Подвиг саперов под Будницей
Донесения

Подвиг саперов под Будницей

21 апреля 2020 года в 13:31

Smolgazeta.ru продолжает публикацию материалов, входящих в редакционный проект «Сердце Победы», и представляет вниманию читателей первую публикацию из рубрики «Донесения». В нее редакция планирует включать материалы, основанные в первую очередь на донесениях и сводках, наградных листах, иных документах, отражающих ход боевых действий на территории области. Первая публикация – рассказ о подвиге 489-го отдельного саперного батальона 360-й стрелковой дивизии, сражавшейся под Велижем.

***

В конце сентября 2013 г. в Велижском районе Смоленской области завершилась очередная Вахта Памяти. Поисковикам удалось поднять останки воинов и установить фамилии нескольких десятков, павших в бою 15 февраля 1942 г. под д. Будницей. Все они служили в 489-м отдельном саперном батальоне 360-й стрелковой дивизии. Это они, вместе с другими подразделениями дивизии, защищали ближние подступы к г. Велижу, преграждая путь к окруженному в городе немецкому гарнизону.

Процитируем несколько документов, наших и немецких (в моем переводе с немецкого), хранящихся в архивах Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО), а также в Национальном управлении архивов и документации (NARA) США, чтобы яснее представить, что происходило на этом участке фронта под Велижем. Орфография и пунктуация сохранены, как в оригинале.

Журнал боевых действий 360-й стрелковой дивизии: «13.2.42. В течение суток части дивизии вели бой с противником, наступающим на гор. Велиж, для поддержания осажденного гарнизона в направлении совхоза Миловиды. Противник сосредоточил в этом направлении до двух полков пехоты с 6-8 танками.

1193 сп (Стрелковый полк. – Прим. ред.) продолжает вести бой с противником за г. Велиж.

1195 сп вышел в район Краслевичи, Лученки, вел бой с противником и под давлением был выбит с занимаемого рубежа.

Контратаковав противника, полк вышел:

2/1195 – Тарасенки,

3/1195 – Лученки. Уничтожено 18 автомашин с боеприпасами и пехотой.

К 18.00 противник возобновил наступление вдоль шоссе, окружил оба батальона и захватил 3 орудия ПА (Полковая артиллерия. – Прим. ред.). Батальоны, выбившиеся из окружения, отбили 3 орудия ПА и вышли в район Краслевичи. Мост южнее совхоза Миловиды взорван саперной ротой, приданной полку от 489 осб. (Отдельный саперный батальон. – Прим. ред.)

3/1195 сп – резерв командования.

1197 сп – удерживая фронт в районе совхоза Миловиды – Стар. Нивка (правильно Стар. Нивы. – Прим. авт.). Будучи сильно потрепанным в боях, отошел в р-н Пушки под давлением пехоты противника, поддержанной танками.

Саперный батальон и химрота сосредоточились в р-не Будницы для перекрытия дороги противнику на город Велиж.

Части дивизии продолжают вести упорные бои с противником на дорогах Сураж-Витебский – Велиж, Усвяты – Велиж, идущих на помощь осажденным в Велиже немцам…

489 осб с химротой удерживают Будница.

19.2.42. Части дивизии удерживают зап. часть Велиж и Самуси, ведя наступление с целью уничтожения противника западнее Велиж.

Остатки 1, 3/1197 сп, совместно с 489 осб и химротой овладел частью Пушки и прочно ее удерживает. Захвачены солдатские книжки 353 п.п.…» (Пехотный полк. – Прим. ред.)

Итак, подразделение противника, ведущее бои на этом направлении, нашими войсками установлено. А что же в немецких документах того периода?

