Экономика

Госдолг Смоленщины за 2017 год сократился на 17%

17 января 2018 года в 11:30

Губернатор Алексей Островский принял участие в очередном выпуске авторской программы Сергея Новикова «Диалоги». Губернатор подробно рассказал о госдолге Смоленской области.

- Я хочу поговорить о государственном долге, - сказал Сергей Новиков. - Мы тоже много раз поднимали эту тему, начиная с самых первых наших «Диалогов» ещё в 2012 году. Известна эта ситуация: долг все эти годы рос и сейчас составляет более 33 миллиардов. Тем не менее, он уже не превышает уровень доходов, он снижается и дай бог, чтобы он и дальше снижался. И идет замена, это я уже напоминаю телезрителям, чтобы Вам не повторять, замена коммерческих кредитов на государственные. Но вот какая есть проблема, на которую обратил внимание Президент Путин в ходе своей пресс-конференции. «Нужно, - подчеркнул он - прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов Российской Федерации в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит, -говорит Путин, - часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос - почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками? Есть определенные параметры, по которым коммерческие банки не выдают деньги бизнесу, а регионам - пожалуйста, несмотря ни на какую задолженность. Почему? А потому что знают, что это обеспечено государством». Есть ли у нас эта проблема?

- Действительно, у региональных властей в случае их недобропорядочности и вороватости почва для совершения тех или иных коррупционных действий имеется, - ответил Алексей Островский. - С одной оговоркой. Не знаю, как в иных субъектах Федерации, но мы берем кредиты исключительно у государственных коммерческих банков. Это Сбербанк, ВТБ, «Россия», поэтому я не очень понимаю, как, даже если бы был какой-то преступный сговор между тем или иным чиновником в Администрации области и руководством регионального управления банка, как взятку-то дать? С учетом того, что банк государственный, это просто невозможно. Вероятно, Президент, поскольку он более информирован и владеет ситуацией по всей стране, видит, что в иных регионах берут кредиты напрямую у коммерческих банков. Там, конечно, владелец банка может в конверте какую-то сумму тому или иному чиновнику дать. У нас этой проблемы нет и быть не может. Во-первых, исходя из моей личной позиции, а, во-вторых, как я уже неоднократно говорил, за пять с половиной лет работы мы существенно за счет увеличения долга перед Правительством, перед бюджетом Российской Федерации сократили долю коммерческого долга. И ежегодно ее сокращаем, понимая, что, тем самым, каждый год уменьшаем значительно - на сотни миллионов рублей тот объем средств, который мы должны были бы тратить на погашение долга коммерческим банкам. У нас ситуация, я бы сказал, хорошая. Почему? Потому что, если по состоянию на 1 января 2017 года у нас госдолг области был 113%, т.е. на 13% выше собственных доходов, что, конечно, очень плохо, то за 2017 год, даже за 11 месяцев, мы его сократили на 17 % - это очень значительно. И сейчас долг у нас составляет уже 96% от общего объема доходов. Мы вышли из рискованной зоны и перемещаемся в число регионов благонадежных. В этом смысле нам будет гораздо легче работать с Минфином. Стратегия, выработанная Администрацией области, позволит с каждым последующим годом все больше и больше снижать объем долга области. По нашим прогнозам к 2025 году он будет составлять всего 46% от доходов.

– Какие все-таки сейчас основные помехи в деятельности Губернатора – несовершенство федерального законодательства, нехватка профессиональных кадров здесь, на месте, недостаточная работа аналитических служб? Что бы Вы назвали главным среди того, что мешает Вам добиваться еще бОльших, может быть, успехов, чем те, которые уже есть?

– В первую очередь, это несовершенство федерального законодательства, в частности, закона №44-ФЗ, который пришел на смену №94-ФЗ. Я считаю, что закон №44-ФЗ в его нынешнем виде изжил себя и его нужно либо дорабатывать, либо заменять другим. Обосную свою точку зрения и приведу ряд примеров. Так, главы всех субъектов Федерации должны выполнять важные и нужные поручения Президента России Владимира Владимировича Путина, касающиеся развития социальной инфраструктуры. На их выполнение, в том числе, выделяются средства из федерального бюджета, но все дальнейшие конкурсные процедуры мы обязаны проводить согласно №44-ФЗ, главный критерий которого – наименьшая цена. Поэтому в закупках регулярно участвуют недобросовестные компании, предлагающие самую низкую цену и, следовательно, выигрывающие конкурсы. Когда они не могут выполнить условия контракта, властям приходится прибегать к длительным, в том числе, судебным процедурам по расторжению договоров. Затем снова объявляется аукцион, и его опять может выиграть недобросовестный подрядчик. Всё это в итоге приводит к тому, что регионы не могут в срок выполнить поручения, данные главой государства.

Сейчас в России реализуется важный проект, инициированный Президентом, – «Формирование комфортной городской среды», на который также выделяются средства из федерального бюджета. Муниципалитеты проводят торги согласно требованиям №44-ФЗ, и в части из них, где задействованы надежные подрядчики, работы по благоустройству выполняются успешно и вовремя, а в части, как, например, в Смоленске, по ремонту ряда объектов есть отставание, которое практически приводит к срыву программы. И нам – региональной власти, в том числе, приходится исправлять недостатки, зачастую прибегая к помощи бюджетных организаций.

Именно поэтому, я убежден – законодательство в сфере закупок необходимо менять. И определить необходимые изменения нужно, безусловно, на федеральном уровне, хотя, с предложениями могут выступить и регионы. Так, на мой взгляд, в случае реализации приоритетных федеральных программ главам субъектов можно предоставить право самостоятельно, не прибегая к конкурсным процедурам, определять подрядчика. Вне всякого сомнения, организация-подрядчик должна быть бюджетной, а не частной, поскольку это единственный способ исключить возможные коррупционные проявления. И в таком случае глава субъекта будет нести максимальную ответственность за итоги выполнения того или иного проекта, поручения высшего руководства страны. Такова моя точка зрения по данному вопросу.

- Но какую-то часть объектов, не все, конечно, потому что так мы исключим частную инициативу …

- Нет, я говорю, в первую очередь, о федеральных программах, инициированных главой государства или Председателем Правительства. Далее - межбюджетные отношения и налогообложение, где также существует неверный подход. Я уже, по-моему, говорил в Вашей программе и не раз публично высказывался на тему того, что у нас единый сельхозналог во всей стране. При этом в Краснодарском крае посади палку в землю и там всё вырастет. У нас ситуация кардинально отличается, и крестьянину нужно очень хорошо потрудиться, чтобы на земле что-то выросло. Хотя я благодарен смоленским аграриям за то, что три последних года мы собираем уникальный для региона урожай. И даже в этом году, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, собрали 260 тысяч тонн зерна. Это рекордные цифры, которых не было даже в советский период. Ну и третье, наверное, в дополнение к несовершенному законодательству, к межбюджетным отношениям - это, конечно, кадры.

Алена ПАНАСОВА

Бюджет Смоленска вышел в «плюс»
Алексей Островский рассказал о новых промышленных предприятиях Смоленской области

Другие новости по теме