Экономика

Смоленщина: одно большое СП. Москвы и Беларуси

28 мая 2010 года в 09:26
Смоленская область не просто транзитная территория между Москвой и Беларусью. Вся она может рассматриваться как совместное предприятие (СП) Москвы и Беларуси. Особенность региона – не просто однократный приход московских и белорусских инвесторов или технологий, но более плотная форма сотрудничества – СП, в котором речь идёт не об эпизодическом влиянии соседей, но постоянном непосредственном присутствии их в региональном политико-экономическом процессе. Область имеет долгосрочный "контракт" с Москвой и Беларусью в форме различных формальных и неформальных альянсов. Формы этого СП разнообразны и зависят от особенностей конкретного сектора экономики.

Столица – источник общественных институтов
В СП с Москвой Смоленская область выступает как младшая компания. Московские структуры определяют формы собственности (контроля) в этом СП, финансируют некоторые выборные кампании. Процесс передачи информации и знаний от Москвы к области внутри осуществляется при частых персональных встречах его активных участников.
Значительная часть машиностроительных предприятий Смоленской области работает по давальческим контрактам московских фирм, имея ослабленный контроль на параметры рынка конечной продукции. Аграрные предприятия области устремлены на московский потребитель¬ский рынок молока и молочной продукции и уже имеют длительные контракты с его торговыми структурами. Область становится филиалом Московской таможни. Тенденция последнего времени – вынесение таможенных постов из внутренних территорий России на её внешние границы.
С другой стороны, область и Москва конкурируют за квалифицированные кадры. Результатом этой конкуренции является депопуляция населения восточных районов Смоленского региона, примыкающего к Подмосковью, – следствие оттока работников в Москву и Московскую область. Туда уезжает на постоянное место жительства до половины всех уезжающих из области.
Областной экономике нужны сильные институты взаимодействия с Москвой, которая определяет основные социально-экономические процессы в области, но их выработка требует политической независимости власти от Москвы, что отсутствует. В этом противоречие. Но нужны ли Москве сильные формальные смоленские институты и сильная региональная власть? Не проще ли иметь дело со слабой властью и неформальными институтами, намеренно задерживая формирование прозрачных норм и правил, рамок, регламентирующих взаимодействие внутри СП? При отсутствии формальных смоленских институтов правила игры определяют неформальные московские институты.

Беларусь: приоритет неформальных институтов
Сейчас в Смоленской области действует около ста совместных российско-белорусских предприятий. Смоленская область обладает квотой на поставку в Беларусь электроэнергии, экспортирует туда удобрения, получая взамен комбайны, тракторы и продовольственные товары (в рамках торговых отношений как с крупными, так и мелкими белорусскими предприятиями).
Согласно данным, предоставленным "Смоленской газете" региональной торгово-промышленной палатой, внешнеторговое сальдо Смоленщины и Беларуси с 1994 года, за редким исключением (2000-й год), было всегда отрицательным. К нам больше привозят товаров, чем смоляне экспортируют в соседнее государство.
Неформальные институты приграничного сотрудничества зачастую более развиты, чем формальные. Иллюстрацией тому отношения между соседними торгово-промышленными палатами. Примерами официального межрегионального взаимодействия являются подписанные протокол сотрудничества между Смоленской, Витебской и Могилёвской службами занятости, соглашения о сотрудничестве Смоленской области и Витебской, Гомельской, Гродненской, Брестской, Могилёвской областей.

Пакет договоров
Областной власти целесообразно как при взаимодействии с Москвой, так и с Беларусью разработать пакетное соглашение между партнёрами СП, в котором необходимо взаимоувязать наиболее перспективные направления торгово-экономического и культурного сотрудничества.
Межрегиональное сотрудничество может и должно быть построено на комплекс¬ных началах взаимодействия административных, общественных, научных, бизнес-структур. Координатором такой работы может выступить как Администрация Смоленской области, так и Смоленская торгово-промышленная палата.
Подтверждением тесных взаимоотношений с Беларусью стало де-факто открытие на улице Бакунина отделения посольства Республики Беларусь в городе Смоленске.

Комментарий
Владимир Пинюгин, вице-президент Смоленской ТПП:
- Смоленщина – важное звено в цепочке экономических и культурных отношений между северо-западной Европой, юго-западной Азией и юго-восточной Европой. Смоленщина – давнее место пересечения торговых путей. Смоленщина выполняет и роль "западных ворот" России. Смоленская область – платформа для развития региональных и неформальных отношений трёх славянских народов (русских, белорусов, украинцев). Сюда же добавляется не только путь "из варяг в греки", но и путь из Европы в Азию. Смоленщина должна стать научно-культурным центром. Смоленская область может стать полигоном восстановления уничтоженных после развала СССР кооперационных связей России и Беларуси.
Главный банкир Смоленской области
Елена Московцева: Уйти от стихийности!

Другие новости по теме