Самый большой страх для педагога – не разглядеть в ребёнке потенциал
Новости

Самый большой страх для педагога – не разглядеть в ребёнке потенциал

3 декабря 2021 года в 15:00

Начало учебного года 2021/22 для Смоленской области стало достаточно значимым событием с точки зрения как общего образования, так и дополнительного: 1 сентября на базе средней школы № 40 города Смоленска открылся первый в регионе детский технопарк «Кванториум». Его появление – результат реализации регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», инициированного президентом России Владимиром Путиным. Символично и то, что технопарк, задача которого – повышать естественно-научную и техническую грамотность школьников, начал работу в Год науки и технологий, направленный в том числе на привлечение молодёжи в эти важнейшие сферы деятельности. О первом смоленском «Кванториуме», его сотрудниках и направлениях работы рассказал руководитель школьного технопарка Александр СТАЦУРА.

Определить роль в жизни

Александр Сергеевич, прежде чем начать разговор непосредственно о технопарке «Кванториум», давайте обсудим ситуацию с образованием в России в целом. Какие задачи сейчас стоят перед этой сферой и как они решаются в рамках отраслевого нацпроекта?

– Среди целей национального проекта «Образование» – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитых, социально ответственных личностей на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Это достаточно серьёзные цели, которые имеют под собой серьёзные основания. В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределённости будущего лидерские позиции в мире займут те страны, которые делают ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала, на способность людей делать жизнь лучше, развивать себя, науку, технологии, культуру, отечество и всю планету в условиях быстрых изменений. Ключевую роль в этом, конечно, играет образование, и место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к середине века, определяется тем, какие преобразования в этой сфере произойдут в ближайшее время. То есть ближайшие годы определяют наше будущее – в общем и профессиональном образовании, в сфере непрерывного образования. Сегодня есть тенденция к тому, что человек должен учиться практически всю свою жизнь, иначе в эпоху быстро меняющихся технологий можно просто остаться без работы. Поэтому одна из ключевых задач отрасли – научить учиться, потому что учиться придётся всю жизнь.

То есть нам нужно менять всю систему образования, чтобы новые поколения смогли привести нашу страну в десятку ведущих в мире и мы смогли успешно конкурировать с другими странами?

– На самом деле, с изменением технологических укладов меняются и образовательные технологии, то есть мы должны быстро адаптироваться и преобразовывать нашу образовательную среду. Именно с этим связаны новшества. Старые образовательные стандарты уходят в прошлое, и сейчас мы говорим, что надо готовиться именно к профессии, а не просто к поступлению в вуз. Школьное, профессиональное или вузовское образование должно помочь ребёнку определить свою роль в жизни.

Технопарк – возможность для детей

Какая роль в этой работе отводится «Кванториумам» – по сути, детско-юношеским научно-техническим лабораториям, которые создаются в школах?

– Нужно отметить, любая проектная деятельность, в том числе и в рамках национальных проектов, подлежит коррективам. Например, ещё в 2018–2019 годах под «Кванториумами» подразумевались центры дополнительного образования, нацеленные на развитие научного и технологического творчества, укомплектованные действительно современным оборудованием и методиками. Так, в 2018 году планировалось открыть «Кванториум» на базе Смоленского государственного университета, и там должно было быть много «квантумов» – направлений. Но в итоге было принято решение, что лучше открывать их на базе общеобразовательных организаций, чтобы современные методики и оборудование послужили развитию общеобразовательных программ, чтобы дети могли учиться на современном оборудовании.

Поэтому школа? Потому что именно в неё нужно приносить новые научные достижения?

– Совершенно верно.

