Чем обернётся для Смоленщины вступление в ВТО
22 августа то, о чём говорили уже 18 лет, свершилось. Но это не означает, что барьеры в одночасье рухнули и нас захлестнёт поток заграничных товаров по бросовым ценам.Средневзвешенный импортный тариф в России в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в течение переходного периода упадёт примерно до 7,1%, сообщает «Интерфакс». Так что реальные изменения мы ощутим самое быстрое – через год-полтора. Сейчас областная администрация проводит мониторинг ситуации, о котором мы расскажем позже. При первом приближении картина такая.
Считается, что от вступления в ВТО выиграют прежде всего потребители. По оценке Минэкономразвития, снизятся цены на рыбу, фрукты, овощи, шоколад, цветы, вина и крепкие напитки, лекарства, текстиль, одежду, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, мебель, электронику, косметику, парфюмерию и автомобили. Но, как показывает опыт, что хорошо для потребителя, не всегда хорошо для производителя. То есть покупать дешёвый импорт, конечно, приятно. Но когда предприятие, на котором ты работаешь, начинает сбоить, не выдерживая конкуренции, праздник великого шоппинга проходит мимо. Вспомните: в 1998 году, когда доллар стоил 6 рублей, наши заводы загибались. А когда подскочил до 20, застонали люди, но промышленность воспрянула. Будем надеяться, что «подушка безопасности» – преференции, которых добилось российское правительство, – позволит соблюсти в этом баланс.
Среди производителей преимущества от присоединения к ВТО получат экспортоориентированные предприятия: металлургия, химпром, энергетика. Хотя на Смоленщине нефть не добывают, крупнейшие предприятия – САЭС и ОАО «Дорогобуж» – относятся как раз к этим отраслям (правда, последнее испытывало сложности с сырьём из-за корпоративной войны между ОАО «Апатит» и группой предприятий «Акрон»). Металлургия у нас представлена Ярцевским литейно-прокатным. С одной стороны, его акции повышаются, с другой – перспективы предприятия неопределённы. К группе риска относят автопром. У нас это Смоленский и Рославльский автоагрегатные заводы, которым и без ВТО тяжко. Удастся ли Смоленщине реализовать потенциальные возможности, которые даёт погружение в мировой рынок, зависит от того, сможем ли мы решить все эти (и массу других) «локальные» проблемы.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Валентина Черкасова, гендиректор чулочной фабрики:
– Пессимисты говорят о резком сокращении производства, в особенности в тех отраслях, которые попали в группу риска. Это прежде всего пищевая, лёгкая промышленность, АПК, а также банковский и страховой секторы. Но те, кто не рассчитывал на авось и заранее готовился к вступлению в ВТО, работал над повышением конкурентоспособности своей продукции, смотрят в будущее с оптимизмом. Снижение защитных барьеров будет происходить в течение двух-семи лет. Этого времени достаточно, чтобы «впрыгнуть в уходящий вагон» и провести техническое перевооружение.
ВТО – это, по сути, отлаженное мировое министерство, которое следит за соблюдением процедур здоровой открытой конкуренции. Наше предприятие давно работает в условиях жёсткой, можно сказать, жесточайшей конкуренции со стороны Китая, Турции, а также контрабанды и контрафакта. Такое вот «ВТО» без правил. Мы готовы конкурировать с легальным импортом. И очень надеемся, что будет проявлена политическая воля, которая поставит заслон серым зарплатам, контрафакту.
Максим Шкадов, гендиректор завода «Кристалл»:
– Вступление в ВТО означает признание России полноправным участником рынка. То, что наша страна примет все правила международной торговли, конечно, должно привнести очень много в нашу экономику. Для потребителя это, несомненно, благо. Потому что в нашей стране при всём богатстве выбора, к сожалению, рынок достаточно закрытый, контролируемый и нет нормальной конкурентной среды. При нормальном выборе клиент может выбрать самое лучшее, качественное, заплатив при этом адекватную цену. У нас же в большинстве случаев этого нет. Наличие нормальной конкуренции не даст возможности застоя, прозябания, заставит постоянно шевелиться, что-то совершенствовать, продвигать технологии, постоянно двигаться вперёд.
«Кристалл» этого вступления не боится. Наоборот, мы за то, чтобы либерализация наступила как можно раньше. Потому что наш рынок достаточно зарегулирован. И мы не можем работать по тем же принципам, по которым работают, допустим, в Бельгии. Это лишает нас очевидных конкурентных преимуществ.