Подвижница
Новости

Подвижница

22 января 2022 года в 09:45

Так распорядилась судьба, что недалеко от этой даты стоят и такие знаковые для Людмилы Степановны события, как 40-летие с момента, когда она и её муж – заслуженный артист России Николай Сергеевич Коншин приехали в Смоленск, и 45 лет творческой деятельности.

И это сочетание знаковых жизненных событий, безусловно, хороший повод, чтобы оглянуться на прожитые годы, вспомнить знаковые вехи творческого и жизненного пути.

Сто ролей 14 национальностей!

За сорок лет творческой биографии Людмила Степановна Лисюкова сыграла почти сто ролей. И, что примечательно, это были женские роли… 14 национальностей! Этот факт уже сам по себе говорит и о многогранном таланте актрисы, и о том, что русская душа, душа русской женщины открыта миру, впитывает из него лучшие черты.

Репертуар Людмилы Лисюковой поистине огромен: «История одной любви» и «Как закалялась сталь», «Осенняя соната» и «Стеклянный зверинец», «Кукольный дом» и «Маленькая девочка», «Граф Монте-Кристо» и «Завтра была война»…

Среди её ролей – Алёнушка в «Аленьком цветочке» и Джульетта в «Ромео и Джульетте», княжна Ольга в «Псковитянке» и Смеральдина в «Слуге двух господ», Мирра в «Списках не значился» и Княгиня Тугоуховская в «Горе от ума»…

И в каждой своей роли Людмила Степановна работала с полной самоотдачей. Как совершенно справедливо отмечали критики, «во всех этих столь разных работах главная тема актрисы остаётся неизменной – пристальное изучение человеческой души».

Творческое подвижничество актрисы не осталось незамеченным. Она удостоена звания заслуженной артистки России, награждена Дипломом Министерства культуры СССР, является неоднократным призёром и лауреатом Международного фестиваля по произведениям Ф.М. Достоевского, лауреатом конкурса «Российская панорама моноспектаклей»; она участница многих фестивалей и творческих форумов. Людмила Лисюкова была единственной актрисой из России, приглашённой во Флоренцию с чтением дневников и писем Ф.М. Достоевского на международный симпозиум «Италия для Санкт-Петербурга».

«Продолжая традиции лучших актрис отечественного театра, Лисюкова не боится даже несколько преувеличить душевное богатство своих героинь. Так, например, легко поверить, что Нина Карнаухова из «Конкурса» А. Галина (эта работа Лисюковой в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова признана лучшей женской ролью сезона 2001–2002 годов) или Татьяна из комедии «Пока она умирала» Н. Птушкиной в трактовке Лисюковой способны пойти на какую угодно жертву ради блага и спокойствия дорогих сердцу людей. Причём поступают так исключительно из благородства души. Смелая метафоричность рисунка роли подкрепляется психологической продуманностью, выверенностью каждого жеста и интонации, а также присущими актрисе и в жизни добротой и романтизмом», – отмечает журналист и театральный критик Светлана Романенко.

Дело всей жизни

Но поистине народную известность актрисе принёс моноспектакль по воспоминаниям и письмам жены великого русского писателя Ф.М. Достоевского Анны Григорьевны «Никто другой не дал бы мне столько счастья» (режиссёр Н.С. Коншин).

Первый раз она его сыграла 19 марта 1980 года. И с тех пор моноспектакль необычайно востребован зрителями: за минувшие 42 года Людмила Лисюкова сыграла его 1 580 раз! Согласитесь, это рекорд, достойный самых больших похвал, ведь играет она этот моноспектакль не только на театральных подмостках, но и в самых разных аудиториях: в музеях, школах, рабочих коллективах. Для многих он стал подлинным открытием Достоевского, побудил обратиться к творчеству великого русского писателя, прочитать и осмыслить его произведения.

