Статьи

Непозволительная роскошь

23 октября 2013 года в 05:19
В ближайшие три года смолянам придётся жить, затянув пояса.

23 октября администрация региона внесла в областную Думу проект бюджета Смоленской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вице-губернатор Игорь СКОБЕЛЕВ рассказал читателям «Смоленской газеты» о том, что мы сможем себе позволить, и от чего придётся решительно отказаться, чтобы не стать банкротами.

- Игорь Викторович, министр экономического развития Алексей Улюкаев на днях заявил, что экономика России находится в стагнации и «позитивных сигналов пока мало». Очевидно, что Смоленщина на этом общероссийском фоне не исключение?
- Да, ситуация не внушает оптимизма. Падение темпов производства, уменьшение налоговой базы самым негативным образом сказывается на исполнении бюджета текущего года. Основной источник доходной части бюджета области - налог на прибыль нынче составит примерно 75% от уровня 2012 года. Рост сборов налога на доходы физических лиц будет примерно 10%. В результате мы не дополучим примерно 3 млрд. рублей.
Приведу ещё одну цифру. В этом году мы ожидаем исполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам на уровне 97% к уровню прошлого года. По сути, это кризисная ситуация.

- В чём причина столь резкого падения поступлений в бюджет налога на прибыль?
- В изменении на федеральном уровне системы налогообложения так называемой консолидированной группы налогоплательщиков. На территории области это такие крупные фирмы, как "Транснефть", "Лукойл", "Роснефть", "Газпром", подразделения "Ростелекома", "Мегафон", "Мечел", структуры атомно-промышленного комплекса.
Согласно официальной статистике, за перовое полугодие 2012 года все они уплатили в областной бюджет налог на прибыль в сумме 1 млрд. 900 млн. рублей. А за первое полугодие 2013 года – 360 миллионов рублей. То есть, падение в 5 раз! Если учесть, что в первом полугодии 12-го года в общем объёме поступившего в областной бюджет налога на прибыль доля этих предприятий составила 40%, то ситуацию текущего года можно назвать катастрофической.
Важно понимать, что она абсолютно не зависит от региональной власти: все эти компании вертикально интегрированные, с органами управления в Москве. От них очень трудно добиться получения финансовой информации, чтобы понять причины падения прибыли и получить прогноз на предстоящий год. Такая ситуация сложилась практически по всем регионам, тему уже поднимали и на уровне правительства, и на Госсовете. Но, к сожалению, пока ничего в лучшую сторону не изменилось.

- Придётся вносить корректировки в бюджет текущего года?
- Конечно, и весьма существенные. Мы внесли на рассмотрение депутатов областной Думы предложения по сокращению расходов бюджета 2013 года на 2 млрд. 957 млн. рублей. В основном сокращение коснётся расходов на содержание органов управления, а также ряда расходов, которые мы считаем не первоочередными. Например, строительством колодцев в муниципалитетах, ряд строек, капитальные ремонты. Конечно, полностью закрыть трёхмиллиардную «дыру» в доходах мы не сможем, но уменьшить расходную часть бюджета в целом почти на полмиллиарда реально. Это позволит не допустить возникновения кредиторской задолженности по выплатам зарплат бюджетникам.

- Но ведь необходимо ещё и выполнять майские указы президента по повышению зарплат…
- Указы президента безусловно выполняются. В области с 1 сентября повышена заработная плата учителям, работникам культуры, социальным работникам, медикам, педагогам дошкольных учреждений. Так, среднемесячная зарплата врачей составит до 26 тысяч, среднего медперсонала – 15 тысяч, санитарок – 10 тысяч рублей. Социальных работников – 9800 рублей. Однако это потребует дополнительных расходов бюджета в сумме 746 млн. рублей. Здесь мы очень рассчитываем на помощь со стороны федерального центра.
Одновременно замечу, что планировавшееся с 1 октября повышение на 5,5% зарплат чиновникам решено заморозить.

