Статьи

Десять неудобных вопросов Николаю Алашееву

31 октября 2012 года в 10:38
Глава городской администрации побывал у нас в гостях и рассказал о том, что делается для того, чтобы Смоленск стал чище и красивее.

О ЖКХ

– Николай Николаевич, здравствуйте. Мы тут в редакции все отличаемся повышенной скромностью, поэтому спрошу: как вам обновленная «Смоленская газета»?

– Очень хорошая. Молодцы. Читаю с интересом.

– Спасибо. Теперь давайте о насущном. Как вы наверняка догадались, первый блок вопросов будет о ЖКХ. Прокомментируйте отопительный сезон-2012.

– Кампания по запуску тепла прошла в рекордно короткие в истории Смоленска сроки. Учреждения социальной сферы были подключены на 99 процентов за три дня. Для сравнения: по предыдущему году на их подключение потребовались три-четыре недели. Да, в процессе подключения были прорывы как на магистральных сетях, так и на внутриквартальных. Но это неизбежно. Мы сформировали аварийные бригады и хорошо их укомплектовали. И в результате работ, которые были произведены по замене ветхих сетей, риск снизился. Не настолько, чтобы мы могли говорить, что сети беспроблемные, однако прорывов в ходе отопительного сезона будет значительно меньше.

– Как развивается ситуация с семью «мятежными» ЖЭУ? И самый главный вопрос, который больше всего волнует людей: кому платить-то?

– Выяснять, мятежные это ЖЭУ или безмятежные, будут компетентные органы. Существует предусмотренная законом процедура. У меня есть основания полагать, что собрания собственников жилья так называемых мятежных «ооошек» и их результаты могут быть подвергнуты сомнению. Как они проводились – заочным голосованием, каким-либо другим? Их результаты вызывают у меня сомнения. В данное время ведётся проверка, идут следственные мероприятия.

– Но жители этих шестисот домов по сию пору получают двойные квитанции.

– Сейчас эти дома взял в оперативное управление «Жилищник». Хотя бы для того, чтобы подготовить их к зиме. Поэтому нужно платить по квитанциям, которые выставляют ВЦ ЖКХ и «Квадра». Если возникли вопросы, нужно звонить в ВЦ, в подразделение «Квадры», в «Жилищник».

– Как в целом складываются взаимоотношения муниципалитета и управляющих компаний? Проще говоря – есть ли управа на нерадивых?

– Скажем так: уровень влияния города на исполнение компаниями своих обязательств вырос. И вырос значительно.

– За счёт чего?

– Путём некоторых управленческих решений. В частности, у нас есть такой орган с достаточно серьёзными полномочиями, как административно-техническая инспекция (АТИ). До недавнего времени она находилась в полуспящем состоянии. Теперь заработала. Жилищная инспекция. И мы совместно с ней и с правоохранительными органами обеспечиваем на текущий момент более-менее сносную управляемость. Причём я бы здесь хотел очень чётко провести водораздел, чтобы было понимание того, что меры по обеспечению порядка предпринимались без вмешательства во внутрихозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.

Например, семь «мятежных» ЖЭУ не сделали ничего, чтобы подготовить внутреннюю инфраструктуру домов – а их более 600 – к зиме. Эти работы, можно сказать, на благотворительной основе, исходя из осознания остроты проблемы, произвёл «Жилищник» даже в отсутствие оплаты за реальное содержание и ремонт жилья, тогда как формально функции управляющей компании несли и несут эти ООО. «Жилищник» готовил эти дома к зиме.

– А что с вывозом мусора? Если не ошибаюсь, там ситуация поменялась.

– Функция утилизации и вывоза мусора на текущий момент практически вернулась в город. Полигон закреплён за профильным предприятием, расторгнут договор аренды со СмолЭКО. И эта функция контролируется и обеспечивается городом через профильные подразделения, где собственник – город, и его интересы представляют исполнительные органы в лице администрации.

О дорогах

– Давайте теперь поговорим про ремонт смоленских улиц. В первую очередь, разумеется, спрошу об улице Дзержинского. Я, например, вчера там в яму влетел, пробил колесо.

– Относительно улицы Дзержинского. Какой манёвр мы можем предпринять? Мы расторгаем договор. Я могу сказать, что контрагент по этому процессу – компания «Ресурс» – не помогает нам быстро его расторгнуть, с тем чтобы мы обеспечили все соответствующие процедуры в рамках закона 94-ФЗ: вывести на конкурс, правильно прописать технические задания без тех ошибок, которые очевидны всем.