Когда смотришь моноспектакль Людмилы Лисюковой, не перестаёшь удивляться глубине и силе души её героини и повторять, что «…тут кончается искусство и дышат почва и судьба».

«Никто другой не дал бы мне столько счастья» – эти слова Ф.М. Достоевского о его жене Анне Григорьевне стали лейтмотивом моноспектакля. У работы, повторюсь, не просто завидная, а потрясающая театральная судьба: за 42 года – 1 580 спектаклей! И каждый – чудо открытия, постижения вместе со зрителем темы духовной сопричастности к таланту, единения двух любящих сердец, раскрываемой через воспоминания, письма, дневники великого писателя.

С поразительной лёгкостью, но и с тактом переносит нас актриса в наполненную высокой энергией добра атмосферу взаимоотношений семьи Достоевских. Зачем, для чего? Не для похвального, но столь рассудочного у нас интереса к семейным тайнам «золотого века» русской литературы! Задеть душу, взбудоражить мысль «далёким отголоском» чужой любви ради пульсирующей, самоотверженной жизни её же любви в дне сегодняшнем – цель и удача спектакля. «Вы сами живёте там и нам позволили там побывать. Дай Вам Бог сохранить этот святой огонёк», – написал актрисе известный литературовед, исследователь творчества Достоевского Юрий Корякин.

А ещё этот спектакль – рассказ о великой мудрости и силе характера русской женщины, отвергающей страстное, яростное самолюбие ради жизни и счастья того, кто рядом. Ради того, чтобы на старости лет осталась не одна лишь горечь и боль перегоревшей души.

На вопрос, почему она обращается именно к творчеству Достоевского, актриса отвечает так: «Вспомните мысль писателя: «Человек есть тайна, её надо разгадать. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Меня привлекает этот разговор Достоевского с читателями на равных, без превосходства над ними, призыв чувствовать чужую боль, «возлюбить ближнего» как самого себя – словом, стать человеком. Вы посмотрите, что говорит Достоевский: «ибо хочу быть человеком». И всех людей призывает. Это-то и болит у всех нас сегодня! А разве не современна мысль из более чем столетие назад произнесённой «пушкинской» речи писателя – о единении людей? Достоевский вселяет в нас веру в то, «сколь силён может быть один человек», в то, что мир, спасение мира зависят от каждого из нас, что «люди могут быть прекрасны, не потеряв способности жить на земле».

Моноспектакль о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского актриса традиционно играет в Старой Руссе, в доме-музее писателя, в рамках Международных Достоевских чтений и театральных фестивалей. И всегда работа Людмилы Лисюковой тепло встречается учёными, писателями, поклонниками творчества Достоевского не только из нашей страны, но и из-за рубежа. И, по отзывам участников чтений, выступление смоленской актрисы традиционно становится центральным, наиболее ярким, эмоциональным моментом форума.

В минувшем году, кстати, Людмила Степановна написала и издала книжку «Послесловие к спектаклю», в которой рассказывает о наиболее значимых моментах, связанных с жизнью этой главной её творческой работы. И в ней она совершенно справедливо замечает:

«Мы всегда с радостью принимаем приглашение поехать туда, где бывал Ф.М. Достоевский, или в места, связанные с его именем. Эти впечатления обогащают и насыщают спектакль, дают творческие силы и служат источником вдохновения. Академик Д.С. Лихачёв очень точно заметил, что произведения Достоевского рассчитаны на ощущение подлинности. Читатель иногда теряет, если не знает тех мест, где происходит действие произведений писателя».

Каждый из более полутора тысяч сыгранных Людмилой Лисюковой моноспектаклей «Никто другой не дал бы мне столько счастья» – это открытый, честный и добрый диалог со зрителем. И зрители платят актрисе ответными добрыми чувствами.

«Ваш спектакль – это работа вашей души, она найдёт отклик и в других душах. Пожалуйста, не бросайте работу над Достоевским – это Ваше. Своей работой Вы доказываете, что в наше смутное время без Достоевского нельзя. Нельзя без доброты, сострадания и милосердия».

