Когда работа становится призванием
В Год педагога и наставника об учителях — людях, которые вкладывают свои силы и душу в обучение и воспитание новых поколений, — рассказывают многие средства массовой информации, в том числе и районные газеты. Героиней одной из публикаций газеты «Наша жизнь» стала учитель русского языка и литературы Соболевской основной школы имени А.Н. Попова Ольга ХОДОТАЕВА, награждённая в этом году знаком отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения». Ольга Владимировна рассказала журналистам о себе и своей любимой работе, которую правильнее назвать призванием.
Мечтала стать библиотекарем
Родилась наша героиня в День смеха — 1 апреля 1975 года. Уж не знаю, влияет ли дата рождения на характер человека, но из личного опыта общения с Ольгой Владимировной скажу, что она очень позитивный, лёгкий на подъём человек с потрясающим чувством юмора.
Ольга родилась в самой обыкновенной работящей семье: мама работала бухгалтером, а папа был шофёром. Девочка была старшим ребёнком и с удовольствием помогала родителям, когда те занимались домашним хозяйством, следить за младшими братьями Леонидом и Виктором. А дел хватало: супруги и хозяйство немаленькое держали, и огород, без которого в деревне никак.
Дорогие мои читатели, сейчас вы, скорее всего, думаете, что я напишу, как «Оля с большим удовольствием играла со своими братьями «в школу» и поэтому уже с детства мечтала об этой профессии». В «школу», «больницу» и «магазин» играли все мы с вами, и, надо сказать, с большим удовольствием. Любила и Оля. А ещё Оля очень любила читать книги. Как только выдавалась свободная минутка, сразу садилась за чтение.
– По словам моей бабушки, я чуть ли не с пяти лет сидела за книгой, а библиотека была для меня самым лучшим местом на свете, — делится воспоминаниями наша героиня.
И мечтала девочка стать библиотекарем.
1 сентября — мой любимый праздник
После окончания девятилетней школы в своей родной деревне Октябрьское Монастырщинского района и одиннадцатого класса Монастырщинской средней школы девушка поступила в педагогический институт в Смоленске. Почему Ольга изменила вдруг своей мечте?
– Одной из причин выбора мною профессии педагога была Светлана Владимировна Зуева, она преподавала у меня литературу в старших классах. Это замечательнейший педагог, талантливейший, эмоциональный, творческий, её уроки всегда были живыми, как сказка, к ней хотелось идти на занятия и получать знания. Именно она привила мне любовь к этому предмету. А ещё я очень люблю детей, а профессия учителя дала бы мне возможность постоянно быть в окружении девчонок и мальчишек, наблюдать, как они растут, передавать им свои знания и сделать всё, что в моих силах, чтобы ученики стали успешными людьми, — объясняет свой выбор Ольга Владимировна.
В 1997 году после окончания педагогического института моя собеседница была направлена по распределению в Соболевскую основную школу имени А.Н. Попова, в которой и работает по сей день. В её трудовой книжке всего одна запись: «Принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы».
– В этом году исполняется 26 лет моей педагогической деятельности. И за эти годы я ни разу не пожалела, что когда-то встала на этот путь, — говорит Ольга Владимировна. — Мой выбор был сделан сердцем и душой! Каждое первое сентября — для меня самый лучший праздник! И я прекрасно помню свой самый первый рабочий день, когда переступила порог школы в качестве учителя. День был яркий, солнечный, я зашла в класс, а детей раньше много было, и все они сидят такие нарядные, с ясными глазами, я в них просто сразу влюбилась! Я не волновалась, чувствовала себя уверенно и спокойно. Класс попался очень активный, особенно девчонки. Они дрались больше, чем мальчишки. Но со всеми мы поладили, подружились. Сначала я преподавала в пятом и шестом классах, а потом мне дали десятый и одиннадцатый. С повзрослевшими учениками тоже никогда не было никаких проблем.
Школьная жизнь бьёт ключом
– Секретов у меня никаких нет. Самое главное — заинтересовать детей, они должны захотеть и читать, и узнавать русский язык. Конечно, за столько лет работы было у нас немало смешных историй, — улыбается Ольга Владимировна. — Урок русского языка, пишем сочинение. Дома читаю, оцениваю. Через две тетрадки снова то же сочинение, следующая тетрадь — тот же текст! Интересно, пятнадцать учеников и три одинаковых сочинения в классе. Да, слово в слово, хотя бы запятые ставили в разных местах. На следующий день спрашиваю: «Кто писал?» — «А все писали сами». Посадила их, дала листочки, говорю: «Пишите заново!»
– И что написали? — спрашиваю я Ольгу Владимировну.
