Профессия – педагог
Образование

Профессия – педагог

4 октября 2020 года в 14:00

День учителя – профессиональный праздник не только учителей в школах, но и преподавателей колледжей, вузов и всех педагогов в целом. «Смоленская газета» собрала истории разных людей из разных городов. Кто-то работает на родине, кто-то переехал в Москву, кто-то выбрал профессию педагога изначально, а кто-то пришёл в образование из другой сферы. Но всех их объединяет любовь к своей работе и к своим ученикам.

Мы пробили потолок дна

География – наука серьёзная. Учитель географии и ОБЖ средней школы № 2 Смоленска Артём ЗОТИН рассказал, как ученики делают этот предмет весёлым:

«Был у меня один мальчик. Назовём его Вася. Выходит он к доске однажды и говорит: «А сейчас я расскажу вам про Хернец». По падающим от смеха одноклассникам он понял, что в чём-то ошибся и исправился: «Хернес». Всхлипывания усилились. Он смутился и решил уточнить: «Древний Хернес, там одни развалины. Он развалился, поэтому так и назвали, наверное». Я не мог возражать, я рыдал.

P.S. Рассказывал он про Херсонес.

А однажды Вася рассказывал нам о грузинах. О том, как они постоянно занимаются своим хозяйством: не могут оставить его в покое. «У грузинян, –говорит мальчик, – есть поговорка: посмотри на тёщу и увидишь свою толстую жену». Интересная такая фраза звучала: отношения с Россией у «грузинян» пробили потолок дна. А ещё Грузию очень любил Сталин. По не очень понятным причинам. И самое главное: грузинское вино славится своим коньяком.
Надо ли говорить, что каждый урок с участием Васи становился историческим событием?»

Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…

О разнице в преподавании в школе и в университете рассказала Валентина КОВАЛЁВА, кандидат филологических наук, декан филологического факультета Смоленского государственного университета:

«Разница между студентами и школьниками, безусловно, есть. Школьников учитель получает сразу после начальной школы, имеет возможность смотреть на их взросление, развитие. Берёшь ты их совсем малышами, а выпускаешь уже совсем взрослыми. Очень многое из того, что они умеют, то, что сформировалось в них как в людях, – это, конечно, не только от родителей, но и от школы, от учителя.

Если говорить о студентах, то они уже приходят в основном сформированными личностями, в них не нужно вкладывать столько эмоциональных сил и труда, как в школьников. Рядом со студентами ты растёшь и сам, растёшь умственно. Ты учишь их, а они учат тебя. На старших курсах уже начинаешь относиться к студентам как к своим коллегам.

В преподавательской деятельности я больше всего ценю именно общение. Нравится, когда ты видишь, что твои слова, действия не проходят бесследно. Этот процесс хорошо описывает фраза: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Приятно видеть своих учеников и студентов, которые превзошли тебя в чём-то, пошли дальше своего учителя».

Зажигает только тот, кто сам горит

Какие эмоции вызывает профессия педагога? О том, как учителя и ученики друг друга учат, рассказала Ирина НЕБЫЛИЦЫНА, преподающая в средней школе № 2 Смоленска русский язык и литературу.

Есть ли какая-то разница между преподаванием в сельской школе и в городской?

– Какая может быть разница? Дети – везде дети, со своими заморочками, со своими особенностями и проблемами, со своим взглядом на мир. Сейчас у детей и в сельской местности есть такие же возможности, как и у городских. В той школе, где я начинала преподавать, уже есть автобусы. Ребят выезжают в город на экскурсии, в музеи, имеют возможность посещать театры. Свой первый выпуск – он был как раз в сельской школе – помню до сих пор. Со многими дружим и сейчас. Это уже взрослые мужчины и женщины, их дети ходят в школу.

Почему именно учитель? Не приходилось ли жалеть о выборе профессии?

– По определенным обстоятельствам мне пришлось уйти из профессии примерно на пять лет. Но мне всегда было скучно в другом амплуа: где бы я ни работала, мне не хватало этого драйва, который можно получить от детей, не хватало той энергетики, которую ничем не заменишь. Общение с учениками обогащает: не только ведь мы их учим, но и они нас. Мы берём что – то друг от друга, сами того не замечая. И это очень заряжает.