Почему для первого в области «Кванториума» выбрана школа № 40, а не лицей имени Кирилла и Мефодия или гимназия имени Пржевальского, скажем, которые у всех на слуху? Королёвка – почти окраина города, и мы вообще нечасто слышим об этой школе…

– Теперь будем менять эту тенденцию. Такое решение было принято, в частности, исходя из требований к зданию, численности населения, проживающего рядом, – Королёвка по количеству жителей один из самых крупных районов Смоленска, который ещё и очень быстро развивается. Вот по этим параметрам руководство области и города решило, что «Кванториум» откроется на базе школы № 40. Но это только первый «Кванториум», а открытие второго в Смоленске ожидается на базе гимназии № 4.

Александр Сергеевич, возглавить первый технопарк – очень серьёзно и ответственно, потому что и направление в целом мало изучено, и руководитель должен быть лидером, что тоже подразумевает определённую ответственность. Вы сразу согласились занять эту должность?

– Я сам сказал, что вижу, что нужно делать, и что я готов этим заниматься. На каком основании? Я, с одной стороны, практикующий педагог, физик-информатик, у меня тринадцать лет непрерывного стажа. Но в то же время я не сделал школу своим единственным местом работы, я преподавал часть дней недели, а остальное время развивался по другим направлениям. Я также предприниматель, региональный эксперт движения Worldskills в компетенции «Предпринимательство», мы как раз организовываем региональные чемпионаты, активно сотрудничаем с департаментом инвестиционного развития. И так совпало, что, с одной стороны, в департаменте инвестразвития определяют задачи по подготовке технологических стартапов, а, с другой стороны, в образовании появляются лаборатории, в которых эти стартапы можно развивать. Например, многие говорят, что IT-сфере нужны кадры, её представители готовы приходить, общаться с детьми, обучать их практикам. Это – возможность для детей, и такая площадка, как «Кванториум», конечно, должна существовать.

То есть технопарк будет готовить потенциальные кадры для смоленского бизнеса?

– Не только! У нас разные задачи. Это развитие научно-технического творчества, в том числе и подготовка к олимпиадам, изыскательской деятельности, это организация «сетки» партнёров с университетами, исследовательскими лабораториями, чтобы дети могли вместе с ними проводить научные работы. Также, если мы говорим про технологическое творчество, мы должны понимать, что в итоге необходимо создать продукт, который должен быть ценным для потребителей, а это уже коммерческая сторона. Мы должны думать о том, чтобы наши ребята были всесторонне развиты и смогли коммерциализировать свои навыки.

Нужно показать ребёнку пути развития

В каких направлениях работает «Кванториум»?

– У нас есть направления, нацеленные на развитие общеобразовательных программ с помощью оборудования, которое установлено в кабинетах химии, физики, биологии. Это современное цифровое оборудование, которое помогает ребятам развиваться в этих естественно-научных областях. Есть также дополнительные направления, которые называются «квантумы». Пока их, к сожалению, немного, но мы будем развивать их. Так, одно из направлений называется «Хай-тек» – там работают 3D-принтеры, станции прототипирования, фрезерные станки с ЧПУ, лазерные станки. То есть это лаборатория, где ребята могут проектировать, заниматься промышленным дизайном, вместе с опытными преподавателями разрабатывать всякие интересные штуки. И, к счастью, мы нашли человека, который является и микроэлектронщиком, и радиолюбителем, и делает интересные вещи на 3D-принтере. Есть направление промышленной робототехники, там у нас тоже молодой, но уже опытный специалист, который работал в школе «Роботрека», организовывал соревнования. Ещё одно направление – «Энерджи». Это подготовка детей к новым технологиям альтернативной энергетики с помощью генератора водорода, имитаторов разных природных условий: ветра, солнца и так далее. Мы разъясняем детям принципы альтернативной энергетики и вместе с ними продумываем какие-то новые технологические решения, которые в будущем, возможно, помогут нашей стране быть в лидерах в этой сфере.

То есть направления самые перспективные?

– Да!

Александр Сергеевич, специалисты готовы, у них есть желание работать, а смоленские дети готовы?

– Вы знаете, да, готовы.

