«Кровавая пыль. Летопись войны»
Смоленское издательство «Маджента» выпустило книгу «Кровавая пыль» луганского поэта Марка Некрасовского. Но это не просто поэтический сборник. Это – единый, гармоничный сплав стихов и дневниковых записей о том, что происходило последние восемь лет на Донбассе, свидетельства очевидца трагических и героических событий.
Это – не дневник…
«Это не дневник в нашем привычном понимании. Я писал стихи о том, что видел. Стихи, написанные по реальным событиям. Стихи-репортажи. Стихи-документы. Я понимал, что каждое такое стихотворение может стать приговором для автора, т. е. меня, но не писать не мог. Пока было электричество, стихи бросались в интернет. Тогда же была выставлена книга «Осада». «Осада» – коллективный сборник поэтов-луганчан о войне 2014 года. «Друзья» предупреждали, что нас «повесят» за эту книгу, но спрятаться было равносильно предательству перед теми, кто был ранен или убит, перед теми, кто держал линию фронта.
Почему я решил дополнить стихи прозой? Дневник – это личное и обычно не предназначен для открытого прочтения, но многие стихи, если не все, написаны по реальным событиям, и читателям (нелуганчанам) будет трудно понять, что хотел сказать автор. Встречаясь с читателями в России, я старался не только прочитать стихотворение, но и объяснить им, что это не война жителей Донбасса с нацистской Украиной, а война русского мира с фашиствующим западным миром», – говорит Марк Некрасовский в предисловии к книге.
И ещё одно очень важное пояснение автора: «Я долго думал, с каких стихов начать эту книгу. С домайданной Украины? Был у меня такой цикл стихов. Эти стихи многое объяснили бы читателям – почему майдан стал возможен, – но эта книга о войне, и я начал её со стихотворения, посвящённого Януковичу. Вернее, его трусости, его предательству. Если бы он не струсил, как бы повернулась история и где бы проходила линия фронта?
В первой части – стихи и дневники датированные. Вторая часть писалась в течение семи лет войны. Эта книга не имеет конца – война ещё не закончена. Но я надеюсь, что придёт День победы, и я допишу её. И опять буду писать стихи о любви».
Но и эта книга, несмотря на её горькое название «Кровавая пыль» и не менее трагическое содержание, – она тоже о любви. О любви к Родине и людям, жизнь свою положившим на её защиту от фашизма.
Уникальный документ эпохи
Дневниковые записи автора книги – уникальный документ эпохи, раскрывающий для нас весь ужас трагедии, которая длится на Украине вот уже много лет. Они также дают и очень много информации от очевидца, как современная Украина шла к возрождению бандеровщины, взращивала и лелеяла пещерный национализм. Вот только некоторые отрывки из опубликованных в книге дневников:
«Апрель, 2014 год. «Украина превыше всего» – твердят майдановские «герои». Ничего не напоминает? Уже было такое государство – Третий Рейх. Фашистская Германия – «Deutschland, Deutschland uber alles» («Германия, Германия превыше всего»). Степан Бандера у майданутых – национальный герой. Тот самый Бандера, банды которого убивали не только евреев, русских, поляков, но и украинцев, которые не поддерживали их фашистскую идеологию. Вы скажете, что не все украинские националисты были бандеровцами – были мельниковцы, бульбовцы, и они сражались между собой. Для меня они все на одно лицо. Я в сортах дерьма не разбираюсь. Украина этих тварей превыше гуманизма, общечеловеческих ценностей и выше даже Бога. Только Бог и правда не с ними, а значит, их ждёт поражение и Божья кара. И будет их Украина в руинах, и побегут майданутые «герои» из Украины, как бегали их деды-полицаи. Если успеют. Так было, и так будет. История никогда ничему не учит. Как жаль…»
«Кто-то спросит, как же это так быстро возродилось? Ведь раздавили гадину нацизма в мае 1945 года? Раздавили, да не всех.