Проблемы есть везде

Учителями не рождаются – учителями становятся. В самом начале пути не всегда есть желание развиваться в дальнейшей профессии. Об этом рассказал Сергей ЕРМОЛОВСКИЙ, директор гимназии № 4 Смоленска.

Как давно вы в педагогике?

С 2007 года.

– Почему именно учитель? Никогда не возникало желание уйти в другую профессию?

Никогда не было желания стать учителем. Это произошло случайно. Изначально рассматривал преподавание как подработку на время учёбы в институте, а потом затянуло. И спустя довольно короткое время я уже не представлял себя вне образования. Вот и сейчас не представляю.

Легко ли быть учителем? Какие трудности профессии сложнее всего преодолевать?

Легко, если это дело любимое. Мне легко. Хотя бывают проблемы, но на них смотришь, как на некую повседневность: проблемы есть везде.
На второй вопрос сложно ответить. Думаю, у каждого будут свои трудности: кто-то столкнётся с бумажной волокитой, кто-то с травлей со стороны детей и родителей, кто-то с невысокими зарплатами, а кто-то не будет знать, как найти подход к тому или иному ученику, многие сталкиваются с профессиональным выгоранием достаточно рано.

А что самое лучшее в вашей профессии?

Отдача. Нигде не получаешь такую отдачу от работы, как в учительстве. Со многими своими бывшими учениками до сих пор поддерживаю связь, некоторые из них стали друзьями. Пожалуй, только ради этой отдачи и стоит работать. Это и результаты твоей работы, когда ученик набирает высокие баллы на экзамене, поступает в престижный вуз или побеждает в конкурсах и олимпиадах, либо даже просто слова благодарности, слёзы на последнем звонке, желание помочь и поддержать учителя при необходимости.

Звёзды сошлись

Виктория ПИСАРЕВА сменила пятидневку госслужащего в Смоленске на работу учителем в Москве. О своём выборе не жалеет и говорит, что это судьба.

Как давно вы работаете в школе? И какая школа?

Третий год, частная школа в Москве.

Какое-то время вы работали в органах госвласти. Почему вы решили уйти в преподавание?

Потому что мне предложили хорошие условия работы по моей специальности, я всегда хотела быть учителем и не просто так шла на педагогическое направление, видимо, звёзды сошлись.

– Хватает ли смоленской базы знаний при работе в Москве?

Для начала – вполне, потом уже всё зависит от желания самого педагога: развиваться и самообучаться или стоять на месте в профессиональном развитии.

– Легко ли это – быть учителем? Какие трудности профессии сложнее всего преодолевать?

Если это дело нравится, то да, легко. Трудности больше связаны с особенностями детей или даже их настроением, иногда с безответственностью, с которой ты как учитель ничего не можешь поделать, кроме как прочитать очередную нотацию или написать замечание.

Что самое лучшее в вашей профессии?

Чувство, что ты прямо влияешь на становление новых личностей и их интересов, помогаешь и делаешь большое хорошее дело.

Когда горе – от ума

Об ученических высказываниях поведала Елена ДВОРЦЕВАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №28 г. Смоленска

– Наверняка за время вашей работы в школе были какие-то интересные истории, связанные с учениками: смешные ответы, оригинальные высказывания. Поделитесь?

Были, конечно, но не так много, как об этом рассказывают другие.

«Чацкий вышел и подпёрнул за собою дверь!»

«Эх, Ионыч, Ионыч, разложился ты и душой и телом...»

«В русской литературе вообще нет положительных героинь, ну там, как Скарлет, а одни только гулящие да самоубийцы»

«Я считаю, что Катерина правильно сделала, что утопилась. Ну зачем она теперь такая несвежая кому-то нужна?»

Как отделаться от преподавателя

Каждый преподаватель – немножечко артист. Так считает Яна РЕВЕНКО, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института.

Как давно вы в педагогике? Почему именно преподавание?

