы долги? Кредиторская задолженность составляет один миллиард рублей. Дебиторская – тоже один миллиард. В настоящее время юристы «Жилищника» работают по дебиторке с предприятиями, и задолженность удаётся взыскивать. Вычислительный центр предъявляет иски в суды на физических лиц, должников. Пока удалось взыскать семь миллионов рублей, но это только начало. Сейчас злостным неплательщикам не позавидуешь – с ними началась настоящая война.
И главное для потребителей: скоро заявки на неполадки можно будет подать в электронном виде. У «Жилищника» есть сайт, и там можно будет высказать все свои претензии. Будем верить, что все перемены обернутся благом для смолян!
Фото: Людмила ВИДОВА