Пластическая анатомия человека: о многовековом союзе художников и анатомов
О традициях совместной работы анатомов и художников можно говорить начиная с эпохи Возрождения. С Леонардо да Винчи, который первым правильно изобразил различные органы человеческого тела и стал одним из основоположников анатомии человека как науки и её прикладного раздела для художников – пластической анатомии (анатомии внешних форм человека). С анатома Андреаса Везалия, который совместно с художником Яном Стефаном ван Калькаром, учеником Тициана, создал перевернувший сознание людей трактат по анатомии человека «О строении человеческого тела».
Анатомия как основа изображения
Художники и учёные Смоленского государственного университета и Смоленского государственного медицинского университета решили вернуться к истокам анатомии, восстановить и вновь укрепить связь между художниками и анатомами. Инициатором проекта стал заведующий кафедрой анатомии человека СГМУ, доктор медицинских наук, профессор Владимир ГЛОТОВ:
– С художниками я работаю довольно давно. С 2000 года я преподавал курс пластической анатомии для художников в Смоленском государственном институте искусств. По роду своей преподавательской деятельности я постоянно контактировал с профессиональными художниками, с которыми мы подружились, организовали и провели огромное количество совместных пленэров, выставок и реализовали ряд интересных проектов.
В 2021 году на одном из таких проектов учёный познакомился с Владимиром ПЕТЬКОВЫМ, доцентом СмолГУ, членом Союза художников России. И родилась идея организовать анатомические пленэры на базе кафедры анатомии человека Смоленского государственного медицинского университета, куда по воскресеньям, когда кафедра свободна от студентов-медиков, могли бы приходить художники и работать: делать анатомические зарисовки различных областей человеческого тела, анатомических препаратов, работать с кадаверным материалом под руководством профессиональных анатомов.
– Побывать в Смоленском государственном медуниверситете и сделать из этого художественный проект – такое впервые в моей практике, – поделился впечатлениями Владимир Петьков. – На худграфе в СмолГУ есть предмет «Пластическая анатомия», мы широко используем в качестве анатомических моделей экорше (учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцами. – Прим. авт.), созданные выдающимися мастерами, например нашим земляком, скульптором Сергеем Тимофеевичем Конёнковым, пластмассовые скелеты. Но, конечно, увидеть своими глазами настоящие органы и человеческое тело во всех его ипостасях – это другое. А ведь знание анатомии – это основа для изображения человека.
Говоря о совместной работе художников и анатомов, профессор Владимир Глотов подчёркивает, что исторически художники были именно той силой, которая стимулировала исследования человеческого тела:
– У художников была задача – создание монументальных произведений на библейские темы. Но для того, чтобы эти темы реалистически отражались в их фресках, иконах, скульптурах и оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, художники, естественно, должны были прекрасно знать анатомию человеческого тела. Благодаря, как сейчас говорят, такому социальному заказу появилась лазейка: церковь разрешила художникам обращаться к человеческому телу, делать его рассечение. Художники активно взялись за изучение человеческого тела, по результатам своих исследований создали множество профессиональных анатомических зарисовок, что дало большой толчок для развития анатомии как науки. В эпоху Возрождения анатомия человека имела колоссальное мировоззренческое значение, такое как, например, сейчас теория относительности или квантовая механика. Каждый высокопоставленный вельможа считал своим долгом обзавестись для своей библиотеки анатомическим трактатом Андреаса Везалия. А сейчас мы хотим вернуться к истокам анатомии и вновь укрепить связь между художниками и анатомами. Это всё для взаимной пользы. Потому что образование – это не только изучение научных фактов, это ещё и создание образа культурного человека. Особенно это актуально сейчас, когда мы повсеместно столкнулись с негативными для образования последствиями ЕГЭ.
Любопытный опыт
Проект стартовал в начале февраля. На первом дне пленэра состоялась лекция по пластической анатомии. Художникам рассказали об истории этой дисциплины от эпохи Возрождения до создания анатомами Владимиром Воробьёвым и его учеником Рафаилом Синельниковым совместно с художниками лучшего на сегодняшний день в мире «Атласа анатомии человека», об экспозициях Фундаментального анатомического музея – одного из самых лучших и полных в России, о юридических аспектах работы кафедры анатомии человека. Следует отметить, что в Смоленске только сотрудники кафедры анатомии человека имеют право проводить рассечение человеческого тела для научных и учебных целей. Такой доступ предоставляется исключительно медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждениям, где проводится обучение будущих врачей, специалистам редчайшей и интереснейшей профессии – анатомам, которые работают «в месте, где смерть торжествует, радуясь жизни».