- На какие источники доходов в сложившейся ситуации может рассчитывать областная казна в 2014 году?
- Как и прежде: налоги на прибыль и на доходы. Учитывая ситуацию текущего года, мы запланировали их поступление по самому консервативному, минимальному росту к уровню нынешнего года 15 и 10 процентов соответственно. Финансовая помощь от федерального бюджета будет меньше, чем в текущем году, на 300 млн. и составит 2,6 млрд. рублей.

- Получается, что бюджет-2014 будет с немалым дефицитом?
- Мы вынуждены заранее закладывать дефицит в 15%, который даст возможность дополнительных расходов в размере 3,5 млрд. рублей. Они пойдут, прежде всего, на финансирование так называемых защищённых статей бюджета, из которых финансируются социальные программы.

- На какие меры готова пойти областная власть, чтобы сбалансировать бюджет?
- Мы не можем поддерживать тот уровень расходов, который у нас есть сегодня, при тех минимальных источниках доходов, которыми мы располагаем. В связи с этим мы, во-первых, отказываемся от повышения зарплат чиновникам всех уровней. Расходы на содержание органов власти предусматриваются на уровне 90% к 2013 году. То есть чиновникам придётся работать в режиме жёсткой экономии.

- Только на чиновниках сэкономить не удастся…
- Планируется и ряд так называемых непопулярных мер. Среди них – оптимизация на 10 процентов областных государственных учреждений культуры, образования и соцразвития. Мы сокращаем им фонд зарплаты на 10% и просим их рассмотреть возможности оптимизации путём, например, слияния, укрупнения. Жёсткая мера, но без этого нельзя.
Будет сокращение строительства. В этом году у нас объём работ планируется примерно 1 млрд. 300 млн. из-за юбилея города. В 2014-м мы опускаемся до уровня 350 млн. рублей, оставляя только ключевые объекты.
По социальному блоку. Мы не видим возможности поддерживать те обязательства, которые область взяла на себя дополнительно к федеральным полномочиям.
Мы предлагаем отменить ежемесячное пособие тем матерям, детей которых мы не можем обеспечить детскими садами. В своё время это была инициатива депутатов. Спорный закон, потому что наша цель – это обеспечение садами, и у нас огромные ресурсы выделяются на строительство детских садов. Нам федеральный центр выдал бюджетный кредит 80 млн. рублей на строительство двух детских садиков в Ершичах и Вязьме. Сейчас мы получили транш 360 млн. на строительство шести детских садов. Мы заключили соглашение с Министерством образования, по которому до конца 2016 года область обязана всех детей от 3 до 7 лет обеспечить детскими садами. Как только мы освоим эти деньги, нам обещают следующий транш, федерация активно помогает в строительстве садов. Поэтому я не очень понимаю смысл этой выплаты. Тем более что есть факты, когда родители просто пользуются этой выплатой и сознательно не водят детей в сады. Отмена этой выплаты – ещё 200 млн. рублей для бюджета.
Еще одна льгота была введена в далёком 2002 году – областное единовременное пособие при рождении ребёнка 4800 рублей. При этом федеральный центр даёт пособие 14 тыс. рублей. Дублирование идет. Понятно, что пособие в 4 тысячи сегодня уже никак не повлияет на увеличение рождаемости. Причем, его, опять же, платят всем, независимо от социального статуса. Общий вес этой благотворительности – 50 млн. рублей в год. Мы предлагаем отменить её.
Явный анахронизм и выплата на кормление детей до трёх лет. Сейчас по ней мы кормим всех, независимо от статуса и социального положения семьи. Но у нас не коммунизм. Мы оставляем эту выплату только для нуждающихся, и тем самым порядка 30 млн. рублей экономим.
Мы предлагаем депутатам рассмотреть изменение механизма использования областной льготы по оплате 50% на коммунальные услуги: предлагаем платить 50% от факта потребления. А сейчас платится 50% от нормы. Это позволит оптимизировать около 200 млн. рублей. Причем, федеральный центр по своим льготникам именно так даёт льготу по принципу «копейка в копейку».
Предлагается ликвидировать социальную поддержку в виде ежемесячной выплаты в 440 рублей лицам, удостоенным звания «Ветеран труда Смоленской области» (при этом бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте для них сохраняется). В общей сумме экономия для бюджета составит 200 млн. рублей.
Отдельная тема – сертификаты на региональный материнский капитал в 148 тыс. рублей. Мы предлагаем обсудить целесообразность этой меры соцподдержки, поскольку она абсолютно разорительна для области. Расходы по этим сертификатам ежегодно обходятся бюджету примерно в 250-300 млн. рублей в год и растут в геометрической прогрессии. Сумма выданных, но пока не отоваренных сертификатов на сегодняшний день составляет уже 2 млрд. 553 млн. рублей. Если вдруг их в один момент предъявят к оплате, область окажется банкротом, людям зарплату нечем будет платить…

