Как стать директором школы в 29 лет?
Новости

Как стать директором школы в 29 лет?

26 февраля 2022 года в 09:40

Сергей ЕРМОЛОВСКИЙ – экстраординарное явление на смоленском педагогическом небосклоне. Он один из редких директоров, который занял свой пост в 29 лет, возглавив в 2017 году гимназию № 4. За несколько лет ему удалось достичь немалого: было организовано тесное сотрудничество с одним из ведущих вузов России – Высшей школой экономики, развито сетевое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования, в первую очередь со спортивными школами. Главный приоритет Сергея Ермоловского – создание комфортных условий для раскрытия потенциала одарённых детей и привлечение их к олимпиадному движению. В интервью журналисту «СГ» он также рассказал о секретах профессионального успеха, плюсах и минусах современной системы образования и актуальных подходах к обучению поколения Z.

Педагогические тернии

Учась на третьем курсе СмолГУ, Ермоловский начал работать лаборантом в кабинете информатики в лицее имени Кирилла и Мефодия. Настраивал компьютерную технику, работал с интернетом, который только что появился в образовательных организациях. Будущий директор думал, что проработает в школе только до конца учёбы в вузе, но педагогическая деятельность его захватила, и он решил посвятить себя этой профессии навсегда. Жуткий страх во время первых занятий, дрожащий голос и нелепые попытки завоевать авторитет – всё это нынешний директор сейчас вспоминает не без добродушной насмешки. На первых порах в его педагогической деятельности были и «перегибы». Например, он заставлял учеников двадцать раз переписывать определение или теорему, если они отвечали неправильно. Такого рода «перегибы» не увенчались успехом, и Сергей быстро пришёл к выводу, что они ни к чему.

Предложение возглавить школу стало неожиданным, но радостным. Мечта стать директором зародилась у Ермоловского, как только он ступил на порог школы учителем информатики. Однако он никогда не предполагал, что всё случится так быстро. Тем не менее Сергей мужественно принял вызов и был назначен на пост директора гимназии № 4, причём без какого-либо управленческого опыта, без малейшего представления о масштабе обязанностей руководителя школы. Оказалось, спектр работы огромен, но Сергей Александрович быстро адаптировался. По всей видимости, сказалось огромное желание достичь успеха и энергичность молодого специалиста. Поначалу трудностей было так много, что довольно быстро проявилось психологическое выгорание, которое, однако, удалось быстро преодолеть.

Педагогические будни

– Профессия школьного учителя считается женской – мужчин в педагогических коллективах раз-два и обчёлся. Как вы думаете, почему и что нужно, чтобы возвратить в профессию мужчин?

– Такова модель нашей жизни: женщины воспитывают и растят детей, мужчины зарабатывают деньги. Так живут многие семьи. Поэтому и считается, что учить и воспитывать – это женская роль. Среди педагогов мужчин меньше, но они ценны и очень нужны школе. Любой ребёнок должен видеть и чувствовать на себе и женское, и мужское влияние. Учитывая, что у нас много неполных семьей, где только мать занимается воспитанием, роль мужчины-педагога в школе трудно преувеличить. Как их привлекать? Скорее всего, зарплатами. Но если у мужчины к педагогике не лежит душа, то и высокая зарплата не будет являться мотивацией.

– Какие качества нужны учителю, чтобы добиться уважения учеников?

– Главное – любить детей. Не стоит добиваться авторитета, стоит добиваться обратной связи. Если ребёнок чувствует к себе тёплое отношение, то в ответ он будет выдавать такую же реакцию. Авторитет появится сам. Не надо стучать кулаком по столу, ругаться, давить двойками. Это вызовет отвращение к учителю и предмету. Если авторитет и появится, то это будет неуважение и страх. Страх – плохой мотиватор. Чтобы добиться уважения, надо уважать учеников. Не оскорблять, быть справедливым в своих требованиях. Если ты чего-то не объяснял, не требуй этого. Если вы не решали этот пример в классной работе, не требуй его на самостоятельной. Относись к ребёнку с уважением, будь культурен, вежлив, и получишь то же самое. Будь профессионалом своего дела. Не отвечай на агрессию детей. Ребёнок – это ребёнок, а ты выполняешь свою работу. Есть огромное количество способов, как донести ребёнку, что он был не прав. Большая часть детей поймёт и извинится.

Педагогические новшества

– Многие учителя жалуются, что тратят значительную часть рабочего времени на заполнение многочисленных отчётов. Не считаете ли вы, что учебный процесс сильно забюрократизирован?

– Да, бюрократии в нашей профессии хватает. Здорово, что государство это видит. Уже было подано и разослано методическое письмо в Министерство просвещения с рекомендациями оставить минимум бумаг. Работа в этом направлении ведётся. Бумажной документации в школе по-прежнему много, но некое упрощение всё-таки наблюдается. Мы перешли на электронный журнал, у нас нет бумажного журнала в школе. Многие отчёты формируются в электронном журнале автоматически, в помощь учителю. Сдвиги есть, хотя хотелось бы, конечно, быстрее. Российское образование – это большая скрипучая машина, которую развернуть по щелчку пальцев невозможно. Чтобы произошли изменения, недостаточно недели, месяца и даже года. Порой изменения происходят через несколько лет, и это нормально. Одним из последних изменений стала дополнительная материальная поддержка классных руководителей. С прошлого года государство начало доплачивать 5 000 рублей за класс. Это достойно. Происходит укрепление материально-технической базы школ. Недавно мы получили 38 новых ноутбуков, уже начали расставлять их по кабинетам, кабинет информатики будет отлично укомплектован, что позволит школьникам с удовольствием получать знания и наслаждаться предметом. Наверное, это две главные победы за последнее время.

