Не доводя налоговый спор до арбитража
С 1 января действует обязательный порядок досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов.Об особенностях решения конфликтных ситуаций мы беседуем с начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Смоленской области Людмилой КИЯН.
- Людмила Андреевна, что из себя представляет досудебное урегулирование налоговых споров? Насколько распространена такая практика?
- Досудебное урегулирование споров – это современная процедура, позволяющая налогоплательщикам и налоговым органам выяснить противоречия и разногласия на первой стадии их возникновения, не обращаясь в арбитражный суд.
Такие досудебные процедуры обязательны в большинстве развитых мировых держав, что вызвано необходимостью сокращения судебных издержек государства на судебную систему и администрирование в целом, и обеспечиваются высокой стоимостью и сложностью судебных процессов.
Например, в Нидерландах, Германии, Великобритании, Австралии существует обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит менее 10% таких споров.
- Как давно досудебное урегулирование подобных споров действует у нас?
- В России институт досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых проверок был установлен более десяти лет назад – с момента принятия части первой Налогового кодекса РФ. За это время налоговые органы накопили большой практический опыт разрешения споров в административном порядке. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки и процедура обжалования решения налогового органа неоднократно менялись, однако при этом последовательность действий налогового органа и налогоплательщика остаётся неизменной и включает ряд этапов:
1. По результатам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные правонарушения.
2. Затем акт вручается налогоплательщику, который вправе представить свои возражения.
3. Рассмотрение материалов налоговой проверки завершается вынесением решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Насколько эффективна эта процедура?
- Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации.
Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами страны с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 - 20 процентов.
- Является ли досудебное урегулирование налоговых споров обязательным?
- Очередные правки, внесенные федеральным законом, закрепили обязательную процедуру досудебного обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 1 января 2009 года.
Таким образом, законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее – в судебном порядке.
Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков:
- институт апелляционного обжалования;
-невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.
- В таком случае, если подобная практика обязательна, насколько быстро рассматриваются дела?
- Понимая значение оперативности рассмотрения налоговых споров, Федеральная налоговая служба Российской Федерации предложила своё видение вопроса усовершенствования досудебной процедуры налоговых споров, подготовив Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013 – 2018 годы. Она помогает реализовать принцип оперативности процесса рассмотрения налоговых споров. Что стоит за этим понятием?
- надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;
- соблюдение норм национального и международного права;
- преемственность;
- ориентированность на клиента,
- упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;
- информационная открытость.
- Хорошо, что уже сделано в этом направлении?
- Налоговые органы – сервисная служба, предоставляющая государственные услуги населению. Одна из важнейших для нас задач – повышение качества обслуживания налогоплательщиков в условиях безусловного соблюдения налогового законодательства.
В частности, важным шагом в этом направлении следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещённого на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Он позволил организациям и физическим лицам в режиме on-line получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.
Для получения соответствующей информации заявителю достаточно всего лишь ввести свои данные: наименование организации либо фамилию, имя, отчество физического лица, ИНН.
- Можно ли отозвать поданную жалобу?
- Да. 2 июля 2013 года Президентом Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» №153-ФЗ, который вступил в силу с 3 августа 2013 года. Новой редакцией Кодекса введён институт отзыва жалобы заявителем (п.7 ст. 138), установлены порядок и сроки подачи жалобы (ст.139), оставления жалобы без рассмотрения (ст. 139.3).
Кроме того, увеличены сроки вступления в законную силу решений по результатам налоговых проверок с десяти дней до одного месяца. Ранее налогоплательщики не всегда успевали подготовить развернутые и аргументированные жалобы, надеясь на дальнейшее разбирательство дела в суде.
Жалобы можно подавать только на ненормативные акты налоговых органов.
- Давайте остановимся на этом подробнее…
- Ненормативные акты налоговых органов – это документы любого наименования, которые носят властно-обязывающий характер, но не обладают такими признаками нормативности, как обязательность поведения неограниченного круга лиц и неоднократность применения.