Из документов группы армий «Центр», донесения оперотдела от 14-15 февраля 1942 г.:

«[14.02.] 353-й пп в 14.30 час. ведет бой возле БУДНИЦЫ…

[15.02., 1.40 час.] 353-й пп в ожесточенных боях под БУДНИЦЕЙ очень медленно продвигался на восток, вел дальнейшее наступление в направлении населенного пункта в 4 км севернее ВЕЛИЖА…

Температура до минус 9 градусов, облачно, снежные переметы… Русские бомбардировщики атаковали походную колонну 353-го пп. Потери незначительные. Успешная поддержка нашей авиацией, особенно на шоссе СУРАЖ – ВЕЛИЖ…

[15.02., 21.00 час.] 353-й пп отбил в БУДНИЦЕ четыре атаки двух вражеских саперных батальонов с северо-восточного направления, понеся потери. Продолжается контратака на населенный пункт 4 км восточнее БУДНИЦЫ. Скопления врага в 6 км северо-западнее ВЕЛИЖА».

18.02.1942 г. из штаба 205-й немецкой пехотной дивизии командиру 353-го пехотного полка направляется срочная телефонограмма с приказом подтверждения ее получения: «18.2 в 2.30 час. выполнить намеченный план в соответствии с имеющимся приказом и намеченным встречным планом. Старое направление ГОРКИ впредь для общего успеха – решающее.

Соединение по дороге ВЕРХНЕЕ ОЛЬГОВО на КРАСНОЕ только частью сил. Это способствует созданию новых путей снабжения. Отклонение на БУДНИЦУ ставит это под угрозу.

Продовольственное снабжение за счет местных источников, в случае крайней необходимостинеприкосновенный запас.

Новый план, соответствующий заданию, будет незамедлительно доведен».

В 12.15 18 февраля 1942 г. командир 353-го немецкого пехотного полка докладывает: «Приступаю к наступлению на Горки в соответствии с приказом, тем не менее, срочно нужны наикратчайшим путем боеприпасы, особенно SS (С тяжелыми остроконечными пулями. – Прим. авт.), в патронных обоймах и россыпью, так как их наличия не хватает. Также и продовольствия».

Из приказа 59-го немецкого армейского корпуса от 18 февраля 1942 г., 23.45 час.: «205-я пд (Пехотная дивизия. – Прим. ред.) 17.2 335-м пп пробивалась на ВЕЛИЖ и установила связь с группой Зинцингер. Бой за расширение еще в разгаре. 353-й пп нанес удар через ГРИВЫ на ПУШКУ. Между двумя группами полка еще находится враг. Связь от КРАСНОГО на БУДНИЦУ установлена.

Радиограммы из 353-го немецкого пехотного полка: «[19.02.1942 г.] 7.30 час. Срочно. Командиру 205-й пд БУДНИЦА захвачена мощными силами со встречных сторон. Для боевой группы ПУШКИ запрашиваемые боеприпасы доставлены самолетом…

[19.02.1942 г.] 9.00 час. Враг захватывает БУДНИЦУ. БУДНИЦА на волоске. Боеприпасов нет.

[19.02.1942 г.] 9.05 час. Враг со всех сторон. Прошу помощи.

[19.02.1942 г.] 14.10 час. Полк все еще находится в БУДНИЦЕ. Враг поставил себе главную задачу подготовиться к новому наступлению севернее, северо-западнее и южнее. ВЕРХНЕЕ ОЛЬГОВО, вероятно, занято врагом.

[19.02.1942 г.] 15.30 час. Местная боевая группа Кранц, вследствие тяжелого положения и нехватки боеприпасов, отвела войска назад на БУДНИЦУ. Оттуда также усилился натиск врага. БУДНИЦА находится под серьезным артиллерийским и минометным обстрелом. Послана разведка в направлении ВЕРХНЕГО ОЛЬГОВА. Результатов пока еще нет…

Повторное наступление врага вечером и ночью. Пути движения врага с северо-запада, с юга и с северо-востока, такое же с большака. Боеприпасы авиацией сброшены.

[20.02.1942 г.] 8.20 час. Противник вновь подтянул мощные силы в перелесок северо-западнее БУДНИЦЫ на ГРИВЫ и ПУШКИ и обстреливает местность из тяжелых орудий из полусожженных домов юго-западнее БУДНИЦЫ.

9.20 час. Приступили к разведке. Намереваемся освободить эти районы в ночь на 21.2 путем подавления тяжелыми орудиями.

