Профессия – педагог
День учителя – профессиональный праздник не только учителей в школах, но и преподавателей колледжей, вузов и всех педагогов в целом. «Смоленская газета» собрала истории разных людей из разных городов. Кто-то работает на родине, кто-то переехал в Москву, кто-то выбрал профессию педагога изначально, а кто-то пришёл в образование из другой сферы. Но всех их объединяет любовь к своей работе и к своим ученикам.
Мы пробили потолок дна
География – наука серьёзная. Учитель географии и ОБЖ средней школы № 2 Смоленска Артём ЗОТИН рассказал, как ученики делают этот предмет весёлым:
«Был у меня один мальчик. Назовём его Вася. Выходит он к доске однажды и говорит: «А сейчас я расскажу вам про Хернец». По падающим от смеха одноклассникам он понял, что в чём-то ошибся и исправился: «Хернес». Всхлипывания усилились. Он смутился и решил уточнить: «Древний Хернес, там одни развалины. Он развалился, поэтому так и назвали, наверное». Я не мог возражать, я рыдал.
P.S. Рассказывал он про Херсонес.
А однажды Вася рассказывал нам о грузинах. О том, как они постоянно занимаются своим хозяйством: не могут оставить его в покое. «У грузинян, –говорит мальчик, – есть поговорка: посмотри на тёщу и увидишь свою толстую жену». Интересная такая фраза звучала: отношения с Россией у «грузинян» пробили потолок дна. А ещё Грузию очень любил Сталин. По не очень понятным причинам. И самое главное: грузинское вино славится своим коньяком.
Надо ли говорить, что каждый урок с участием Васи становился историческим событием?»
Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…
О разнице в преподавании в школе и в университете рассказала Валентина КОВАЛЁВА, кандидат филологических наук, декан филологического факультета Смоленского государственного университета:
«Разница между студентами и школьниками, безусловно, есть. Школьников учитель получает сразу после начальной школы, имеет возможность смотреть на их взросление, развитие. Берёшь ты их совсем малышами, а выпускаешь уже совсем взрослыми. Очень многое из того, что они умеют, то, что сформировалось в них как в людях, – это, конечно, не только от родителей, но и от школы, от учителя.
Если говорить о студентах, то они уже приходят в основном сформированными личностями, в них не нужно вкладывать столько эмоциональных сил и труда, как в школьников. Рядом со студентами ты растёшь и сам, растёшь умственно. Ты учишь их, а они учат тебя. На старших курсах уже начинаешь относиться к студентам как к своим коллегам.
В преподавательской деятельности я больше всего ценю именно общение. Нравится, когда ты видишь, что твои слова, действия не проходят бесследно. Этот процесс хорошо описывает фраза: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Приятно видеть своих учеников и студентов, которые превзошли тебя в чём-то, пошли дальше своего учителя».
Зажигает только тот, кто сам горит
Какие эмоции вызывает профессия педагога? О том, как учителя и ученики друг друга учат, рассказала Ирина НЕБЫЛИЦЫНА, преподающая в средней школе № 2 Смоленска русский язык и литературу.
– Есть ли какая-то разница между преподаванием в сельской школе и в городской?
– Какая может быть разница? Дети – везде дети, со своими заморочками, со своими особенностями и проблемами, со своим взглядом на мир. Сейчас у детей и в сельской местности есть такие же возможности, как и у городских. В той школе, где я начинала преподавать, уже есть автобусы. Ребят выезжают в город на экскурсии, в музеи, имеют возможность посещать театры. Свой первый выпуск – он был как раз в сельской школе – помню до сих пор. Со многими дружим и сейчас. Это уже взрослые мужчины и женщины, их дети ходят в школу.
– Почему именно учитель? Не приходилось ли жалеть о выборе профессии?
– По определенным обстоятельствам мне пришлось уйти из профессии примерно на пять лет. Но мне всегда было скучно в другом амплуа: где бы я ни работала, мне не хватало этого драйва, который можно получить от детей, не хватало той энергетики, которую ничем не заменишь. Общение с учениками обогащает: не только ведь мы их учим, но и они нас. Мы берём что – то друг от друга, сами того не замечая. И это очень заряжает.