- Вы не боитесь социального взрыва?
- Нет. Во-первых, потому, что на территории области полностью продолжают работать все федеральные социальные льготы – и для ветеранов, и для молодёжи. Например, тот же материнский капитал.
Во-вторых, из 48 региональных выплат мы предлагаем приостановить только 4. Более того, мы предлагаем, как то и рекомендует федеральный центр, сделать областные социальные программы помощи более конкретными, адресными.
По ряду расходов мы предлагаем просто перераспределить полномочия между областью и районами. Например, по горячему питанию школьников, поскольку это – функция муниципалитетов.
Расходы по многим социальным статьям в бюджете будущего года даже увеличиваются. Так, материальная помощь малоимущим вырастет в два раза. Полностью сохраняются областные льготы для инвалидов, доноров, больных на гемодиализе, труженикам тыла и другим категориям граждан. Сохраняются субсидии на оплату коммунальных услуг для малоимущих категорий граждан.
А те выплаты, целесообразность которых мы предлагаем обсудить, - это дополнительные расходные обязательства, которые область взяла на себя, не продумав последствия. Они «весят» 600 млн. рублей в год. И у нас нет возможности их выплачивать. Но мы оставляем массу других областных социальных льгот и пособий на общую сумму 4 млрд. рублей. Так что нет и речи о каком-то решении бюджетных проблем за счёт урезания социальных льгот.

- Очевидно, что планируемый дефицит бюджета потребует повышения планки госдолга области, который и без того уже немалый...
- Госдолг – самая болезненная проблема. Расходы на его обслуживание в 2014 году запланированы в сумме 850 млн. рублей.
К сожалению, дефицитный бюджет требует прироста долга. Доходы в этом году упадут. Сейчас мы ставим перед правительством вопрос о привлечении кредита в 4 млрд. рублей, чтобы выполнить в полном объёме социальные обязательства, возложенные на регион майскими указами президента. И, к сожалению, на 1 января 2014 года мы выходим на сумму госдолга более 100% от доходов регионального бюджета. В денежном выражении это примерно 21,5 млрд. рублей.
Разумеется, мы предпринимаем все возможные меры для уменьшения долгового бремени, реструктуризации долга, чтобы в нём было больше бюджетных, а не банковских кредитов, поскольку они в два раза дешевле. Но кардинальным решением проблемы (и об этом я говорил, выступая перед фракцией «Единой России» в областной Думе) было бы полное списание бюджетных кредитов. Потому что эти кредиты мы получали не на инвестиции, не на стройки, не на дороги, не на развитие, а на проедание, на социальные нужды. Фактически мы просим помощи, но нам её не дают, а предлагают кредиты. Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам – нет, требует отдавать. Я считаю, что это неправильно. Тем более что госдолг сегодня – это проблема не одной Смоленщины, а целого ряда регионов. И образовался он по вполне объективным причинам.

- То есть, ни о каком бюджете развития на 2014 год нет и речи?
- Я считаю, что не только на 2014 год, но и как минимум до 2016 года включительно. Слишком много накопилось проблем. Да и ситуация в экономике страны в целом складывается по неблагоприятному сценарию. Так что в ближайшие три года нам придётся жить, затянув пояса. Бюджет развития для Смоленщины пока – непозволительная роскошь.
В Смоленске обсудили единый учебник истории
Старое украшение на новый лад по-смоленски

Другие новости по теме