В качестве примера ненормативного акта можно привести решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, принятое по результатам камеральной и (или) выездной проверки. К этой же категории актов относятся и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Хочу обратить ваше внимание: обязательный порядок досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов начал действовать с 1 января 2014 года. Тем самым расширили уже упоминавшуюся обязательную процедуру досудебного обжалования решений по выездным и камеральным проверкам согласно статье 101 Налогового кодекса – на иные акты и жалобы.
Суд теперь будет рассматривать такие споры только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
По мнению законодателя, такой порядок должен расширить возможности налогоплательщиков в отстаивании своих прав и законных интересов. Перечислю лишь несколько. Во-первых, досудебная процедура гораздо быстрее рассмотрения спора в суде. Во-вторых, налогоплательщик не платит госпошлин и не несёт издержек на представительство в суде.
Подчеркну, что апелляционная жалоба должна подаваться через ту налоговую инспекцию, которая вынесла оспариваемое решение. Инспекция в трёхдневный срок после получения жалобы обязана передать её вышестоящему налоговому органу.
Апелляционная жалоба должна быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
- Может ли вышестоящий налоговый орган игнорировать поступившую жалобу?
- Да, законом введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Отказ последует, если она не подписана лицом, подавшим жалобу или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на её подписание; подана после истечения срока подачи жалобы, установленного кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано; до принятия решения по жалобе от лица, её подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части; ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.
- Понятно, а можно ли обратиться с жалобой повторно?
- Налогоплательщик имеет право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). Основанием для повторного обращения в том числе может быть оставление жалобы без рассмотрения.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган, до принятия решения по этой жалобе может её отозвать на основании письменного заявления. При этом налоговый орган не обязан выяснять мотивы отзыва жалобы, следовательно, налогоплательщику достаточно написать соответствующее заявление. Но нужно отметить, что отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, её подавшее, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
- В какие сроки можно жаловаться?
- Новый закон увеличил сроки для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
- на действия и любой акт налогового органа, за исключением решений по результатам налоговых проверок, жалобы могут быть поданы в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
- на вступившие в силу решения по результатам проверок, которые могли быть обжалованы в апелляционном порядке, но обжалованы не были, жалобы подаются в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения;
- апелляционные жалобы подаются в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику или его представителю.
- А если я решил усилить свою позицию и представить дополнительные документы?
- Такие новации в рассмотрении жалобы предусмотрены в статье 140 Налогового кодекса. Действительно, в ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее её, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако эти документы будут рассматриваться только при том условии, если налогоплательщик убедительно объяснит, почему он не мог представить их нижестоящей налоговой инспекции.
- Могу ли я присутствовать при рассмотрении моей жалобы?
- Нет. Вышестоящие налоговые органы рассматривают жалобу без участия лица, подавшего жалобу.
- И ещё. В какие сроки будет рассмотрена моя жалоба?
- Хочу отметить, что законом изменены сроки.
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа по результатам налоговых проверок принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.
Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трёх рабочих дней со дня его вынесения сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
ЯЗЫКОМ ЗАКОНА
Какие бывают жалобы
С внесением в кодекс поправок закончилась и неопределённость с тем, что считать жалобой. Законодатель дал определения понятиям «жалоба» и «апелляционная жалоба».
Жалобой признается обращение лица в налоговую инспекцию, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговую инспекцию, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Общие требования к жалобе
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, её подавшим, или его представителем.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина или наименование и адрес организации;
- обжалуемые акт, действия или бездействие налоговых органов;
- наименование налогового органа, на который подается жалоба;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
Если жалобу подает представитель, он прилагает документы, подтверждающие его полномочия.
Если вы общаетесь посредством почты…
В случае направления решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней. Апелляционная жалоба подаётся на не вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки.
Если жалобу отправили почтой, днем её подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Если жалоба подается по истечении срока обжалования, необходимо заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования и приложить документы в доказательство того, что этот срок был пропущен по уважительной причине.