Проблемы есть везде
Учителями не рождаются – учителями становятся. В самом начале пути не всегда есть желание развиваться в дальнейшей профессии. Об этом рассказал Сергей ЕРМОЛОВСКИЙ, директор гимназии № 4 Смоленска.
– Как давно вы в педагогике?
– С 2007 года.
– Почему именно учитель? Никогда не возникало желание уйти в другую профессию?
– Никогда не было желания стать учителем. Это произошло случайно. Изначально рассматривал преподавание как подработку на время учёбы в институте, а потом затянуло. И спустя довольно короткое время я уже не представлял себя вне образования. Вот и сейчас не представляю.
– Легко ли быть учителем? Какие трудности профессии сложнее всего преодолевать?
– Легко, если это дело любимое. Мне легко. Хотя бывают проблемы, но на них смотришь, как на некую повседневность: проблемы есть везде.
На второй вопрос сложно ответить. Думаю, у каждого будут свои трудности: кто-то столкнётся с бумажной волокитой, кто-то с травлей со стороны детей и родителей, кто-то с невысокими зарплатами, а кто-то не будет знать, как найти подход к тому или иному ученику, многие сталкиваются с профессиональным выгоранием достаточно рано.
– А что самое лучшее в вашей профессии?
– Отдача. Нигде не получаешь такую отдачу от работы, как в учительстве. Со многими своими бывшими учениками до сих пор поддерживаю связь, некоторые из них стали друзьями. Пожалуй, только ради этой отдачи и стоит работать. Это и результаты твоей работы, когда ученик набирает высокие баллы на экзамене, поступает в престижный вуз или побеждает в конкурсах и олимпиадах, либо даже просто слова благодарности, слёзы на последнем звонке, желание помочь и поддержать учителя при необходимости.
Звёзды сошлись
Виктория ПИСАРЕВА сменила пятидневку госслужащего в Смоленске на работу учителем в Москве. О своём выборе не жалеет и говорит, что это судьба.
– Как давно вы работаете в школе? И какая школа?
– Третий год, частная школа в Москве.
– Какое-то время вы работали в органах госвласти. Почему вы решили уйти в преподавание?
– Потому что мне предложили хорошие условия работы по моей специальности, я всегда хотела быть учителем и не просто так шла на педагогическое направление, видимо, звёзды сошлись.
– Хватает ли смоленской базы знаний при работе в Москве?
– Для начала – вполне, потом уже всё зависит от желания самого педагога: развиваться и самообучаться или стоять на месте в профессиональном развитии.
– Легко ли это – быть учителем? Какие трудности профессии сложнее всего преодолевать?
– Если это дело нравится, то да, легко. Трудности больше связаны с особенностями детей или даже их настроением, иногда с безответственностью, с которой ты как учитель ничего не можешь поделать, кроме как прочитать очередную нотацию или написать замечание.
– Что самое лучшее в вашей профессии?
– Чувство, что ты прямо влияешь на становление новых личностей и их интересов, помогаешь и делаешь большое хорошее дело.
Когда горе – от ума
Об ученических высказываниях поведала Елена ДВОРЦЕВАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №28 г. Смоленска
– Наверняка за время вашей работы в школе были какие-то интересные истории, связанные с учениками: смешные ответы, оригинальные высказывания. Поделитесь?
– Были, конечно, но не так много, как об этом рассказывают другие.
«Чацкий вышел и подпёрнул за собою дверь!»
«Эх, Ионыч, Ионыч, разложился ты и душой и телом...»
«В русской литературе вообще нет положительных героинь, ну там, как Скарлет, а одни только гулящие да самоубийцы»
«Я считаю, что Катерина правильно сделала, что утопилась. Ну зачем она теперь такая несвежая кому-то нужна?»
Как отделаться от преподавателя
Каждый преподаватель – немножечко артист. Так считает Яна РЕВЕНКО, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института.
– Как давно вы в педагогике? Почему именно преподавание?
