Лаборатория безопасности для детей и взрослых
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» стал одним из национальных проектов, разработанных в соответствии с указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который был подписан президентом России Владимиром Путиным в мае 2018 года. Среди его целей было отмечено повышение безопасности дорожного движения – это направление впоследствии стало отдельным федеральным проектом, входящим в состав национального.
В 2021 году нацпроект претерпел трансформацию – он стал называться «Безопасные качественные дороги», включив в себя также развитие федеральной магистральной сети и модернизацию пассажирского транспорта. Вместе с тем цели проекта «Безопасность дорожного движения» остались неизменными: повысить удовлетворённость населения безопасностью движения, а также снизить показатели смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Среди задач, которые необходимо решить для достижения последней цели, в федеральном проекте указаны совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привитие им навыков безопасного поведения на дорогах.
Справиться с этой задачей, в частности, призвана работа, которая в Смоленской области проводится сотрудниками регионального ресурсного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности», функционирующего на базе регионального Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта. Об оснащении центра, мероприятиях проекта «Лаборатория безопасности» и отношении к ним детей и взрослых рассказали в интервью нашему изданию старший методист Татьяна КОЛЧИНА и педагог-организатор Ирина ЮШКИНА.
Работа на макете, но в реальных условиях
– Татьяна Александровна, Ирина Дмитриевна, расскажите, как в Детско-юношеском центре туризма, краеведения и спорта образовалось подразделение по безопасности дорожного движения?
Т. К.: – Всё началось с программы «Лаборатория безопасности», которая реализуется в рамках исполнения поручений президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Она стартовала в апреле 2017 года, а осуществляется совместно с Управлением ГИБДД по Смоленской области, с сотрудниками которого мы работаем в постоянном контакте. Программа направлена на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, предотвращение ключевых факторов риска в области детской безопасности на дорогах и формирование культуры поведения на дорогах. Этот вопрос сейчас стоит очень остро. Работая в центре, мы знаем цифры статистики, и они, к сожалению, не радуют – на наших дорогах дети не только попадают в ДТП, но и погибают в них.
– С детьми какого возраста работает центр и на каком оборудовании вы работаете?
И. Ю.: – Да, у нас есть разделение по возрасту: 5–8 лет, потом идут подростки 9–13 лет и тинейджеры – 14–17 лет. Программа обучения разработана московскими специалистами, но мы можем вносить в неё свои дополнения.
Т. К.: – Когда мы начинали реализацию проекта, экспертный центр «Движение без опасности» передал нам автомобиль – красивый оранжевый микроавтобус, который кто-то из читателей мог видеть в городе, со всем оборудованием. Оно находится прямо в автомобиле: велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети. Например, у нас есть дорожные знаки, макеты автобусной остановки и даже автобуса. Мы приезжаем в любую точку области, открываем машину, достаём из неё все, что нам необходимо, и создаём рабочую обстановку. Всё это оборудование как раз и предназначено для моделирования дорожных ситуаций, обучения моделям поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным. То есть дорожные элементы – пешеходный переход, знаки, светофоры – и модели автобуса и автомобилей позволяют на месте разыграть какую-то дорожную ситуацию. Например, что нужно сделать, чтобы перейти дорогу возле автобусной остановки.
– С чего нужно начинать разговор с детьми о правилах безопасности на дороге?
Т. К.: – Вообще, с детьми нужно начинать со своего личного примера.
Интерес у детей и взрослых
– Татьяна Александровна, вы стояли у истоков этой программы на Смоленщине. Было интересно или хотелось сказать «нет, возьмите кого-нибудь другого»?
Т. К.: – Да, специалисты центра «Движение без опасности» приезжали в Смоленск и обучали меня. Конечно, для нашей организации это было новое направление – мы никогда с ним не работали, занимались туризмом, краеведением, ориентированием. Но это было очень интересно, здорово, и я рада, что этой работой занимаемся именно мы.
– Сейчас вы уже на профессиональном уровне работаете?
Т. К.: – Наверное, да. Например, за 2018 год в мероприятиях по программе «Лаборатория безопасности» приняли участие 2 766 школьников, с каждым годом эта цифра росла, и за всё время существования ресурсного центра в наших мероприятиях приняли участие практически 13 000 детей. Мы побывали во всех районах Смоленской области – поскольку мы областное учреждение, то и акцент в работе делается на территорию региона.
– К школьникам в Смоленске, кроме того, чаще приходят те же сотрудники ГИБДД, и дети, можно сказать, избалованы вниманием. А как вас встречают дети в районных центрах, особенно небольших?
И. Ю.: – С большой радостью! Ведь всё проходит в игровой форме, ярко, то есть для них занятия интересны, и они нас даже не хотят отпускать.
– Насколько они настроены на получение знаний? Вы по ним видите, что им это нужно, или приходится как-то их «выдёргивать»?
Т. К.: – Да, мы видим отдачу со стороны и детей, и взрослых – к нам все приходят.
