Статьи

Приключения фуры на таможне, или Смоленские Верещагины

30 января 2013 года в 13:17
Скажем прямо, за исключением тех, кто непосредственно перевозит товары из-за границы («участников внешнеэкономической деятельности», как их официально называют), с работой таможни мало кто знаком. В памяти всплывают анекдоты о сборщиках податей, длиннющие очереди из фур на границе ещё несколько лет назад – и, пожалуй, всё.

Чтобы выяснить, что может ждать на таможне предполагаемую фуру с товаром и чем занимаются люди в изумрудно-зелёной форме, мы отправились на Краснинский таможенный пост.

Начальник поста Владислав КАМАЛТЫНОВ на работу поднимается в шесть утра, чтобы успеть к началу рабочего дня: граница с Белоруссией почти в восьмидесяти километрах от областного центра.

– Раньше проверяли все сто процентов импортных грузов, – вспоминает Владислав Владимирович. – Время такое было, под видом одного товара часто пытались провезти абсолютно другой. Теперь всё гораздо проще и быстрее.

Итак, фура едет в Россию из Европы. Она пересекает границу Таможенного союза в Беларуси. Там оформляется таможенный транзит, и дальше машина едет на один из постов Российской Федерации. На какой – определяется на основании сведений о месте нахождения получателя, указанных в товаротранспортных документах. Что касается Краснинского таможенного поста, то ежемесячно на склады временного хранения (СВХ), расположенные в регионе его деятельности, поступает около 5 тысяч транспортных средств с товарами. При этом существует определенная специализация СВХ. Например, скоропортящиеся продукты, скорее всего, поедут в Рудню – там расположен СВХ ООО «Терминал Евротранссервис» с пунктами фитосанитарного и ветеринарного контроля, а на СВХ ООО «Альфа Транс», в основном, производится таможенное декларирование продукции химической промышленности.

О том, что большегруз прибудет к смоленским таможенникам, их информируют белорусские коллеги.

– Если машина не доедет в срок, будем искать, – поясняет Владислав Владимирович. – Но такое происходит крайне редко.

При въезде на территорию СВХ фура пройдёт проверку на уровень радиации. Все склады временного хранения оборудованы системой радиационного контроля «Янтарь», при помощи которой машины проверяют перед въездом на склад.

– Груз облагается таможенной пошлиной и налогами, задача таможни – следить, чтобы средства были перечислены в бюджет в полном объёме, – говорит Владислав Камалтынов.

После пересечения границы большегрузом и прибытия на СВХ есть несколько вариантов. Либо выдаётся транзитная декларация и фура едет дальше, например в Москву, где будет оформляться; либо необходимые процедуры с документами будут выполнены на месте; или же груз останется здесь, а декларирование будет проходить по технологии удалённого выпуска, то есть с помощью интернета, на другой таможне. Примерно в 16 процентах случаев используется технология удалённого выпуска.

– Если раньше машине приходилось ехать, например, в Москву, там оформляться, а потом – совершенно в противоположную сторону, то теперь логистика почти идеальна, – считает Владислав Владимирович. – Создание новых складов временного хранения и удалённое оформление, с одной стороны, разгружает дороги (теперь уже машины не идут таким потоком в Москву), а с другой – пополняют местный бюджет и создают новые рабочие места.

«Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял?»

И все, поди, без пошлины! Крылатую фразу и образ честного таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни» помнят многие. Что там ответил Абдулла? «Так нет же никого в таможне, кому платить – неизвестно». И действительно, сейчас сборщики въездных податей самостоятельно деньги не собирают. Документы и платежи – всё в электронном виде.