– Преподаю я уже 11 лет. Когда я училась, то вопрос о преподавании не рассматривала. Но вдруг почувствовала тягу к образованию, и я поняла, что мне есть, что рассказать и чем поделиться со студентами. Каждый преподаватель – немножечко артист: его слушают, он может донести какие-то мысли до людей. Меня услышали.
– Рассматривали ли вы какую-то другую профессию? Может быть, работу в органах?
– Да, работать в институт я ушла из правоохранительных органов. Совершенно не жалею, что ушла.
– Что самое сложное в профессии преподавателя?
– Работа со студентами. К каждому надо найти индивидуальный подход и донести материл так, чтобы он был усвоен. Кроме того, в нашей профессии- юриспруденции- постоянно приходится отслеживать изменения в законодательстве. Но желания уйти в другую сферу не было никогда.
– А что вам нравится больше всего?
– Опять же, работа со студентами (смеётся). Общение с ними. Каждый раз я говорю на одни и те же темы, но все равно лекция по одной и той же теме проходит по-разному. Это зависит от настроения, студентов, от дополнительных вопросов во время занятия.
– Наверняка за время вашей работы в институте ыли какие-то интересные истории, связанные со студентами: смешные ответы, оригинальные высказывания. Поделитесь?
– Да. На заре моей преподавательской деятельности, когда я работала в одном из юридических колледжей нашего города, был день самоуправления: это когда студенты и преподаватели меняются местами. Так получилось, что девочка, которая должна была вести лекцию, заболела, и занятие пришлось проводить мне. На протяжении пары двое студентов мне очень мешали: постоянно отвлекались и разговаривали, не обращая внимания на мои замечания. Спрашиваю у них: «Уважаемые студенты, я вам не мешаю?» На что они мне ответили, что вообще-то действительно мешаю, после чего подошли ко мне, взяли стул, на котором я сидела и прямо вместе со мной вынесли из аудитории. Конечно я не растерялась. Конечно, я не растерялась и с невозмутимым видом вернулась вместе со стулом обратно. Оставшуюся часть лекции они молчали и не отвлекались.
Трансформация образования в эпоху коронавируса
Директор средней школы №26 Дмитрий БОРИСОВ о разнице между административной и преподавательской деятельностью:
«До перехода в школу я проработал в департаменте образования и науки. Работа в органах исполнительной власти и в образовательной организации – это две разные планеты, потому что первое подразумевает ответственность за развитие всей сферы образования в регионе, за то, как будет каждая школа взаимодействовать в этой системе, а вторая подразумевает, что ты несёшь ответственность за конкретно взятый коллектив, а также непосредственную практическую работу с детьми. На сегодняшний день мне нравится работать в школе. Работая с детьми, ты окунаешься в образовательную среду, где каждый участник является полноценным субъектом.
Методика преподавания в нынешнее время кардинально изменилась. Из-за коронавирусной инфекции многим пришлось переориентироваться с традиционных методов взаимодействия с обучающимися на удалённую работу, дистанционное образование, и для значительной части учителей это, конечно же, вызвало определенный ряд проблем. В дистанционном режиме на учителей возлагается двойная нагрузка, связанная с проведением уроков через Интернет, проверкой работ. Учителя попросту устают. И на данный момент мы рады, что перешли на очный формат.
Самое интересное в нашей работе – общение. Я учитель истории, и мне всегда интересно наблюдать за учениками, за их ответами. Я всегда считал анекдотом, когда ученики путают такие страны, как Австрия и Австралия, Швеция и Швейцария, но, недавно столкнулся с этим в моей практике. С одной стороны, это курьёз, а с другой – повод задуматься: неужели в наше время этим вещам уделяется недостаточное количество времени. А так, каждый день в школе – это не праздник, но и не сфера обыденности. Это всегда что-то новое. Дети сейчас уникальные. Для меня еще самым интересным является – поймать ученика за списыванием. Это всегда очередной квест. Они стараются придумать новый способ, а ты им пытаешься противодействовать в этом».
Даже в сложном и тернистом пути учителя всегда есть время позитиву.
Катерина УЛЬЯНЕНКОВА, Юлия НОВИКОВА
Фото: из личных архивов, pixabay.com