С учётом потребностей каждого ребёнка
«Смоленская газета» продолжает серию публикаций, освещающих мероприятия, которые реализуются в Смоленской области в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». О создании единого доступного образовательного пространства дополнительного образования детей мы говорим со специалистами Регионального модельного центра: начальником Натальей Сечковской и заведующей отделом Еленой Акимовой.
В приоритете
– На сегодняшний день дополнительное образование детей в Смоленской области является одним из приоритетных сегментов образования, – говорит Наталья Сечковская. – Причём сегментом, активно развивающимся. В системе дополнительного образования области функционируют более 190 организаций различной ведомственной принадлежности. По 30 процентов учреждений находятся в системах образования и культуры. 21 процент – в системе физической культуры и спорта. 19 процентов составляют негосударственные организации. Кроме того, услуги дополнительного образования оказывают учреждения дошкольного, общего и среднего профессионального образования.
Однако в региональной системе дополнительного образования детей ещё есть проблемы, замедляющие её развитие. Например, пока недостаточно сформированы организационно-правовые механизмы управления этой системой, которые способствуют сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удалённости, участвующих в реализации дополнительных образовательных программ.
Ещё одна проблема – нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального развития дополнительного образования детей. Мешает и ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнёрства для расширения объёма и спектра услуг, модернизации материально-технической базы учреждений.
– В этой связи актуальным и необходимым становится создание в сфере дополнительного образования единого доступного образовательного пространства для всех категорий детей, – считает Елена Акимова. – И очень важно, чтобы в процессе создания этого пространства учитывались факторы, оказывающие влияние на доступность услуг в нашей сфере. Учитывались всеми: специалистами органов местного самоуправления разных уровней, руководителями и педагогами учреждений дополнительного образования.
Главное – доступность
Таких факторов несколько.
Информационный: информированность детей, родителей (законных представителей) о возможности получения спектра услуг дополнительного образования. Именно этот фактор порой является решающим при выборе программ дополнительного образования.
Экономический. Здесь сразу несколько составляющих. Прежде всего – это совокупность показателей финансово-экономического состояния региона и семей обучающихся. К тому же необходимо учесть возможность закрепления в муниципальных бюджетах средств для финансового обеспечения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, расширения частно-государственного партнёрства в этой сфере. Плюс уровень доходов семей и уровень расходов на оплату образовательных услуг.
Социальный: влияние социальной принадлежности на возможность выбора программы дополнительного образования. Он включает в себя место проживания семьи, уровень образования родителей, состав семьи и другое.
Территориальный: транспортная доступность учреждения дополнительного образования относительно места проживания заказчика услуг.
Институциональный: наличие в образовательной организации условий для реализации дополнительных образовательных программ.
Индивидуально-личностный: мотивационные, физиологические и интеллектуальные ресурсы обучающихся, обеспечивающие их адекватное развитие.
И, наконец, педагогический: профессионализм педагога, его способность использовать формы, методы и технологии для успешного освоения обучающимися дополнительных образовательных программ.
Новая программа
– Проанализировав все факторы, влияющие на доступность услуг дополнительного образования, мы сделали вывод, что базовой содержательно-организационной единицей доступного образовательного пространства выступает дополнительная общеобразовательная программа, – поясняет Наталья Сечковская. – Такая программа как универсальный инструмент обеспечит необходимое образовательное пространство для обучающихся с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Но только при условии, что будет обладать неким набором организационных прав.
Так, программа должна иметь возможность реализации вне границ конкретной образовательной организации. Претендовать на ресурсы, в том числе и кадровые, других организаций разных уровней. Иметь возможность выстраивать организационные и правовые взаимоотношения с образовательными организациями и учреждениями на партнёрских основаниях, где образовательная организация может выступать и в качестве оператора данной программы.
Кроме того, программа должна быть открытой для любого ребёнка в регионе. То есть может претендовать на привлечение в число её участников детей из других образовательных организаций и учреждений без дополнительных согласований со стороны этих организаций.
Ещё важно иметь возможность привлекать дополнительное финансирование программы с правом самостоятельного распоряжения этими средствами в соответствии с обоснованными нуждами реализации программы.
– Благодаря этому образовательная программа получит возможность увеличения степени собственной автономии, – резюмирует Елена Акимова. – А такой автономностью обладают следующие типы программ: разноуровневые; реализуемые в дистанционной или сетевой форме; программы заочных или ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников.
С пользой для всех
Сейчас педагогическими коллективами дополнительного образования разрабатываются программы разных типов. Это происходит в рамках соглашений о реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка», заключённых между департаментом по образованию и науке и муниципальными районными и городскими округами области.
С 1 сентября разработанные программы начнут внедрять в образовательный процесс. И это позволит решить сразу несколько очень важных задач. Например, обновить содержание, формы и средства организации образовательного процесса. Обеспечить условия выявления, поддержки и развития одарённых детей. Повысить доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и попавших в трудную жизненную ситуацию. Решить задачи интеграции и преемственности дошкольного, общего, дополнительного, профессионального и высшего образования. Удовлетворить потребности современных обучающихся и их родителей.
– Реализация этих мероприятий в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» позволит обеспечить качественные изменения в региональной системе дополнительного образования детей сразу в нескольких позициях, – считает Наталья Сечковская. – Дети и родители получат новые инструменты для выбора программы. При этом будут обеспечены права каждого ребёнка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию с учётом имеющихся образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для педагогов станет возможным создание новых практик, программ, проектов и технологий, направленных на удовлетворение широкого спектра потребителей в данной сфере деятельности. А на управленческом уровне будет создан комплекс мер, которые позволят увеличить охват детей программами дополнительного образования с учётом имеющихся образовательных потребностей и индивидуальных возможностей и приоритетов социально-экономического развития региона.
Фото: РМЦ дополнительного образования детей
Алёна Рябинина