И. Ю.: – Конечно, иногда приходится детей «выдёргивать», потому что подростки стесняются, но потом они видят: один проехал, и ничего страшного не произошло. Все начинают подключаться и с радостью катаются и на велосипедах, и на самокатах, все правила соблюдают.
– Играя с ними, вы держите в голове план того, какие знания вы должны передать за время занятия?
Т. К.: – Конечно. Есть определённый блок тем, на которые мы обязательно должны поговорить, – они зависят от возраста детей. Если брать самых маленьких, это, во-первых, выбор безопасных мест для катания на самокате. Мы говорим с ними об оснащении самокатов, с помощью игровых инструментов прорабатываем основные ситуации, и это позволяет ребёнку выработать конкретную стратегию поведения: что ты будешь делать, например, на переходе. Ты должен остановиться, и в какую сторону ты должен посмотреть, почему именно в эту сторону… Это очень важно даже для самых маленьких, потому что дорога – это необходимость принятия своего решения: «стоим и ждём». И важно, что всё это у нас происходит в режиме практики. Мы обязательно говорим о том, что каждый участник дорожного движения, будь он пассажир или пешеход, должен соблюдать свои правила. Если пассажир, то рассказываем о том, как нужно себя вести в общественном транспорте, как входить и выходить из автобуса. И ещё одна тема – первая помощь: что нужно предпринять, куда нужно сообщить о случившемся.
– Подросткам интересны новые знания? Не говорят, например, пятнадцатилетние, что они и так всё знают?
И. Ю.: – В начале занятий они именно так и говорят. Потом, когда они включаются в разговор, им становится интересно, у них появляется много вопросов. Например, когда в наших мероприятиях участвуют сотрудники ГИБДД, которые рассказывают истории из реальной жизни, урок может длиться гораздо дольше, чем запланированные на него сорок минут.
– А как родители относятся к таким занятиям?
Т. К.: – Родители в них даже участвуют, и мы не против этого. До пандемии мы регулярно проводили большие мероприятия. Одно из самых запомнившихся, наверное, – фестиваль #ВместеМыСила, организованный региональной организацией мотоклуба «Ночные волки» в 2019 году и приуроченный к Дню России и 5-летию воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Его проведение поддержал губернатор Алексей Владимирович Островский, фестиваль состоялся на площади Ленина в Смоленске, и мы подготовили для юных смолян познавательно-развлекательную программу. В ней, конечно, участвовали и сотрудники ГИБДД.
Ещё обязательно нужно сказать о том, что в ноябре 2020 года в Смоленской области впервые была организована профильная смена «Академия дорожных наук». Это очень важное для нас мероприятие проходило на базе оздоровительного лагеря «Прудок» в Шумячском районе. Его организаторами выступили областные департаменты по образованию и науке, по социальному развитию, а также Управление МВД России по Смоленской области. В смене участвовали 50 человек – юные инспекторы дорожного движения, ребята со всей области. Здесь были организованы тематические лекционные и практические занятия, в которых использовался комплекс технических и методологических инструментов «Лаборатории безопасности». Во время профильной смены ребята проходили тестирование, выполняли и защищали групповые работы, участвовали в конкурсах и соревнованиях.
О ритме жизни и технике
– Как вы готовитесь к занятиям? Следите за изменениями в правилах дорожного движения, нововведениями?
И. Ю.: – Конечно, следим, ведь они постоянно меняются. К занятиям обязательно готовимся, ведь нужно найти общий язык с детьми, и здесь очень помогает знание психологии, педагогическое образование.
– С кем труднее работать?
Т. К.: – В работе с разными категориями свои сложности, и сказать, что с кем-то легче, а с кем-то сложнее, нельзя.
– А если говорить о сельских и городских детях – они чем-то отличаются?
Т. К.: – Можно сказать, что они различаются поведением. Если речь идёт о Смоленске, то здесь дети всё хотят сделать быстрее – «мы всё знаем, мы это прошли». Но это не плохое поведение: они считают, что нужно быстро всё сделать и закругляться – дела ждут, некогда. А в сельской местности ритм жизни немного другой, там всё размереннее и спокойнее.
– Сотрудники ГИБДД и местной власти говорят, что сельские дети раньше городских приобщаются к технике – начинают пользоваться мотоциклами, скутерами. Вы такое замечали?
Т. К.: – Да, конечно.
– Говорите ли вы об электросамокатах, которых в последнее время стало особенно много?
И. Ю.: – Безусловно, мы обращаем на них внимание, и когда шла речь о том, что для управления самокатом нужно будет в шестнадцать лет получать права, дети задавали нам вопросы по этой теме. То есть вопросы у детей есть, в том числе и по новому оборудованию.
– Часто бывает, что вы рассказываете о чём-то, а дети вам говорят: «у меня такое уже есть»?
