Потребительская кооперация: А планка – всё выше!
Как уже сообщала «СГ», на недавнем заседании Администрации области поддержана целевая программа развития потребительской кооперации региона на 2012-14 годы, которую разработали специалисты Облпотребсоюза и Департамента по развитию потребительского рынка и предпринимательства. Комментируя для «СГ» принятый документ, председатель совета облпотребсоюза, заслуженный работник торговли РФ Виктор Акимов подчеркнул его стратегическую значимость. В.Г. Акимов заметил, что кооператоры являются надёжными партнёрами исполнительной власти в социально-экономическом возрождении села: треть населения области они кормят хлебом собственного производства, содержат в деревнях, чтобы их сохранить, более 130 не приносящих прибыли магазинов, автолавками везут продукты в глубинку, развивают сельскую службу сервиса и уже открыли более тридцати аптек.Кооперация – стабильный налогоплательщик: по итогам только прошлого года в казну области от 42 потребительских обществ поступило 497 млн. рублей.
Областной программой предусмотрено направить из бюджета на развитие потребкооперации 106 млн. рублей. На эти средства будет модернизировано около 140 предприятий торговли и общественного питания, открыты новые помещения пунктов бытового обслуживания и заготовок, будет создано как минимум 150 рабочих мест. Кстати, заготовительная деятельность советом облпотребсоюза сейчас поставлена во главу угла, и уже есть результат: селяне, активно участвующие в заготовках, получили за свой труд 109 млн. рублей зарплаты в прошлом году.
Программой сотрудничества предусмотрено и приобретение новых молоковозов и передвижных скотоубойных пунктов.
Сейчас в потребительских обществах проходят собрания уполномоченных пайщиков. С одного из них, состоявшегося в Шумячском райпо, – репортаж наших корреспондентов Владимира Королёва и Дмитрия Прудникова.
...Снежные заносы и морозы за 20° не помешали стопроцентной явке уполномоченных пайщиков Шумячского райпо на отчётное собрание по итогам 2011 года. Когда мы удивились такому абсолютному показателю, председатель совета потребительского общества, заслуженный работник торговли РФ Татьяна Михеенкова улыбнулась:
– Зима, конечно, с нас спрашивает строго, но случая, чтобы автолавка не прибыла в деревню по графику и не привезла заявленный селянами товар, у нас не было. Поэтому и обратная связь с глубинкой действует надёжно – на собрании у нас принято говорить по существу: сегодня скажешь – завтра должно быть сделано. Магазин остался в большинстве деревень единственным спасательным кругом, помогающим крестьянину и в снабжении необходимыми товарами, и в заработке.
Ключевыми словами на собрании были: «заявка», «пайщик», «хлеб», «аптека», «ассортимент», «заготовки», «реконструкция», «рентабельность», а ещё – «центродоставка», «поставщики», «вступление в ВТО», «газификация», «дизайн»… За каждым понятием – текущая ситуация, которую уполномоченные постарались рассмотреть с раскладкой всех плюсов и минусов.
Виктор Степаненко, вот уже 26 лет возглавляющий отдалённое сельхозпредприятие «Нива», начал, например, с того, что предложил признать работу совета райпо хорошей (кстати, собрание в своём финале единогласно проголосует за это предложение. – Прим. авт.) и обосновал: более надёжного партнёра у АПК сегодня нет, в чём он, как руководитель, убеждался многократно. Нет проблем со снабжением продуктами, товары отпускаются в кредит в магазинах – порядок и комфорт, и не случайно наряд на работу порой ему удобнее проводить в магазине.
– Торговая точка – это точка опоры существования села, – уверен Виктор Парфёнович. – Государству, власти надо поддерживать кооперацию, если мы хотим иметь обрабатываемые поля, развивать малый и средний бизнес в агропромышленном комплексе, получать экологически чистые продукты, воспитывать сельскую молодёжь. Сейчас Администрация области приняла трёхлетнюю программу поддержки потребкооперации, но надо, чтобы к региональной добавилась бы и федеральная. Пусть это будет нашим наказом новому президенту РФ.
Государственность мышления уполномоченных пайщиков подразумевает высокие обязательства, которые они берут на себя. За прошлый год шумячские кооператоры продали товаров в расчёте на одного жителя района на 29945 рублей. Это лучший показатель в Смоленской области.
