Когда работа становится призванием

Фото: © Из личного архива Ольги Ходотаевой

Образование

Когда работа становится призванием

11 сентября 2023 года в 09:31

В Год педагога и наставника об учителях людях, которые вкладывают свои силы и душу в обучение и воспитание новых поколений, рассказывают многие средства массовой информации, в том числе и районные газеты. Героиней одной из публикаций газеты «Наша жизнь» стала учитель русского языка и литературы Соболевской основной школы имени А.Н. Попова Ольга ХОДОТАЕВА, награждённая в этом году знаком отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения». Ольга Владимировна рассказала журналистам о себе и своей любимой работе, которую правильнее назвать призванием.

Мечтала стать библиотекарем

Родилась наша героиня в День смеха 1 апреля 1975 года. Уж не знаю, влияет ли дата рождения на характер человека, но из личного опыта общения с Ольгой Владимировной скажу, что она очень позитивный, лёгкий на подъём человек с потрясающим чувством юмора.

Ольга родилась в самой обыкновенной работящей семье: мама работала бухгалтером, а папа был шофёром. Девочка была старшим ребёнком и с удовольствием помогала родителям, когда те занимались домашним хозяйством, следить за младшими братьями Леонидом и Виктором. А дел хватало: супруги и хозяйство немаленькое держали, и огород, без которого в деревне никак.

Дорогие мои читатели, сейчас вы, скорее всего, думаете, что я напишу, как «Оля с большим удовольствием играла со своими братьями «в школу» и поэтому уже с детства мечтала об этой профессии». В «школу», «больницу» и «магазин» играли все мы с вами, и, надо сказать, с большим удовольствием. Любила и Оля. А ещё Оля очень любила читать книги. Как только выдавалась свободная минутка, сразу садилась за чтение.

По словам моей бабушки, я чуть ли не с пяти лет сидела за книгой, а библиотека была для меня самым лучшим местом на свете, делится воспоминаниями наша героиня.

И мечтала девочка стать библиотекарем.

1 сентября мой любимый праздник

После окончания девятилетней школы в своей родной деревне Октябрьское Монастырщинского района и одиннадцатого класса Монастырщинской средней школы девушка поступила в педагогический институт в Смоленске. Почему Ольга изменила вдруг своей мечте?

Одной из причин выбора мною профессии педагога была Светлана Владимировна Зуева, она преподавала у меня литературу в старших классах. Это замечательнейший педагог, талантливейший, эмоциональный, творческий, её уроки всегда были живыми, как сказка, к ней хотелось идти на занятия и получать знания. Именно она привила мне любовь к этому предмету. А ещё я очень люблю детей, а профессия учителя дала бы мне возможность постоянно быть в окружении девчонок и мальчишек, наблюдать, как они растут, передавать им свои знания и сделать всё, что в моих силах, чтобы ученики стали успешными людьми, объясняет свой выбор Ольга Владимировна.

В 1997 году после окончания педагогического института моя собеседница была направлена по распределению в Соболевскую основную школу имени А.Н. Попова, в которой и работает по сей день. В её трудовой книжке всего одна запись: «Принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы».

В этом году исполняется 26 лет моей педагогической деятельности. И за эти годы я ни разу не пожалела, что когда-то встала на этот путь, говорит Ольга Владимировна. Мой выбор был сделан сердцем и душой! Каждое первое сентября для меня самый лучший праздник! И я прекрасно помню свой самый первый рабочий день, когда переступила порог школы в качестве учителя. День был яркий, солнечный, я зашла в класс, а детей раньше много было, и все они сидят такие нарядные, с ясными глазами, я в них просто сразу влюбилась! Я не волновалась, чувствовала себя уверенно и спокойно. Класс попался очень активный, особенно девчонки. Они дрались больше, чем мальчишки. Но со всеми мы поладили, подружились. Сначала я преподавала в пятом и шестом классах, а потом мне дали десятый и одиннадцатый. С повзрослевшими учениками тоже никогда не было никаких проблем.

Школьная жизнь бьёт ключом

Секретов у меня никаких нет. Самое главное заинтересовать детей, они должны захотеть и читать, и узнавать русский язык. Конечно, за столько лет работы было у нас немало смешных историй, улыбается Ольга Владимировна. Урок русского языка, пишем сочинение. Дома читаю, оцениваю. Через две тетрадки снова то же сочинение, следующая тетрадь тот же текст! Интересно, пятнадцать учеников и три одинаковых сочинения в классе. Да, слово в слово, хотя бы запятые ставили в разных местах. На следующий день спрашиваю: «Кто писал?» «А все писали сами». Посадила их, дала листочки, говорю: «Пишите заново!»

И что написали? спрашиваю я Ольгу Владимировну.