На передовой нуждаемся в боеприпасах для легких полевых гаубиц образца 1918 года и легких орудий образца 1941 года. О возможных путях снабжения будет сообщено дополнительно.

15.17 час. Цель наступления не достигнута. Наступление прекращено. Огромные потери.

15.30 час. Усиленный полк имеет на настоящий момент 80 убитых, 220 раненых и 8 пропавших без вести. Из батальона Рюфа одна рота направлена в ДРОЗДЫ (2-я рота 353-го пп). Еще одна рота испытывает потребность в уходе за ранеными. Обе оставшиеся роты на две третьих готовы к бою.

[24.02.1942 г.] 13.20 час. Положение в БУДНИЦЕ безнадежное. Все офицеры ранены. Без БУДНИЦЫ больше невозможно удерживать ВЕРХНЕЕ ОЛЬГОВО. Прошу решения в отношении отступления».

В немецких документах того времени неоднократно упоминается о стойкости, выучке наших солдат. Согласитесь, что такие слова из уст врага дорогого стоят. Это для тех, кто говорит, что наши деды воевали числом, а не умением.

Февраль 1942 г., из боевых донесений 353-го немецкого усиленного пехотного полка, источник тот же:

от 13.02.1942 г. «При наступлении сумерек голова боевой группы Кранц, на маршруте движения, натолкнулась на сильные минные заграждения, заграждения из деревьев и снега, которые после короткой перестрелки с охраняющим их врагом, были ликвидированы 2-й ротой 205-го саперного б-на. Противник находился по обе стороны дороги в хорошо отстроенных и превосходно замаскированных полевых позициях для управления минными заграждениями на опушке леса и был в состоянии выбить с занимаемых позиций после задействования тяжелого оружия при каждом случае начала боевых действий. Вследствие этого в значительной степени замедлялось продвижение полка…»;

от 14.02.1942 г.: «После исключительно трудного продвижения в густой заснеженной местности голова боевой группы Кранц натолкнулась на ожесточенное сопротивление врага северо-западнее БУДНИЦЫ в лесистой местности»;

от 17.02.1942 г.: «В 7.00 час. боевая группа Шмид начала наступление на восточную часть ПУШЕК. Однако начатое наступление по обеим сторонам дороги вскоре застряло в высоком снегу из-за сильного оборонительного огня вражеских снайперов и тяжелого оружия, умело расставленные, они держали наступающих под огнем во всю ширину открытых участков протяженностью от 150 до 200 метров. Прекрасная маскировка русских делала невозможным обнаружение, а также подавление, несмотря на искусное наблюдение за полем боя; вследствие этого введенные в бой противотанковые и легкие орудия практически бездействовали…»

Но что же произошло под Будницей 15 февраля 1942 г.? Ведь именно в этот день погибли 36 воинов 489-го отдельного саперного батальона, фамилии которых установлены, благодаря двум найденным медальонам покоящихся вместе с ними товарищей в неизвестной братской могиле. В журнале боевых действий 360-й стрелковой дивизии отсутствуют записи с 14 по 18 февраля 1942 г. Видимо, было не до них.

Ответ находим в боевом оперативном донесении 353-го немецкого усиленного пехотного полка за этот день. Количество убитых, названных немцами, у страха, как говорят, глаза велики, оставим на их совести: «В утренних сумерках и в исключительно сильную снежную метель отступивший противник атаковал ВЕРХНЕЕ ОЛЬГОВО силами 2-х саперных батальонов с восточного направления от БУДНИЦА. Нападение полком было отбито после многочасового, ожесточенного боя в населенном пункте и уличного боя, враг из восточной части БУДНИЦЫ, в которую он смог проникнуть, выбит. Потери противника составили примерно около 300 убитыми при незначительных собственных потерях».

Наш батальон воевал геройски, недаром ведь немцам казалось, что с ними ведут бой два саперных батальона. Полистаем представления к награждению, оформленные после окончания боев в конце февраля 1942 г. Командовал 489-м отдельным саперным батальоном ст. лейтенант Леонид Николаевич Мухин, военный комиссар батальона – старший политрук Труханов.