«Моноспектакль очень понравился. Как будто вместе с Анной Григорьевной и Фёдором Михайловичем проживаешь их жизнь. Узнаёшь характер того момента. Переживаешь. Потрясающе! Почему-то, когда читаешь книгу, не думаешь о писателе, о его жизни, мыслях, чувствах, переживаниях. Не думаешь, что он такой же человек со своей, часто непростой, судьбой. А в спектакле мы увидели именно жизнь Достоевского, его терзания. Мы переживали вместе с Анной Григорьевной, девушкой, которую полюбил писатель».

«Спектакль позволил постичь то личное, интимное из жизни Ф.М. Достоевского, что скрыто от обычного читателя. Это рассказ о бесконечной любви и преданности самого близкого и родного человека писателя, его жены».

«Прекрасная, точная актёрская игра, слова, сказанные без тени фальши, глаза, искренние, наполненные любовью и добротой, не оставили зрителей равнодушными».

И таких отзывов можно привести десятки, а то и сотни. И в каждом – искренняя благодарность зрителей.

Актриса Людмила Лисюкова и её легендарный моноспектакль «Никто другой не дал бы мне столько счастья» стали и своеобразным послом доброй воли в укреплении дружественных отношений между Россией и странами Европы. Людмила Степановна выступала с этим моноспектаклем в Чехии, Франции, Германии, Италии, Белоруссии, Прибалтике.

В 1991 году студией литературно-драматических передач Центрального телевидения СССР (режиссёр Галина Самойлова, оператор Юрий Назаров) по моноспектаклю «Никто другой не дал бы мне столько счастья» был снят одноимённый фильм.

Цельная и многогранная личность

Все, кто знает Людмилу Степановну Лисюкову, отмечают, что она – сильная, цельная и многогранная личность. Помимо работы на сцене она активно занимается педагогической деятельностью. Увлечённый и талантливый педагог, она была куратором и преподавателем актёрского мастерства первого актёрского курса Смоленского института искусств, профессорами-консультантами которого были народные артисты СССР Людмила Касаткина и Сергей Колосов. Людмила Степановна по собственной авторской методике вот уже четверть века занимается со школьниками младшего и среднего возраста в Театре книги областной детско-юношеской библиотеки имени Соколова-Микитова. При её участии была воплощена в жизнь идея создания театра в музее Сергея Тимофеевича Конёнкова областного музея-заповедника. Она вела курс техники речи на отделении журналистики филфака Смоленского государственного университета. Сегодня Людмила Степановна преподаёт в воскресной школе при храме Александра Невского в Смоленске, а также сотрудничает с Центром национального фильма ВГТРК «Культура». Она также является организатором и членом жюри областных творческих конкурсов для детей и юношества, развивающих у молодого поколения чувство прекрасного, любви к слову и русскому языку.

Людмила Степановна обладает и блестящим литературным даром: её яркая публицистика всегда находит живой отклик у читателей.

И, конечно, нельзя не сказать о настоящем подвижничестве Людмилы Степановны в деле сохранения памяти о её муже – заслуженном артисте России Николае Сергеевиче Коншине, которого многие за его неподражаемый голос называли «смоленским Левитаном»…

***

«Скажу для кого-то совсем неожиданную вещь: мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать всё для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики – потянут за собой весь народ», – убеждён Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А ведь эти слова Патриарха и о Людмиле Степановне Лисюковой – настоящей подвижнице, замечательном, светлом человеке. Многая и благая Вам лета, уважаемая Людмила Степановна!

Фото: из архива Л.С. ЛИСЮКОВОЙ

Игорь Красновский

Более 200 связистов Ельнинской дивизии установили различные каналы связи в Смоленской области
В Смоленске в Центре противопожарной пропаганды прошла очередная экскурсия