– А вы как думаете? — смеётся она. — У меня таких ситуаций много. В девятом классе по программе мы изучаем повесть Тургенева «Первая любовь». Ученики спрашивают: «О чём повесть?» Я объясняю, что о любви. А они в этом возрасте уже все такие влюбчивые! Через некоторое время один мальчик подходит ко мне и спрашивает: «Я уже треть прочитал, где ваша любовь?» Я объясняю: «Всё впереди». Он подходил ко мне ещё несколько раз. Так и не нашёл в тексте про ту любовь, что хотел.
– Конечно, помимо занятий у нас велась и ведётся большая воспитательная работа с детьми. Стараемся очень весело и интересно организовывать различные праздники и мероприятия, — продолжает свой рассказ Ольга Владимировна. — Вот, например, на День всех влюблённых был необычный конкурс, когда дети представляли себя разными литературными героями, проводили шикарные балы, выбирали короля и королеву бала. А однажды на школьном вечере провели игру «Любовь с первого взгляда», только наши ученики были в роли сказочных персонажей: Водяного, Кикиморы, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Ученикам нужно было организовать пары, а потом уже соревноваться между собой. В десятом классе мы изучаем роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, а в нашем Соболеве растёт легендарный дуб. В романе есть момент, когда Андрей едет по дороге и видит дуб. Во время изучения романа мы с детьми ходили к нашему Соболевскому дубу. Такие моменты надолго остаются в памяти ребят. А если получалось так, что ученик не смог присутствовать на празднике, я всегда без проблем могла примерить на себя любую роль. Нужно только текст успеть посмотреть. А если не успевала, импровизировала на месте. Я была и в роли султана, и в роли кикиморы, и принцессой была. Кстати, детям нравится, когда педагог принимает непосредственное участие в мероприятии, а не просто выступает в качестве ведущего. Очень часто проводим мы и спортивные соревнования. И если не хватает учеников для создания двух команд, мы, учителя, создаём свою команду и соревнуемся с нашими учениками. Эмоций море. Дети довольны, а это самое главное. Мы принимали участие в конкурсе «Открытый видеоурок». Тема урока — «О скверном и святом», и дети с удовольствием работали, не молчали, а активно отвечали на вопросы. Это, кстати, был областной конкурс, и мы заняли второе место.
Школьные годы – это самое счастливое время
– О работе педагога можно говорить бесконечно, жизнь ведь не стоит на месте, постоянно происходит что-то новое и интересное. В моей долгой педагогической практике я не помню двух одинаковых уроков. Каждый неповторим. Дети все разные, кто-то так понял материал, кто-то — по-другому. Поэтому каждый раз идёшь к детям как в первый раз, — рассуждает моя героиня. — Считаю, что самое главное в моей профессии — с любовью и пониманием относиться к своим ученикам, к своему делу, тогда работа будет не в тягость, а в радость! Учитель должен быть справедливым, добрым, честным и внимательным. В своих учениках я в первую очередь ценю интерес к знаниям, умение учиться и трудиться. Я, кстати, практически никогда не ставлю двойки своим ученикам, всегда даю возможность исправиться. Я учу своих ребят и учусь у них. У нас на уроке русского языка есть такая тема «Неологизмы» — новые слова в русском языке, они появляются в результате научного прогресса или их вводят в обиход конкретные люди. Иногда придёт сообщение от сына, а понять, что там написано, невозможно. Прихожу тогда к своим ученикам и прошу расшифровать. В этом году я встречалась со своими выпускниками, которые выпорхнули из стен нашей школы двадцать лет назад. Это было так волнительно, мы много смеялись, местами плакали, вспоминали школьные годы, и так приятно было слышать от них: «Ольга Владимировна, а ведь вы правы были, когда говорили, что самое лучшее время в жизни человека — это школьные годы». Лучшая награда для учителя — знать, что ребёнок, который покинул стены родной школы, добился в жизни успехов.
Немного о себе
Своими главными учителями Ольга Владимировна считает своих родителей — Андрющенковых Валентину Владимировну и Владимира Леонидовича. Они всегда поддерживали, помогали, показывали своим примером, как нужно жить. Привили самые главные жизненные ценности.
Ольга Владимировна постоянно в движении: если в районе проходят какие-то праздники, она практически всегда задействована в них. В свободное время моя героиня любит смотреть фильмы — русские фильмы. Любит почитать или просто посидеть в беседке с чашкой вкусного чая наедине с природой. У Ольги Владимировны взрослый сын Никита, он окончил сельхозакадемию и занимается строительством дорог. Они очень близки, любят ходить вместе в кино, гулять по городу, общаться, шутить. А что важнее всего для человека в жизни? Взаимопонимание с близкими, любимая работа и возможность уделять время своим интересам. И пусть так будет всегда.
По материалам портала smi67.ru
Надежда БОЛДЫРЕВА, газета «Наша жизнь» (Монастырщинский район)
Надежда Болдырева