Из представления к награждению орденом Красной Звезды на командира батальона: «Противник силою до 2-х батальонов стремился в направлении дер. Будница, Пушки нанести удар с тыла 1193 с.п., обороняющему западную часть гор. Велиж. Находясь в это время с ротой саперов своего батальона в д. Пушки, т. Мухин принял активное участие в ее обороне. Получив задачу от капитана т. Богачева оборонять левый фланг д. Пушки от пытавшегося обойти д. Пушки противника, т. Мухин не только сумел отбить несколько атак превосходящего в несколько раз сил противника, прикрывающего наступление артиллерийским и минометным огнем, но также ходил во главе своей роты в контратаки и наносил огромные потери живой силе и обозам противника. Всегда находясь в бою вместе с бойцами и командирами, т. Мухин воодушевлял их своим примером».

Под стать командиру батальона действовал командир отделения сержант И.А. Агафонов: «В боях за д. Будницы (так в наградном листе. – Прим. авт.) без страха дрался с численно превосходящим врагом, своим личным примером поднимал у товарищей боевой дух и уничтожал противника меткими выстрелами. При обороне д. Пушки сержант Агафонов укрепил порученный ему объект – огневую точку, за что получил от командира дивизии генерал-майора Кузнецова награду – 150 рублей. Все задания выполняет с честью, геройски, никогда не задумываясь о смерти».

Положение было критическим, с оружием в руках сражались все, кто мог. Писарь хозчасти мл. сержант В.В. Лобанов при обороне д. Будницы ушел из обоза и воевал вместе с ротой, умело уничтожая фашистов из снайперской винтовки: «Будучи послан в разведку, попал в окружение, откуда быстро вырвался и принес сведения о противнике. В д. Пушки уничтожил минометчика и наблюдателей противника, 8 автоматчиков и солдат, ведущих огонь из засад по нашим силам».

Его товарищ по оружию сержант П.П. Лугин в боях за д. Будницу сражался до последнего патрона, не отступая ни на шаг, несмотря на то, что фашисты атаковали превосходящими силами: «Когда командиров вывело из строя, Лугин сам лично с группой бойцов дрался с врагом, пока не вывело из строя его бойцов. Героический подвиг Лугина помог задержать врага».

Командир роты лейтенант В.В. Поплавский, обороняя д. Будницу с ротой саперов в количестве 40 чел., уничтожил обоз противника и вступил в бой с батальоном немецких автоматчиков: «Бой продолжался с 23.00 12.02.42 г. по 4.00 13.02.42 г. без перерыва и, не выдержав напора бойцов л-та Поплавского, противник вынужден был отступить, имея большие потери в солдатах и обозе.

Через сутки, при атаке д. Будницы, он героически повел свою роту вперед, где погиб смертью героя. Воодушевленные поведением командира, ни один боец не ушел с поля боя, пока не решился исход боя…»

К ордену Красного Знамени был представлен ст. адъютант штаба батальона лейтенант В.В. Пшеничный: «В боях за д. Будница героически дрался с врагом, вел батальон в бой и заражал своей отвагой бойцов, в результате чего противник силою до 2-х батальонов автоматчиков против 70 человек сапер был вынужден отойти, имея потери солдатами и частью обоза. Из наших же бойцов были потери 7 убитыми и 15 ранеными.

15.02.42 г. при атаке д. Будница, ведя батальон в бой, сам находился впереди. Войдя в деревню и заняв часть ее, л-т Пшеничный удерживал ее под ураганным огнем противника. Сраженный пулей врага, л-т Пшеничный пал смертью героя».

Геройски сражался с врагом командир взвода ст. сержант И.А. Бабкин: «При обороне д. Будница ст. сержант Бабкин со взводом сапер, который был передовым в части, героически дрался против батальона автоматчиков противника, усиленного минометами. Он удерживал окраину деревни Будница сутки и только при 2-ой атаке врага, когда миной был уничтожен его пулеметный расчет, а сам он контужен, бойцы увели его с поля боя»…

Положение было сложным, поэтому для усиления руководства обороной командир 360-й стрелковой дивизии отправлял офицеров, проверенных в деле, на которых можно было положиться.