– Вы имеете в виду столбы на проезжей части?

– И не только. Поэтому мы предпринимаем все возможные и невозможные меры, чтобы в рамках переговорных процессов найти контрагентов, которые смогут просто купить эту компанию. Проблема серьёзная, и улица на грани закрытия. Но, я надеюсь, путём построения нормальных отношений заказчика и подрядчика мы сделаем этот объект к юбилею. Но ремонт здесь, скорее всего, начнётся весной будущего года, поскольку при температуре минус 5 градусов все асфальтовые работы прекращаются.

– Мы перед нашей встречей разместили анонс в «Фейсбуке», пригласили жителей задавать свои вопросы. Вот, например, возмущённые граждане спрашивают о состоянии улицы Рыленкова.

– И у Рыленкова, и у Дзержинки, и ещё у десятка объектов есть общий знаменатель: неправильное проведение конкурсов на ремонт, в результате которых заказы получали недобросовестные подрядчики. По закону они должны делать гарантийный ремонт.

– А город не может?

– В бюджете города на это не запланировано средств: ведь предполагалось, что подрядчики будут делать на совесть и ремонтировать потом... Теперь мы судимся, заставляем их исполнять обязательства.

– А автомобилисты пока продолжают бить подвески.

– Мы – заложники закона о госзакупках. Максимум, что мы в оперативном порядке можем сделать, – подсыпать в ямы щебень. Если мы пустим деньги на ремонт, это тут же признают нарушением законодательства и привлекут к ответственности.

– Но хоть что-то делается?

– Да. Прошу всех жителей набраться терпения: весной ремонт начнём. По всем этим объектам проведены конкурсы. Хотя, будь моя воля, львиную долю дорожно-строительных работ выставлял бы в качестве муниципального задания профильным предприятиям, вроде «Дормостстроя», где трудятся компетентные люди. Но есть и ряд подрядных организаций, которые показали себя неплохо. Их тоже нельзя сбрасывать со счетов.

О городской инфраструктуре

– Вы планируете как-то пересматривать транспортную схему города? На улицах и летом пробки, а что будет зимой... Сколько раз проектировали-проектировали, а толку пока ноль. Надо развязки, повороты, разметку пересматривать. Для этого нужны нормальные специалисты – местные, которые ездят по городу каждый день. А то прошлую схему, если память не изменяет, какие-то спецы из Питера делали. Вот и наделали... Перекрёстки Кирова–Гагарина–Шевченко, «три дороги», Гагарина–Николаева, наконец...

– Отчасти согласен. В результате изменения штатной структуры администрации у нас будет достаточно мобильное, подвижное и интеллектуальное дорожное подразделение. Ведь любое привлечение специалистов серьёзных агентств, сами понимаете, нагрузка на бюджет. Пока глобальная концепция нами не разрабатывается. Были бы деньги, мы бы её, конечно, разработали. Но нашими специалистами будет оптимизироваться схема проезда по всем вышеперечисленным участкам.

– Есть ли видение будущего развития города?

– На текущий момент концепция развития города параллельна концепции развития области. Мы постоянно взаимодействуем. Взаимно интегрированная концепция развития города и области будет скоро представлена. В частности, у нас один из локомотивов экономики – строительный сектор – буксует. Это происходит из-за отсутствия возможностей по подключению коммуникаций, из-за крайне изношенных сетей. Здесь всё нужно рассматривать в системной концепции, предусматривать, какой инвестор и куда может зайти. Если мы обобщённую, никому не нужную форму опять выдадим, продукт не будет востребован. Здесь, помимо концепции, нужен и климат, о котором говорит губернатор, прозрачность. Для потенциального инвестора должно быть понятно, что в ближайшей перспективе ничего не изменится. Кстати, замечаете ли вы в последнее время отсутствие историй с точечными застройками?

– Не совсем. Напряжение, может быть, и спало, но масштаб остался. Например, история берёзовой рощи на Багратиона.

– Те решения, которые выносились в судебном порядке ранее, отыгрываются сейчас обратно. Но на текущий момент мы практически блокировали те разрешения под строительство, которые могли бы вызвать возмущение людей. По роще на улице Багратиона вопрос рассматривается в суде. Юристы в режиме онлайн рассматривают все возможные законные способы решить этот вопрос так, чтобы не страдали граждане и не пострадала сама роща. После решения суда вернёмся к этой проблеме и постараемся рощу сохранить.