А где ребята изначально получают информацию о тех или иных направлениях, как они начинают себя развивать? В школьной программе ничего подобного нет, поэтому должен быть какой-то стимул, кто-то должен к этому подтолкнуть. С чего всё начинается?

– На самом деле, пока, наверное, это всё происходит стихийно: ребёнок находит какое-то направление, и если ему нравится, он начинает развиваться в нём. Но наша цель заключается в том, чтобы раскрывать перспективные направления, указывать разные пути, пытаться показать детям их конечную цель. Когда я работаю с ребятами в рамках профориентации, я стараюсь сделать так, чтобы они не про университет думали, а про свою профессию, чтобы они максимально изучили её и примерили на себя. Если это, как говорится, его, мы смотрим, какие компетенции должны быть у такого профессионала, выстраиваем некую траекторию развития.

Кстати говоря, современные тенденции в образовательных моделях заключаются в развитии института тьюторов. Сейчас всё больше и больше знаний, и возникает вопрос, почему, например, на условный урок географии в школе отдаётся два часа, а на урок информатики – час. Именно в IT-сфере сейчас существует огромный кадровый голод – она достаточно большая, в ней много отраслей, но в школе она сворачивается в один час. Это вызывает вопросы, поэтому возникает задача: в таком огромном массиве информации отраслевых знаний помочь детям, показать им пути развития и помочь определиться, а дальше подготовить их. Но и наша цель – развиваться вместе с детьми. У нас очень свободная, демократическая атмосфера, у нас интересно организовано пространство «Кванториума», где можно общаться, играть в интеллектуальные игры, слушать лекции. Это такая свободная и интересная среда, где дети должны развиваться.

По принципу работы офиса «Яндекса»?

– Да, абсолютно. По принципу «Яндекса», «Гугла» и так далее. Современные IT-компании действительно выстраивают и организовывают работу для сотрудников так, чтобы общение, отдых и труд шли вместе, органично соединяясь.

По какому принципу строится работа «Кванториума»? Как проводятся непосредственно занятия?

– Здесь есть определённые различия. Например, в направлении, касающемся общеобразовательных программ, мы пока работаем в классическом режиме: на уроках биологии, физики, химии ребята обучаются в рамках обычной программы, но уже на современном цифровом оборудовании. Конечно, сохраняется и старое, аналоговое оборудование, но у цифрового расширенный функционал.

То есть можно сказать, что все учащиеся средней школы № 40 занимаются в «Кванториуме»?

– Да, верно. Но здесь всё очень просто: есть базовый образовательный стандарт, то есть на уроках, условно говоря, биологии либо физики надо выполнить ряд лабораторных работ. Мы не увеличиваем и не уменьшаем их количество, просто оборудование для них будет уже цифровое: цифровые датчики, которые дают возможность, например, подключать электрические схемы к компьютеру и видеть картинку, зависимости, графики и таблицы. Если раньше мы их рисовали, то здесь можно уже в процессе и в динамике видеть, как строится математическая модель.

Это, наверное, идеальная схема вовлечения молодого поколения в новые, прогрессивные направления. Ведь раньше на тех, кто учился не на «четыре» или «пять», могли вообще внимания не обращать, не подозревая об их скрытых талантах, которые просто нельзя было реализовать...

– Для меня как для педагога самый большой страх – не разглядеть в ребёнке потенциал. Я это считаю просто преступлением.

И благодаря как раз «Кванториуму» эта система начинает меняться…

– Да! У нас также будут дополнительные часы внеурочной деятельности, когда мы уже будем выполнять исследовательские работы, разрабатывать научные проекты, готовиться к олимпиадам. Это уже дополнительный функционал, который обеспечивается этим же оборудованием.

Главное – проявлять интерес

А как дети могут попасть в число непосредственных участников технопарка? Их каким-то образом отбирают?

– Сюда попадают все желающие – дети, которые проявляют интерес и хотят развиваться.

То есть никаких экзаменов?