– Сегодня общение таможенника с клиентом минимизируется, все субъективные моменты убираются, – говорит начальник поста. – Самостоятельно досмотреть груз без достаточных оснований мы не можем. Существует система управления рисками практическая реализация которой осуществляется с помощью электронных программных средств в автоматическом режиме.. По набору определённых критериев выявляются при проверке декларации так называемые рисковые грузы. Ну вот пример. Грузоподъёмность вашей воображаемой фуры – 20 тонн, а вы заявили, что везёте компактный товар весом всего в 9 тонн. Перевозчику невыгодно отправлять полупустую машину. Значит, могут возникнуть подозрения. Только возникают они не у конкретного человека, а у системы. Она предлагает проверить, всё ли в порядке. Или ещё пример. Вы указываете в декларации, что собираетесь поставлять цемент из Египта стоимостью 18 центов за килограмм. А система видит, что с Украины, которая гораздо ближе, возят тот же товар по цене 25 центов. Почему такая низкая стоимость? Система предложит либо взять пояснения, либо взять пробы, либо досмотреть груз или его часть. Всё зависит от набора критериев.
Конечно, бывают и другие случаи. По оперативной информации, ненадёжный поставщик везёт контрабанду – тогда решение принимается в соответствии с той же системой управления рисками, но основой для ее применения является информация о возможном правонарушении или преступлении.

Если уж дело дошло до досмотра, здесь тоже ведётся полный контроль. Во-первых, декларанта уведомляют о необходимости процедуры. Во-вторых, оформляется акт досмотра и в обязательном порядке все операции фиксируются с помощью фотоаппаратуры, после чего формируется электронный архив, доступный всем вышестоящим таможенным органам. Практически в режиме онлайн Федеральная таможенная служба может отслеживать действия своих сотрудников. Время на досмотр ограничено: не позднее окончания следующего рабочего дня. По собственному желанию затянуть процедуру таможенник просто не может.

– Сейчас не так много машин подвергается досмотру. Например, в декабре, когда был большой поток товаров перед новогодними праздниками, этой процедуре подвергли всего 90 фур, то есть каждую двадцатую, – говорит Владислав Владимирович.

В некоторых случаях товар проверяют досмотровой рентгеновской аппаратуры. К примеру, химию ведь часто возят в бочках, там вложение во внутрь или второе дно увидишь не сразу. Опять же – всё с фотографиями на память. По снимкам потом выносится решение, нужно ли вскрывать тару.

Поляки виртуозно паркуются

Что же будет с грузом дальше? Оформили, даже досмотрели, все нормально. Куда отправимся? Можно ехать к конечному получателю. А если есть необходимость переформировать товарную партию, оставить для дальнейшего хранения или перегрузить на другое транспортное средство, то по существу, ехать никуда не нужно. Таможенно-логистический терминал отличается от склада временного хранения тем, что обладает расширенной инфраструктурой, складскими помещениями, стоянками, гостиницами, заправками и другими нужными сопутствующими объектами. Как СВХ ООО «Терминал Евротранссервис», так и ООО «Альфа Транс» являются первой фазой строительства таможенно-логистических терминалов «Руднянский» и «Красной» соответственно. Оба склада активно развиваются, и, учитывая выгодное географическое положение и близость к транспортным магистралям, в ближайшей перспективе займут достойное место среди логистических центров.

На огромной стоянке СВХ ООО «Альфа Транс» в ряд припаркованы большегрузы.

– И как они умудряются с этими габаритами спокойно разворачиваться?
– Такие виртуозы встречаются! Особенно поляки!

– А как с иностранцами объясняетесь?

– Большинство литовцев, латвийцев, эстонцев, чехов и поляков свободно говорят по-русски. Те, кто помоложе, уже коверкают слова, а старшее поколение наш язык в школах учило! Немцы приезжают реже, но и с ними получается изъясняться. Вот с французами и англичанами беда. Но они у нас почти не бывают.

ЦИФРЫ

За 2012 год на Краснинском таможенном посту оформлено более 20,5 тысячи деклараций
В бюджет перечислено 7,6 миллиарда рублей
Персонал поста – 64 человека

Фото: Владимир САФОНОВ
Смоленский «Теремок»: проблемы и решения
Станет ли донорство бесплатным

Другие новости по теме