Когда бандеровцы почувствовали, что их вот-вот пустят в расход, то был дан приказ выходить из лесов, вступать в комсомол, в коммунистическую партию, стараться получить руководящие посты и ждать своего времени. И получилось это у них. Главный идеолог Коммунистической партии Украины и первый президент незалежной (независимой) Украины – Кравчук рассказывал, как он носил еду «украинским героям» в лес. Их ненависть не умерла – большая часть внуков бандеровцев ждали своего часа, часа реванша. Мне вспоминается разговор с выходцем из Киева, который после окончания института приехал по распределению в город Луганск и прожил в нём больше 20 лет. Он мне жаловался, что каждый раз, когда он слышит русскую речь, его от неё тошнит. 20 лет слышит, и 20 лет ненависть не утихает, а растёт всё больше и больше…»
«3 мая, 2014 год. События в Одессе. Сожжённые 2 мая люди. Звоню знакомым одесситам и спрашиваю: «Что там у вас происходит?» Отвечают: «У нас всё в порядке. Сидим в кафе, пьём кофе. Ничего страшного». Беда их не коснулась, и всё хорошо. Моя хата с краю, ничего не знаю…»
«9 мая, 2014 год. Пригласили читать стихи о войне. Читаю стихи о Великой Отечественной с трибуны. Центр города. Вся улица Советская заполнена людьми. Кроме меня и ещё двух поэтов никого нет. Приглашали всех членов Союза писателей, но никто не пришёл. Испугались. После митинга пошёл по праздничному городу. Встретил много знакомых людей. Все с праздничным настроением. Потом встретил И., и он злорадно предсказал, что когда «доблестные украинские войска займут город, то меня повесят на столбе». Странный он человек. Злой и глупый».
Жуткая летопись войны
А дальше – запись за записью – жуткая летопись войны. Войны кровавой, беспощадной, братоубийственной.
«С самолётов скинули какие-то предметы на парашютах. Женщина, стоящая рядом со мной, показывает их пятилетнему сыну и считает: один, два, три, четыре, пять. Как красиво летят. И обращаясь ко мне: «Наверное, это украинская гуманитарная помощь. Мы ведь украинцы, и Украина нам помогает». Стоит счастливая, улыбается… Мне мало верится в добрую волю украинских властей, в их желание нам помочь. Всё, что нам нужно, – перестаньте по нам стрелять, перестаньте нас убивать, возвращайтесь к себе домой.
P.S. Я не ошибся – это была не гуманитарная помощь, а пятисоткилограммовые кассетные бомбы с высотными взрывателями. Две из них взорвались и смертельно ранили протоиерея Владимира Креслянского. Умирая, он молился о спасении луганчан. Остальные три бомбы не взорвались и никого не убили. Новомученик. Для одних – это чудо, для других – простое совпадение. Но без веры, без доброты и самопожертвования не будет счастливого будущего».
Книга «Кровавая пыль» уникальна тем, что в ней много как примеров веры и самопожертвования жителей Луганской Народной Республики, так и жутких до натурализма рассказов о трагизме жизни мирных жителей в условиях войны.
И, конечно, в книге много ярких публицистических стихов, которые являются эмоциональным художественным продолжением и дополнением дневниковых записей.
Вот одно из стихотворений 2014 года:
Добровольцы идут из Луганска в Славянск
Жизнь отдать, чтоб в Донбасс не стреляли.
Им не нужен Европы сомнительный глянец,
Не нужны им посты и медали.
И никто им не скажет, что ждёт впереди.
Но все верят, что будет Победа.
Может, голову сложат в ковыльной степи.
Но в беде не бросают соседа.
Марш «Прощанье» звучит всё слабей и слабей.
И не всем повезёт возвратиться.
От потерь мы становимся злей и умней.
Мы истории пишем страницы.
И стихи Марка Некрасовского действительно являются такими страницами истории.
Есть среди дневниковых записей Марка Некрасовского и те, что рассказывают о весьма неприглядной роли нынешнего президента Украины Зеленского в разжигании братоубийственной розни на Украине. Воистину, устоявшийся в СМИ мем «кровавый клоун» звучит здесь предельно конкретно, отнюдь не образно:
«Весной 2015 года в центре города Луганска я увидел на остановке выгоревшую от солнца афишу гастролей «95-го квартала». Гастроли планировались на лето 2014 года. Не доехали они до нас – война помешала. К этому времени я уже видел выступления Зеленского и Лысого перед АТОшниками. Шуточки о «колорадах» и благодарности за их истребление. Сейчас меня от них тошнит. Кровавые, злобные клоуны. Их вина в развязывании этой войны огромная. Разве не они нам показывали жителей Западной Украины рагулями, жадными и тупыми. А жители Донбасса выглядели для остальных пьяницами и бандюками, в спортивных штанах с вытянутыми коленками. Это они задолго до войны раскалывали страну на две части. За что им олигархи платили – то и показывали. Ну ладно Зеленский из Запорожья, но Лысый ведь из Алчевска. Его родственников и друзей убивали «воины света», хотя у такого дерьма не бывает ни родственников, ни друзей».