А вы как думаете? смеётся она. У меня таких ситуаций много. В девятом классе по программе мы изучаем повесть Тургенева «Первая любовь». Ученики спрашивают: «О чём повесть?» Я объясняю, что о любви. А они в этом возрасте уже все такие влюбчивые! Через некоторое время один мальчик подходит ко мне и спрашивает: «Я уже треть прочитал, где ваша любовь?» Я объясняю: «Всё впереди». Он подходил ко мне ещё несколько раз. Так и не нашёл в тексте про ту любовь, что хотел.

Конечно, помимо занятий у нас велась и ведётся большая воспитательная работа с детьми. Стараемся очень весело и интересно организовывать различные праздники и мероприятия, продолжает свой рассказ Ольга Владимировна. Вот, например, на День всех влюблённых был необычный конкурс, когда дети представляли себя разными литературными героями, проводили шикарные балы, выбирали короля и королеву бала. А однажды на школьном вечере провели игру «Любовь с первого взгляда», только наши ученики были в роли сказочных персонажей: Водяного, Кикиморы, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Ученикам нужно было организовать пары, а потом уже соревноваться между собой. В десятом классе мы изучаем роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, а в нашем Соболеве растёт легендарный дуб. В романе есть момент, когда Андрей едет по дороге и видит дуб. Во время изучения романа мы с детьми ходили к нашему Соболевскому дубу. Такие моменты надолго остаются в памяти ребят. А если получалось так, что ученик не смог присутствовать на празднике, я всегда без проблем могла примерить на себя любую роль. Нужно только текст успеть посмотреть. А если не успевала, импровизировала на месте. Я была и в роли султана, и в роли кикиморы, и принцессой была. Кстати, детям нравится, когда педагог принимает непосредственное участие в мероприятии, а не просто выступает в качестве ведущего. Очень часто проводим мы и спортивные соревнования. И если не хватает учеников для создания двух команд, мы, учителя, создаём свою команду и соревнуемся с нашими учениками. Эмоций море. Дети довольны, а это самое главное. Мы принимали участие в конкурсе «Открытый видеоурок». Тема урока «О скверном и святом», и дети с удовольствием работали, не молчали, а активно отвечали на вопросы. Это, кстати, был областной конкурс, и мы заняли второе место.

Школьные годы – это самое счастливое время

О работе педагога можно говорить бесконечно, жизнь ведь не стоит на месте, постоянно происходит что-то новое и интересное. В моей долгой педагогической практике я не помню двух одинаковых уроков. Каждый неповторим. Дети все разные, кто-то так понял материал, кто-то по-другому. Поэтому каждый раз идёшь к детям как в первый раз, рассуждает моя героиня. Считаю, что самое главное в моей профессии с любовью и пониманием относиться к своим ученикам, к своему делу, тогда работа будет не в тягость, а в радость! Учитель должен быть справедливым, добрым, честным и внимательным. В своих учениках я в первую очередь ценю интерес к знаниям, умение учиться и трудиться. Я, кстати, практически никогда не ставлю двойки своим ученикам, всегда даю возможность исправиться. Я учу своих ребят и учусь у них. У нас на уроке русского языка есть такая тема «Неологизмы» новые слова в русском языке, они появляются в результате научного прогресса или их вводят в обиход конкретные люди. Иногда придёт сообщение от сына, а понять, что там написано, невозможно. Прихожу тогда к своим ученикам и прошу расшифровать. В этом году я встречалась со своими выпускниками, которые выпорхнули из стен нашей школы двадцать лет назад. Это было так волнительно, мы много смеялись, местами плакали, вспоминали школьные годы, и так приятно было слышать от них: «Ольга Владимировна, а ведь вы правы были, когда говорили, что самое лучшее время в жизни человека это школьные годы». Лучшая награда для учителя знать, что ребёнок, который покинул стены родной школы, добился в жизни успехов.

Фото: © Из личного архива Ольги Ходотаевой

Немного о себе

Своими главными учителями Ольга Владимировна считает своих родителей Андрющенковых Валентину Владимировну и Владимира Леонидовича. Они всегда поддерживали, помогали, показывали своим примером, как нужно жить. Привили самые главные жизненные ценности.

Ольга Владимировна постоянно в движении: если в районе проходят какие-то праздники, она практически всегда задействована в них. В свободное время моя героиня любит смотреть фильмы русские фильмы. Любит почитать или просто посидеть в беседке с чашкой вкусного чая наедине с природой. У Ольги Владимировны взрослый сын Никита, он окончил сельхозакадемию и занимается строительством дорог. Они очень близки, любят ходить вместе в кино, гулять по городу, общаться, шутить. А что важнее всего для человека в жизни? Взаимопонимание с близкими, любимая работа и возможность уделять время своим интересам. И пусть так будет всегда.

По материалам портала smi67.ru

Надежда БОЛДЫРЕВА, газета «Наша жизнь» (Монастырщинский район)

Надежда Болдырева

Смоленские школы начинают работать по новой профориентационной модели
Жители Смоленской области смогут бесплатно обучиться специальности токаря

Другие новости по теме