– Но ведь есть же в городе градостроительный план...

– Есть. Но ранее застройщики «подминали» его под себя и вопреки градостроительным концепциям строили там, где здравый смысл не предусматривает этого строительства. Сейчас, беседуя с потенциальным инвестором, застройщиком, мы сразу задаём вопрос: а сколько детских садов, сколько квартир под переселение вы можете предоставить? Исключительно так и ведём разговор. Что касается земли, я думаю, что в ближайшее время все предпосылки к тому, чтобы с недостаточно высокой степенью эффективности вовлекать земельные участки в оборот или передавать права в рамках конкурсных и аукционных процедур, исчезнут. Сейчас мы прорабатываем с областными властями максимально эффективную систему введения в оборот и реализации под застройку земельных участков, которыми мы ещё пока располагаем. В целом же потенциальный инвестор – я имею в виду не только девелоперов, но и игроков из других реальных секторов экономики – должен понимать преемственность власти, ощущать стабильность и принимать правила игры. Понимать, что здесь собрались не злые бюрократы, которые могут «раздеть» потенциального инвестора, а вменяемые люди.

Такие же потенциальные инвесторы начинают приезжать к нам. Диалог уже есть.

О рынке, туалетах и парке

– Еще вопрос из социальных сетей. Готов ли Николай Алашеев помочь Алексею Островскому открыть на подъезде к МКАДу смоленский рынок?

– Я губернатору готов помогать во всём. Это понятие системы, и система должна работать именно так. Та концепция, которую озвучивает Алексей Владимирович, созвучна и моим мыслям. У меня очень тёплое и трепетное отношение ко всему, что касается рынков.

– Вот, кстати, расскажите о Заднепровском рынке. Что его ждёт?

– Как муниципальное предприятие рынок находится в договорных отношениях с контрагентом, в рамках инвестиционного контракта. В соответствии с этим контрактом «Капиталинвест» обязался застроить и изменить фундаментально облик Заднепровского рынка, который местами изобилует элементами средневековья. Но год прошёл, даже больше, а воз и ныне там. Конечно, рынок в центре города не должен быть таким, какой он есть сейчас. Также стоит упомянуть о том, что МУП приносит прибыль. Это место, где пенсионеры по предъявлении пенсионного удостоверения могут спокойно торговать картошкой, морковкой... Словом, всем, что они вырастили своими руками. Такая площадка, куда люди могут прийти и поторговаться, тоже должна быть. В торговых центрах это сделать невозможно. На Колхозной площади, где большая транспортная развязка, предусматривалось строительство торгового центра. Но ваш покорный слуга встал на защиту площади, реализовав чаяния большинства населения. Представляете, сколько мучений испытали бы автомобилисты?

– И ещё несколько вопросов из обсуждения в «Фейсбуке». Спрашивают о причинах нехватки общественных туалетов.

– Есть такая проблема. Пытаемся бороться. Недавно в Лопатинском саду вновь открыли туалет. А в целом – если нужен туалет, мы его построим. Давайте предложения: где конкретно.

– Давайте мы соберём мнения горожан и вам передадим.

– Хорошо.

– Кстати, о Лопатинском саде. Спасибо за нового директора. Хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки.

– Да, там движение пошло. Новые проекты, облагораживание... Аттракционы со временем будем менять. А пока ворон, например, прогнали. Стоило это всего 50 тысяч рублей.

– Они теперь обосновались на Блонье…

– И оттуда тоже изгоним.

– Как обстоят дела с многострадальным подземным переходом на площади Победы?

– Мы ускорим все процедуры, чтобы принять этот объект на баланс и убирать его по всем правилам благоустройства. Кстати, вы обратили внимание, что переход убирается и чистится, хотя объект не в муниципальной казне?

– Есть такое дело.

– Вот видите... А когда примем на баланс, вообще сверкать будет.

– И последний вопрос из Сети. Вы недавно получили награду Президента. Как считаете – заслуженно?

– Не я решал. Но, как справедливо отметил губернатор, – это аванс.
«Приходится в ручном режиме заниматься проблемами в муниципалитетах»
Бюджет Смоленской области: социальный, дорожный, дефицитный

Другие новости по теме