И. Ю.: – Конечно. И когда они садятся на наши велосипеды, говорят: «а у меня горный», «а у меня спортивный», – они сравнивают наше оборудование со своей техникой. А когда мы надеваем на них экипировку, говорят: «мы катаемся без неё, и нам не страшно». И мы рассказываем про экипировку, о том, почему она важна, и хотя они это знают и понимают, всё равно говорят, что это неудобно. Но, например, сельским детям на самом деле интересно примерить специальную экипировку, потому что они ею действительно не пользуются.
Дополнительный тираж рабочих тетрадей
– Занятия проекта «Лаборатория безопасности» проходят на базе школ или на каких-то площадках?
И. Ю.: – Летом это обычно спортплощадка или стадион, а зимой или осенью мы проводим занятия в спортзале. Летом мы выезжаем в лагеря отдыха, где в наших занятиях все очень активно участвуют, выезжаем и на школьные летние площадки.
– Кстати, как коллеги по Центру туризма, краеведения и спорта относятся к вашей работе?
Т. К.: – Конечно, нам немного завидуют. Ведь это возможность открывать для себя Смоленскую область, и, где бы мы ни были, мы из каждого района стараемся привезти что-то интересное, если есть такая возможность.
– На занятиях вы используете методические тетради с головоломками, шарадами, заданиями, которые помогают изучать правила дорожного движения. Редко приходится сталкиваться с такими изданиями…
И. Ю.: – Именно такие тетради мы раздаём самым маленьким – либо в детские садики, либо в начальную школу, в первый-второй классы. В них различные задания: есть и раскраски, и изучение дорожных знаков, и даже кроссворды, – они очень интересные. Когда они в центре закончились, департамент по образованию и науке Смоленской области выделил нам средства на печать, и мы выпустили дополнительный тираж – несколько тысяч экземпляров.
Т. К.: – Тетрадей хватает всем, и каждый получает их согласно своему возрасту, вместе с наставлением, что задания будут проверяться. То есть это системная работа: мы не просто один раз приехали и раздали тетради. После этого занятия будут проводиться уже без нас – в детском саду или в классе, со своими педагогами. Есть разработанные методические материалы, и мы можем предоставить их педагогам.
– С педагогами и воспитателями тоже проводите дополнительные занятия?
Т. К.: – Да, мы проводили семинары, занятия с преподавателями, воспитателями детских садов, но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы.
И. Ю.: – В 2020 году, например, в рамках проекта «Молодые родители за безопасность дорожного движения» воспитатели детских садов проходили обучение, во время которого им также предоставлялись методические пособия и рабочие тетради, по которым они потом работали с ребятами. Все остались очень довольны.
Мы открыты для всех
– На ваш взгляд, какие темы нужно обязательно затрагивать, говоря с детьми о правилах дорожного движения?
Т. К.: – Для каждого возраста темы будут разными. Если брать детей помладше, они больше смотрят на взрослых, и на дороге они взаимодействуют с ними. А дети постарше, конечно, самостоятельнее, и с ними мы уже моделируем различные ситуации на столе-макете, где расставлены знаки дорожного движения, автомобили, задаём им вопросы – например, можно ли в этом месте перейти дорогу без пешеходного перехода. У детей 9–13 лет поведение, в том числе и на дороге, бывает непредсказуемым – они азартны, и многие замечают, что если ребёнок перебегает дорогу, то он именно этого возраста. Подросток так уже не будет делать. То есть в каждом возрасте нужно обращать внимание на что-то своё, но опять-таки я вернусь к началу нашего разговора: в первую очередь нужно обращать внимание на самого себя, на то, как ты себя ведёшь на дороге…
И. Ю.: – Дети всё впитывают в себя как губка, поэтому нам, взрослым, очень важно постоянно помнить об этом.
Т. К.: – Мы также говорим детям о том, что они должны обсудить услышанное с родителями, младшими братьями и сёстрами, о том, почему тема безопасности на дороге так важна. Это касается и дворовых территорий, особенно если взять городскую среду – иногда во дворах не хватает места не то чтобы поиграть, а чтобы просто пройти по ним.
– «Лаборатории безопасности» сейчас есть во всех регионах России?
И. Ю.: – Практически во всех регионах, но Смоленская область получила такой автомобиль пятой в стране, и нам иногда звонят и спрашивают: «Мы получили машину, а что с ней делать?»
Т. К.: – В работе есть определённые тонкости, которые касаются приказов, документов, и мы стараемся общаться с представителями аналогичных центров в других регионах, в том числе и с помощью социальных сетей.
– Если родительский комитет какого-то детского сада или школы решил провести занятие с вашим участием, его представители могут обратиться к вам с заявкой? Или у вас жёсткий план работы?
Т. К.: – У нас действительно есть согласованный с ГИБДД план работы, который составляется с учётом статистики по дорожно-транспортным происшествиям. Есть районы области, в которых дети чаще всего попадают в ДТП, и туда мы стараемся приезжать чаще, чтобы предотвратить такие случаи. Но подать нам заявку для включения в план, конечно, можно – мы открыты для всех и будем очень рады провести занятия для детей!
Фото: предоставлено центром «Лаборатория безопасности»
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