– Нет! Более того, скажу самое главное: конечно, микрорайон Королёвка для жителей, например, центра или Киселёвки не очень удобен, но так или иначе доступ в «Кванториум» будет у всех детей города Смоленска. Мы делаем всё, чтобы разрабатывать удобное расписание, чтобы к нам могли приезжать дети из других частей города, чему мы будем очень рады.

Если вернуться к направлениям дополнительного образования – промышленной робототехнике, хай-теку, радио- и микроэлектронике, IT-квантуму, энергетике, химическому анализу, лаборатории юного эколога, – это направления, которые связаны с научно-техническим творчеством, изобретательством. Но я должен ещё сказать, что мы планируем создать на базе «Кванториума» научное ученическое сообщество и предпринимательское сообщество, чтобы дать ребятам возможность попробовать себя и в этом деле.

Александр Сергеевич, когда речь заходит о дополнительном образовании, у многих возникает такая ассоциация: школьник всерьёз начинает заниматься спортом и, как правило, забрасывает даже те дисциплины, которые необходимо знать хотя бы для того, чтобы сдать ЕГЭ на достойном уровне. Не получится ли так, что из-за времени, включённости в какой-то проект «Кванториум» оттянет парня или девушку от основной школьной программы?

– Нет, мы с преподавателями, классными руководителями, администрацией школы будем наблюдать и стараться не допускать таких перекосов, будем корректировать работу с детьми, и, я думаю, всё будет нормально. Я не вижу большой угрозы в этом – мне кажется, ребята смогут осилить школьную программу, а там уже одно цепляет другое. В работе с технологиями зачастую присутствует межпредметное сочетание различных наук, потому что, например, как можно программировать, не владея математикой? Без неё невозможно работать с математическими моделями. Или как можно, например, программировать для каких-то технологий и производств, не понимая ту же физику? Опять же, биотехнологии сейчас очень сильно развиваются. Дети в своей работе или творческой деятельности так или иначе будут вынуждены изучать разные предметы, причём углублённо, потому что абсолютно всё взаимосвязано!

Мы не обратили внимание на ещё один важный момент. Получение дополнительного образования в «Кванториуме» бесплатное?

– Да, конечно! Это национальный проект, поэтому, естественно, всё бесплатно. Бесплатно же у нас будут проводиться разные мероприятия: мы хотим организовать лектории, приглашать общественных деятелей, учёных, представителей органов власти, чтобы они общались с детьми и родителями. Мы хотим организовывать какие-то диспуты, чтобы «Кванториум» стал ещё и точкой притяжения новых проектов и идей, местом общения людей. Должна быть такая «движуха», которая будет вести горожан к созидательной деятельности.

То есть вы хотите привлечь к себе не только подрастающее поколение, но и уже вполне сформировавшееся?

– Да! Более того, есть ещё идея сформировать клуб родителей, например, «Папа – изобретатель». Я знаю такие семьи, где взрослые люди сами неплохо изобретают, какие-то вещи патентуют и начинают на них организовывать бизнес. Мы их будем приглашать, чтобы они работали и со своими детьми, и с другими детьми, делились с ними опытом. Почему бы и не поделиться? Почему бы не превратить всё это в позитивное движение, которое объединит жителей той же Королёвки?

Об интерактиве и векторах развития

Среди перечисленных направлений работы «Кванториума» есть какое-то одно, на которое вы как руководитель технопарка делаете ставку?

– Нет, я думаю, что все направления надо развивать. Я как учитель физики с ребятами буду углубляться в научно-исследовательские проекты, а как человек, курирующий предпринимательские проекты, буду помогать в разработке каких-то интересных изобретений и в их продвижении.