К ордену Красной Звезды был представлен начхимслужбы 360-й стрелковой дивизии капитан С.Г. Богачев: «14 февраля 1942 г. противник силою до 2-х батальонов стремился в направлении деревень Будница – Пушки нанести удар с тыла 1193 с.п., обороняющему западную часть г. Велиж. Будучи послан командиром дивизии т. Богачев вместе с замначдива ст. политруком Гнеденко собрал группу бойцов 1197 с.п., 489 и 491 саперных батальонов и организовал оборону деревни Пушки.

В боях с 15 по 19 февраля 1942 г. противник в несколько раз превосходящий силами, с артиллерией и минометами неоднократно пытался овладеть дер. Пушки, но успеха не имел.

В боях за дер. Будница и Пушки противнику было нанесено большое поражение. Во время боев т. Богачев находился на передовых позициях и появлялся там, где было трудно, и личным примером мужества воодушевлял бойцов и командиров».

К такому же ордену был представлен зам. начальника политотдела дивизии ст. политрук С.А. Гнеденко, правда, вспомнили о нем в июне 1942 г.: «15 февраля 1942 года противник силою до 2-х батальонов пытался ударом через деревни Будница – Пушки выйти западнее гор. Велиж и ударить в тыл 1193 с.п. Будучи послан мною, тов. Гнеденко вместе с капитаном т. Богачевым собрал группы бойцов 1197 с.п., 489, 491 саперных батальонов и не только остановил наступление противника, превосходящего по силам и технике в несколько раз, но и нанес ему огромные потери и тем самым сорвал удар немцев с запада в тыл 1193 с.п., оборонявшему г. Велиж.

Находясь в течение 5 суток в боях, т. Гнеденко находился всегда там, где создавалось тяжелое положение, где сильно наседал враг и его нужно было мужественно и бесстрашно уничтожать».

Отличился в этих боях и уполномоченный особого отдела НКВД от 360-й стрелковой дивизии при 1193-м стрелковом полку ст. лейтенант А.И. Ноздряк. В феврале 1943 г. в представлении к ордену Красной Звезды (комдив – к медали «За отвагу») писалось: «Тов. Ноздряков в боях с немецкими захватчиками проявил себя мужественным и бесстрашным защитником Родины. В боях за с. Будницу 12-16 февраля 1942 года командиры 489 сап. батальона из строя выбыли, т. Ноздряков принял командование оставшейся группой бойцов на себя. Тов. Ноздряков личным примером воодушевлял бойцов, невзирая на арт. минометный огонь противника, поднял их в атаку и стремительным натиском выбил противника из с. Будница, лишив тем самым противника выйти на большую дорогу к г. Велиж. Боевая задача была выполнена. В том бою т. Ноздряков лично уничтожил 1 офицера и 16 немецких солдат»…

Поднятым из небытия воинам батальона были отданы последние почести на Велижской земле. Родственники погибших, приехавшие издалека, проводили их в последний путь. Пусть земля им будет пухом, а мы будем склонять головы и возлагать цветы к их могиле, рассказывая детям и внукам о подвиге саперов 15 февраля 1942 г. под деревней Будница Велижского района Смоленской области.

На этом можно было бы поставить точку, но… среди поднятых останков нет заместителя командира батальона ст. лейтенанта П.В. Дурнева, ст. адъютанта штаба батальона лейтенанта В.В. Пшеничного, командира роты лейтенанта В.В. Поплавского и командира взвода лейтенанта В.Г. Сычева. По данным ЦАМО, они похоронены в могиле комсостава из четырех человек в д. Буднице. Где находится эта могила, неизвестно, их фамилии значатся на Лидовой горе в г. Велиже.

Smolgazeta.ru выражает благодарность редакции научно-популярного журнала «Край Смоленский» за помощь в подготовке материала.

Фото: imena.onf.ru

Николай Казаков

Из краткого отчета Смоленского обкома ВКП(б)…