– В 2012-м мы перешагнём через 30-тысячный рубеж, – уверена Т.П. Михеенкова. – Планку понижать нельзя.
– За счёт чего, Татьяна Павловна? Ведь население в районе в ближайшее время больше не станет, из демографической ямы просто так не выберешься…
– Мы будем благоустраивать магазины, поскольку они являются центрами притяжения людей. Газификация помещений и повысит комфортабельность на рабочих местах, и сэкономит нам траты на «коммуналку». Больше будем уделять внимания выездной торговле, используя новые автолавки на бойких перекрёстках дорог, на пассажирских остановках. Большой резерв – выпуск собственной продукции в общественном питании: в прошлом году здесь у нас товарооборот увеличился почти на два миллиона, неужто нынче хотя бы ещё на миллион не прирастём?! Мы ведь совершенствуем и развиваем материально-техническую базу: приобретены конвекторная газовая печь, расстоечный шкаф, три автофургона, на которых полуфабрикаты везём в село. А главный резерв – люди, работающие в потребительской кооперации: к опыту профессионалов (в прошлом году наградами Центросоюза и облпотребсоюза отмечен 21 человек) добавляются интересные предложения и энтузиазм молодых. Количество пайщиков не уменьшается, их у нас 1400, в прошлом году в ряды кооперации вступили 24 юноши и девушки. Значит, есть на кого опереться. Мы будем развиваться, используя опыт лучших магазинов из Студенца, Починичей, Балахоновки, МСО, «Сельхозтехники». Молодёжь видит и социальную, и экономическую силу потребкооперации – мы ведь выиграли соревнование у частников, купив у них за год три магазина.
Серьёзное кадровое обновление райпо, безусловно, увеличивает его потенциал. Хорошей помощницей Т.П. Михеенковой является главный бухгалтер райпо Валентина Аринченкова, в лидерах продаж – коллектив магазинах №2 райцентра, руководит которым Алла Хомченкова, много интересной молодёжи пришло работать на новом оборудовании в общепит и на хлебокомбинат.
Коллектив хлебокомбината, которым руководит Николай Закроев, вообще является законодателем мод в производственной сфере облпотребсоюза. На базе предприятия проходят школы передового опыта, сюда приезжают за секретами мастерства даже белорусские кооператоры, а ассортименту «кондитерки» – более 60 наименований – завидуют многие российские хлебопёки! Но Н.В. Закроев озабочен: всё труднее быть первым на рынке, вот в Рославле, где шумячский хлеб любят и где завод многое годы зарабатывал авторитет, кооператорам противостоят семь конкурентов. Николай Васильевич считает, что в областном центре можно сделать объединённый магазин «Кооперативный хлеб», в котором могли бы продавать свою продукцию представители наиболее успешных районных комбинатов, выставляя на продажу группы своих фирменных изделий.
Начальник торгового отдела облпотребсоюза Валентина Миронова, прежде чем участвовать в собрании, побывала в магазинах посёлка Первомайский и потом делилась перед аудиторией добрыми впечатлениями о дизайне, выкладке и культуре обслуживания. Однако были и подсказки:
– Коллеги, снижаете цены – используйте яркие жёлтые этикетки; не забывайте о наружной и звуковой рекламе; просите активистов кооперативных участков внимательнее смотреть телевидение, где идут объявления о скидках на тот или иной товар. Можно, что называется, провести параллельную акцию, ведь кооперативное братство, словоохотливые пайщики в таком деле будут помощниками.
Разговор в Шумячах заинтересованных в развитии потребкооперации лиц (уполномоченных пайщиков, согласитесь, правильнее называть именно так) получился предметным, поэтому и рубежи участниками главного собрания года намечены обоснованные. Объём товарооборота, например, намечено увеличить почти на 20 млн. рублей. Больше внимания уделять заготовкам мяса, яиц, картофеля, овощей, грибов, лектехсырья. Не снижать уровень рентабельности, который в 2011 году составил более 8,5 процента.
На снимке: после собрания (слева направо) председатель совета райпо Татьяна Михеенкова, уполномоченные пайщики Нина Юденкова, Валентина Смолякова, Николай Фофанов, заведующая магазином №2 Алла Хомченко, продавец Елена Аверкина.