Преподаю я уже 11 лет. Когда я училась, то вопрос о преподавании не рассматривала. Но вдруг почувствовала тягу к образованию, и я поняла, что мне есть, что рассказать и чем поделиться со студентами. Каждый преподаватель – немножечко артист: его слушают, он может донести какие-то мысли до людей. Меня услышали.

Рассматривали ли вы какую-то другую профессию? Может быть, работу в органах?

Да, работать в институт я ушла из правоохранительных органов. Совершенно не жалею, что ушла.

Что самое сложное в профессии преподавателя?

Работа со студентами. К каждому надо найти индивидуальный подход и донести материл так, чтобы он был усвоен. Кроме того, в нашей профессии- юриспруденции- постоянно приходится отслеживать изменения в законодательстве. Но желания уйти в другую сферу не было никогда.

А что вам нравится больше всего?

Опять же, работа со студентами (смеётся). Общение с ними. Каждый раз я говорю на одни и те же темы, но все равно лекция по одной и той же теме проходит по-разному. Это зависит от настроения, студентов, от дополнительных вопросов во время занятия.

– Наверняка за время вашей работы в институте ыли какие-то интересные истории, связанные со студентами: смешные ответы, оригинальные высказывания. Поделитесь?

Да. На заре моей преподавательской деятельности, когда я работала в одном из юридических колледжей нашего города, был день самоуправления: это когда студенты и преподаватели меняются местами. Так получилось, что девочка, которая должна была вести лекцию, заболела, и занятие пришлось проводить мне. На протяжении пары двое студентов мне очень мешали: постоянно отвлекались и разговаривали, не обращая внимания на мои замечания. Спрашиваю у них: «Уважаемые студенты, я вам не мешаю?» На что они мне ответили, что вообще-то действительно мешаю, после чего подошли ко мне, взяли стул, на котором я сидела и прямо вместе со мной вынесли из аудитории. Конечно я не растерялась. Конечно, я не растерялась и с невозмутимым видом вернулась вместе со стулом обратно. Оставшуюся часть лекции они молчали и не отвлекались.

Трансформация образования в эпоху коронавируса

Директор средней школы №26 Дмитрий БОРИСОВ о разнице между административной и преподавательской деятельностью:

«До перехода в школу я проработал в департаменте образования и науки. Работа в органах исполнительной власти и в образовательной организации – это две разные планеты, потому что первое подразумевает ответственность за развитие всей сферы образования в регионе, за то, как будет каждая школа взаимодействовать в этой системе, а вторая подразумевает, что ты несёшь ответственность за конкретно взятый коллектив, а также непосредственную практическую работу с детьми. На сегодняшний день мне нравится работать в школе. Работая с детьми, ты окунаешься в образовательную среду, где каждый участник является полноценным субъектом.

Методика преподавания в нынешнее время кардинально изменилась. Из-за коронавирусной инфекции многим пришлось переориентироваться с традиционных методов взаимодействия с обучающимися на удалённую работу, дистанционное образование, и для значительной части учителей это, конечно же, вызвало определенный ряд проблем. В дистанционном режиме на учителей возлагается двойная нагрузка, связанная с проведением уроков через Интернет, проверкой работ. Учителя попросту устают. И на данный момент мы рады, что перешли на очный формат.

Самое интересное в нашей работе – общение. Я учитель истории, и мне всегда интересно наблюдать за учениками, за их ответами. Я всегда считал анекдотом, когда ученики путают такие страны, как Австрия и Австралия, Швеция и Швейцария, но, недавно столкнулся с этим в моей практике. С одной стороны, это курьёз, а с другой – повод задуматься: неужели в наше время этим вещам уделяется недостаточное количество времени. А так, каждый день в школе – это не праздник, но и не сфера обыденности. Это всегда что-то новое. Дети сейчас уникальные. Для меня еще самым интересным является – поймать ученика за списыванием. Это всегда очередной квест. Они стараются придумать новый способ, а ты им пытаешься противодействовать в этом».

Даже в сложном и тернистом пути учителя всегда есть время позитиву.

Катерина УЛЬЯНЕНКОВА, Юлия НОВИКОВА

Фото: из личных архивов, pixabay.com

Более 34 тысяч учеников получают знания в смоленских школах в новом учебном году
Смоленские студенты сделают «Шаг в науку»