– Я с удовольствием согласилась поучаствовать в этом проекте, – рассказывает художник Татьяна КОЛОДЯЖНАЯ. – Это не только увлекательный поход, это ещё и погружение в ту сферу, о которой ты только читал в учебниках, видел какие-то фильмы. Посмотреть на человеческое тело, узнать какие-то его особенности, пообщаться с людьми, которые преподают в медуниверситете, – это очень любопытный опыт. Помимо моей деятельности как художника, дизайнера ещё одним моим творческим направлением является авторская кукла. Это направление меня очень увлекает. И я готовлюсь к масштабной персональной выставке. Поэтому опыт похода в анатомическую лабораторию для меня стал большим подарком, ценной подсказкой в разработке моих кукол.
Под впечатлением остались и другие участники проекта. Многие высказали пожелания, чтобы экскурсии в анатомический музей проходили на регулярной основе. Профессор Владимир Глотов отметил, что традиция проведения экскурсий для школьников и студентов существовала в течение нескольких десятилетий. Однако сейчас появился ряд проблем, связанных с пандемией:
– Мы не можем предоставить свободный допуск большого количества людей в помещение нашего анатомического института. Несмотря на существующие на кафедре анатомии человека системы физической защиты от вирусов, есть большой риск взаимного инфицирования между экскурсантами и преподавателями. Но как только проблема пандемии исчезнет, мы возобновим работу со студентами и школьниками. И мне бы хотелось, чтобы Смоленскому государственному медицинскому университету предоставили юридически обоснованные возможности проводить экскурсии по типу музейных экскурсий с утверждёнными программами, протоколами и регламентами, со всеми коммерческими (в разумных пределах) составляющими этого процесса – билетами и упрощённой финансовой отчётностью. Это позволит Фундаментальному анатомическому музею перейти на самофинансирование – а мы «сидим на золотой жиле», – что позволит подкопить необходимые средства и провести масштабную модернизацию замечательного музея. Разумеется, экскурсии не должны вмешиваться в учебный процесс. Это должно быть организовано не просто на энтузиазме и доброй воле преподавателей! Нужна система, работающая как часы, чтобы любой, кто захочет в составе коллективной экскурсии посетить нашу кафедру, мог сделать это на регулярной основе и получить достоверные представления о человеке от профессионалов анатомического дела.
Для насаждения просвещения
Работы, созданные в ходе анатомического пленэра, будут представлены на специально организованной выставке на симпозиуме «Анатомия человека, повторение пройденного: «Per aspera ad astra!» в рамках международной научной конференции студентов и молодых учёных, которая будет проводиться в Смоленске в апреле. На этом симпозиуме с научными докладами выступят студенты, молодые учёные, аспиранты Смоленского государственного медицинского университета, филологического и художественно-графического факультетов Смоленского государственного университета, также будут гости из других университетов России и из-за рубежа (Белоруссия, Польша, Литва, Эстония).
– Мне кажется, что это будет очень интересно для молодёжи Смоленщины. И, может быть, это будет первое такое крупное системное мероприятие в Смоленске, которое позволит активировать внутренние интеллектуальные резервы молодёжи современного университетского города – «расправить плечи» – и направить их в конструктивное русло, как говаривал Гофман, «для насаждения просвещения», – считает Владимир Глотов. – Наша работа сопровождается не только демонстрацией человеческого тела – она несёт мощный моральный и эмоциональный заряд на лучшее, стимулируя людей отказаться от вредных привычек, абортов, заниматься физической культурой, самообразованием и нравственным самосовершенствованием. Это, я считаю, одно из важных направлений нашей работы. Человек должен стремиться и к совершенствованию своего тела, и к совершенствованию своего духа, преодолевая тернии, двигаться к звёздам.
Фото: Мария ЛЕДОВСКАЯ, Татьяна КОЛОДЯЖНАЯ
Мария ЛЕДОВСКАЯ