Поэтическая публицистика
И, конечно, в сборнике много прекрасных стихотворений, которые смело можно назвать поэтической публицистикой, – их более сотни. Образные, яркие, выстраданные сердцем, они не могут оставить равнодушным к трагедии, о которой повествует Марк Некрасовский в «Кровавой пыли».
На минувшей неделе в Смоленском государственном институте искусств состоялась презентация книги. Она была организована вузом при содействии смоленского литературного объединения «Родник» и поэта Любови Сердечной, живущей сейчас в Петербурге.
Марк Некрасовский обратился к смолянам по видеосвязи. Стихи и публицистические отрывки из книги прозвучали не только в исполнении самого автора – их очень эмоционально прочитали и студенты-первокурсники института искусств Анна Сорокина и Кирилл Горчаков. На презентации книги выступили телерадиожурналисты Юрий Солопонов и Владимир Венгржновский, куратор студентов института искусств Дмитрий Бутеев. А журналист и писатель Владимир Королёв и руководитель клуба авторской песни «Диво» Сергей Терещенков, неоднократно бывавшие в воюющем Донбассе, рассказали собравшимся о проекте «Родство по слову, доблести и мужеству», связавшем литераторов Донбасса и Смоленска. Состоялся большой, искренний и эмоциональный разговор о войне, о литературе, о жизни, о связи поколений.
«Понимаю, что всё, что происходит с нами и что будет происходить, нельзя проигнорировать или забыть. Я – та тетрадь, в которую надо всё записать, чтобы помнили и никогда не повторяли», – сказал, обращаясь к смолянам Марк Некрасовский.
Гражданская позиция поэта, мне кажется, наиболее точно выражена в этих строках:
А мне кричат: у вас не жизнь, а ад.
И нет ведь сил, чтоб помешать врагу.
Беги, твердят, куда глаза глядят.
А я вот никуда не побегу.
А я врагам свой город не отдам.
И пусть врагов несчитанная рать.
Спасти его ты можешь только сам,
А родину с собою не забрать.
Здесь добровольцы есть из разных стран.
Мы, как атланты, держим мира твердь.
Враг не пройдёт, мой друг – NO PASARAN.
И наш девиз – победа или смерть.
Живём мечтой построить новый мир,
Без злобы, без предательства и лжи.
Веди вперёд, веди нас, командир.
Нам не страшны любые рубежи.
Пусть мне кричат: у вас не жизнь, а ад.
Хребет сломаем, знаю я, врагу.
Пусть враг бежит, куда глаза глядят.
А я вот никуда не побегу.
«Первоначально я думал назвать эту книгу «Кровавая пыль. Летопись неоконченной войны», но признание Российской Федерацией Луганской и Донецкой Народных Республик, помощь в восстановлении их границ, в разгроме укронацистских вооружённых сил изменило название книги. Все войны когда-то кончаются, пришёл конец и нашим мучениям. Да, есть страшные потери. Да, жителям Донбасса предстоит долго и упорно восстанавливать всё то, что разрушила война. И мы, конечно, всё восстановим. Но главный урок, который мы должны вынести из этой войны, можно выразить словами Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительными». Теперь мы будем уничтожать нацизм на корню, не проспим его, какие бы «братские» маски он ни надевал», – пишет автор в послесловии к книге.
Благодаря стараниям и организационным хлопотам Любови Сердечной, которая возглавляла литобъединение «Родник» с 2015 по 2021 год, книга «Кровавая пыль» вышла в смоленском издательстве «Маджента», и её экземпляры уже переданы родниковцами в областную научную библиотеку им. А.Т. Твардовского, городские библиотеки им. Н.С. Клестова-Ангарского, Ю.В. Пашкова и А.В. Мишина.
Фото: предоставлено автором
Игорь Красновский