– Пандемия сделала дистанционное образование частью нашей жизни. Как вы к нему относитесь? Может ли оно заменить очное обучение?

– Если бы мне кто-то до пандемии сказал, что математику можно преподавать на дистанте, я бы как минимум скептически к этому отнёсся. Я не понимал, как математику можно преподавать через видеоконференцию, через компьютер, без доски и мела. Но жизнь вносит свои коррективы. Мы были вынуждены перейти на эту модель работы. В ней есть определённые плюсы. Она, безусловно, никогда не заменит очные занятия. Это не для всех, и никогда в школу дистант не придёт. Но это отличный инструмент, который нужно использовать правильно. Тот же веерный дистант, который был в прошлом году. Осенью 2020 – весной 2021 года гимназия № 4 не ушла полностью на дистанционное обучение. Каждая из параллелей пять дней обучалась очно, а один день находилась на дистанционке. Это помогло разгрузить школу и сократить риск роста заболеваемости. Во время сезонного карантина по гриппу и ОРВИ теперь можно дистанционно заниматься, а не просто сидеть дома. Теперь, когда учитель уходит на долгий больничный лист, он может проводить занятия из дома, удалённо, что позволяет школьникам получать знания даже во время экстренной ситуации. Это отличный инструмент для детей, которые находятся на домашнем обучении. Этим просто надо уметь пользоваться.

– Считаете вы ЕГЭ эффективным инструментом итоговой оценки знаний современного школьника?

– Вообще, это отличный социальный лифт, который позволяет уже много лет ребятам из глубинки поступать в лучшие вузы России. До ЕГЭ ребёнок, который учился в Ершичской школе, по многим причинам только мечтал об МГУ. Начиная от того, как туда доехать, чтобы подать заявление, заканчивая вопросами о подготовке, поиске репетитора. Потому что в каждом вузе была своя специфика поступления. Если ты готовился к МГУ, то, скорее всего, ты в МФТИ уже не поступишь. ЕГЭ позволил, во-первых, подавать документы дистанционно. Можно, не выезжая из Ершичей, через интернет подать документы в любой вуз и узнать о зачислении. ЕГЭ – универсальная форма оценивания учащихся. Не надо готовиться к какому-то конкретному вузу, достаточно подготовиться к ЕГЭ. И, сдав его, подать результат в пять вузов. Это отличный инструмент. Если конкретно про ЕГЭ по математике, то тут есть вопросы к содержанию экзамена. Хотелось бы, чтобы он выглядел чуть-чуть по-другому. Но это частности, в каждом предмете своя специфика. Где-то модель более совершенна, где-то менее. В математике я вижу направление для доработки, отчасти она уже осуществляется. В 2021 году экзамен достаточно сильно поменялся по сравнению с 2020-м.

Вектор развития

Четвёртая гимназия сотрудничает с огромным количеством учебных заведений и с организациями дополнительного образования. Одно из них – это Высшая школа экономики. Гимназия является региональной площадкой конкурса проектной деятельности «Высший пилотаж», успех в котором облегчает ученикам процесс поступления в вуз: победа в нём либо обеспечивает поступление без экзамена, либо даёт 100 баллов по выбранному для конкурса предмету. «Вышка» организует образовательные семинары для учителей и учеников гимназии, а её выпускникам предоставляется скидка на платное обучение в ВШЭ.

Гимназия сотрудничает также со СмолГУ. Факультеты смоленского вуза организуют мероприятия для учащихся и учителей. Гимназия является площадкой, куда многие студенты СмолГУ отправляются на практику. Гимназисты в свою очередь принимают активное участие в олимпиадах, которые устраивает СмолГУ.

Развивается и иностранное сотрудничество. Школа из немецкого города Зольтау регулярно обменивается учениками со смоленской школой. Витебская гимназия № 4 проводит совместные мероприятия, педагогические советы со смоленскими коллегами. Традиционно гимназисты участвуют в витебской конференции школьников «Альтаир» и в смоленской «Эврика».

Сергей Ермоловский считает, что вектор развития у гимназии только один – сделать её максимально удобной для учеников:

– Летом 2021 года мы провели ремонт на третьем этаже школы, теперь он выглядит современным и приспособленным для отдыха на переменах. В планах сделать такой же на четвёртом этаже.

Гимназическая столовая, которая совсем недавно выиграла региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая», поистине является украшением школы. Её отличают богатый ассортимент холодных и горячих блюд, интерьер и атмосфера. У директора в планах – сделать из столовой школьное кафе, где дети смогут спокойно провести время в уютной обстановке после уроков, за настольными играми и душевным общением с друзьями.

Фото: из архива Сергея ЕРМОЛОВСКОГО, Гордей ЖУРАВЛЁВ

Гордей ЖУРАВЛЁВ

В Смоленске 12 человек осудили за нарушение масочного режима
Смоленских педагогов приглашают принять участие в программе «Земский учитель»