Как готовится к открытию выставка работ Сальвадора Дали
…Как путешествуют картины? Специальным транспортом, в специальной упаковке. «Пассажиры» особого класса. За них отвечают специальные компании – транспортные и страховые. Не только в выставочном зале или хранилище, но и в пути произведения искусства живут своей особенной жизнью.Сегодня в Смоленской художественной галерее мы наблюдали, как готовятся к экспозиции иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии». Выставка прибыла на автобусе и вот уже поднята на этаж. Несколько приземистых «грузовых мест»: плетёные пластиковые мешки с логотипом перевозчика (в похожих продают сахар). Запломбировано. Разрезаем ножницами первый ремешок: внутри мешка – металлический контейнер. В нём – переложенные демпфирующим материалом застеклённые шедевры (ну, или какое слово предложите вы?) Сотрудники музея бережно извлекают работы по одной и называют вслух номер каждой. В перечне в соответствующей графе ставится «птица»: здравствуй, Дали!
Размер каждой ксилографии – примерно 26 на 33 см. Работ ровно сто – по числу песен в «Божественной комедии». Итого сто рам плюс семь с сопроводительной информацией. Сегодня они займут свои места на стенах галереи.
Самое первое ощущение – тёплое: работы хранят тепло создателей (их несколько – сам Дали и художники, занимавшиеся гравировкой).
Дали очутился в Смоленске не просто так, а потому что у компании «Gallery TRADE», экспонирующей эти работы в России, нашёлся свой человек в Смоленске – Юлия РЫКОВА. Именно благодаря её энергичным действиям смоляне смогут увидеть работы Сальвадора Дали уже 8 марта, на праздник.
Выставка приехала к нам из Великого Новгорода – она будет странствовать по России три года. В планах организаторов – посетить за это время 25 городов. Наш Смоленск оказался в самом начале второго десятка. Большинство деловых контактов компании – на востоке страны, рассказывает Юлия. Выставка будет работать в Смоленске до 12 мая, затем гравюры двинутся в сторону Урала, а потом – на Дальний Восток.
Юлия Рыкова
Напомним, для воспроизведения 100 акварелей было изготовлено около 3500 досок. С их помощью сделано около пяти тысяч ксилографий. (Нетрудно сосчитать, что на каждую акварель приходится в среднем 35 гравировальных досок и около 50 оттисков.) Затем доски были уничтожены, чтобы избежать несанкционированного копирования.
Оригиналы – акварели Дали – на сегодня утрачены, об их нахождении ничего не известно. Ценность представленных ксилографий нам разъяснила заместитель директора Смоленского государственного музея-заповедника по науке Наталья ВОСТРИКОВА:
- Используемая здесь технология – очень сложная, она используется в репродукционной графике для имитации живописи, акварели, сепии, то есть тех техник, работы в которых всегда были оригинальны и существовали в единственном экземпляре. Конечно, эти работы имеют статус оригинала. Подпись автора рисунка под оттиском – это стопроцентная гарантия того, что автор одобрил работу, следовательно, он считает её своим произведением. Я посмотрела ещё не все ксилографии, но, насколько я знаю, они подписаны Дали.
Наталья Вострикова
- Мы имеем дело с подлинными вещами, и увидеть руку мастера – это удовольствие! – поделилась заведующая художественной галереей Тамара ОРЛОВА. – Безусловно, эта выставка для нас замечательное событие! Но я бы хотела не столько «паломничества», сколько видеть у нас в галерее людей, которые понимают, что они приходят смотреть. Мне бы хотелось, чтобы наши посетители знали, что такое «Божественная комедия», кто такой Данте, кто такой Сальвадор Дали, и осмысленно знакомились с этими работами, совмещая текст и иллюстрации и получая эстетическое удовольствие!
Вводные подробности - здесь.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