Кстати, ещё одно интересное занятие, и это наша задача и просветительская функция, – популяризировать научно-технические направления. Я с 2012 года руковожу студией «Просвещение», и у меня самого есть опыт создания видеоконтента, поэтому я пригласил на должность педагога-организатора одного из лучших, как я считаю, видеографов – Дениса Вашкевича. Он может создавать прекрасный видеоконтент, поэтому, докупив оборудование, мы организуем медиацентр и вместе с детьми будем создавать детское технологическое телевидение. Мы будем создавать видео как для детей, так и для педагогов. Наша задача состоит в том, чтобы записывать какие-то наработки, мастер-классы и ими делиться. Думаем также создавать видеоконтент для ребят, которые, к сожалению, не всегда могут выбраться в Смоленск, – это дети, которые живут в регионе, в отдалённых посёлках.

Планируем также создать интерактивный курс, для прохождения которого нужно будет выполнять определённые задания и эксперименты с помощью смартфона. У нас же практически в любом смартфоне есть цифровые датчики, и есть приложения, которые могут их активировать. Соответственно, моя задача – уже как методиста – создать пособие для того, чтобы ребята выполняли эти лабораторные работы и углубляли свои знания, находясь далеко от Смоленска.

Кстати, пандемия показала, что это осуществимо: сегодня практически любой молодой человек или девушка готовы к тому, что получать знания можно при помощи ноутбука или мобильного телефона. Как вам кажется, идеи, которые вы закладываете в основу «Кванториума», найдут отклик у жителей нашего региона? Вы сможете с нами разговаривать на одном языке?

– Всё зависит от нас. Мы будем стараться, а лекции и встречи с родителями, старшеклассниками, родительские клубы помогут нам создать единую площадку коммуникации, которая даст возможность услышать друг друга, услышать разные поколения, разных людей, разные профессии. И на этой точке притяжения мы вместе сможем созидать.

А как быть с тем, что у подростков – мы все это знаем – иногда быстро меняются интересы? Насколько сложным вы считаете привлечь молодого человека, завладеть его вниманием и затем вести его по жизни?

– Сложный вопрос, конечно. Да, у детей могут меняться векторы развития. Но наша задача – показывать разные направления, дать детям возможность попробовать себя в химических технологиях и, например, в качестве журналиста в медиацентре. Наш «Кванториум» – это первоначально технологическая составляющая, но в то же время мы притянем комплекс творческих профессий и направлений, что, как я считаю, очень классно. Дети должны пробовать себя в разных сферах, и наша задача – постараться дать им как можно больше.

Завершая беседу, нужно задать вам вопрос, который волнует не столько учащихся школы № 40, сколько других смолян. Как с вами связаться, чтобы стать полноправным членом «Кванториума»?

– На сайте школы есть раздел, посвящённый «Кванториуму», у нас также запущен сайт, который привязан к этому разделу, создана группа «ВКонтакте», которую мы активно насыщаем контентом. На этих площадках можно найти наши контакты, программы, информацию о направлениях образования.

Врезка на отдельной плашке:

Александр Сергеевич, вы можете объяснить, почему сейчас стало модным быть образованным? Не просто получить диплом престижного учебного заведения, а именно обладать набором знаний, с которым тебя назовут интеллектуально развитым человеком?

– Багаж знаний всегда выделял человека, давал возможность расти, давал определённый социальный лифт, и все это, как мне кажется, прекрасно понимают. Я бы сказал, что в девяностые годы терялся сам принцип образования, но это был скорее социальный фактор. Тогда был такой сложный период для государства и общества, когда менялись общественные формы, а сейчас люди всё больше понимают, что современным наукоёмким и сложным технологиям надо соответствовать. Сейчас у времени бешеный темп – если ты не бежишь, ты уже отстал. Поэтому надо научиться бегать.

Фото: предоставлено Александром СТАЦУРОЙ

Александр ЕРОФЕЕВ, Ксения ВАСИЛЬЕВА

7 компаний Смоленской области прошли экспортное обучение в формате Mini-MBA
В Смоленской области собственница зарастающего земельного участка заплатит крупный штраф