Яков Романович Кошелев: человек, который сделал себя сам
Новости

Яков Романович Кошелев: человек, который сделал себя сам

6 апреля 2021 года в 21:03

На Смоленщине родились и работали много людей, чей труд вписан в великую летопись славных дел России. Яков Романович Кошелев – один из них. Это был выдающийся просветитель, один из крупнейших учёных-фольклористов, этнографов современной России, талантливый педагог, авторитетный исследователь, неутомимый общественник, председатель правления областного научно-просветительского общества «Знание» в течение последних двадцати лет ХХ столетия. «Последний из могикан», если понимать под этим фольклористику в её истинном значении. Уникальный человек с необыкновенной судьбой и счастливой семейной жизнью. Редкое сочетание, когда всю жизнь занимаешься любимой работой, живёшь на родной земле с любимой женой, в окружении многочисленных детей, внуков и правнуков. Даже когда его супруги, Валентины Степановны, замечательного преподавателя кафедры педагогики, кандидата педагогических наук, не стало, Яков Романович не потерял смысл и вкус жизни. Что такое в девяносто лет остаться одному, без любимой жены? Можно иметь и десять детей, но быть одиноким, потому что нет рядом любимого человека…

Заслуженный работник культуры России, человек неукротимой энергии, несокрушимого душевного равновесия, активный носитель важнейшего принципа народной мудрости – соучастие в радости и горе родных, близких тебе людей, человек величайшей внутренней собранности и самодисциплины («Нужно и в девяносто лет читать и переводить с английского, чтобы мозг не застыл», – любил говаривать он), учёный с огромным запасом специальных знаний, поистине неисчерпаемым творческим потенциалом – таков далеко не полный портрет профессора, доктора филологических наук Якова Романовича Кошелева.

Решительность, смелость и быстрота

Он родился 6 апреля 1921 года в деревне Гарь Бельского уезда Смоленской (Западной) области. Окончил Савостинскую семилетнюю школу Духовщинского района, затем Ярцевский медицинский техникум, до войны работал заведующим Марковским медпунктом Батуринского района. Далее – война, Калининский фронт. Он – командир санитарного взвода. Оборона Москвы. Жуткие, страшные, смертельные бои (помните фильм «Подольские курсанты»?). Эта война оказалась для Якова Романовича короткой. Тяжелейшее ранение ноги и госпитали, госпитали. Ногу ему едва собрали… Помню, как ходил Яков Романович: прямо, чётко и степенно. И всегда держал спину, как офицер. Но чего это ему стоило? Ведь раненая нога после операций стала короче….

Вот как писал в своих воспоминаниях о Якове Романовиче Кошелеве этого периода его друг, единомышленник, профессор Виктор Васильевич Ильин: «Часто Яков Романович вспоминал о том, как в одном из боёв немецкий офицер хладнокровно расстреливал из пистолета наших бойцов, убивал одного за другим. И тогда лейтенант Кошелев решительно устремился вперёд, зайдя врагу сбоку, и когда немец повернулся к нему лицом, выпустил в него полную обойму из пистолета. Поднятая на уровне лица рука вражеского офицера дрогнула, ноги подкосились, и он упал замертво как сноп. Только решительность, смелость и быстрота спасли тогда жизнь русскому офицеру».

После восстановления он продолжил защищать Родину. Сначала военруком, потом – учителем географии и немецкого языка Усть-Ивановской средней школы в Башкирии, а в 1944–45 годах – преподавателем военной кафедры Черновицкого учительского института на Западной Украине. Лишь однажды и вскользь он вспомнил это страшное время на Западной Украине, их ночные столкновения с бандеровцами.

От деревни к деревне

Война ещё долго «вздрагивала» в нём щемящей и ноющей раной истерзанной противопехотной миной ноги. Он начал забывать о ней, только когда занялся преодолением послевоенных жизненных преград. Он начал студентом в Черновцах, потом перевёлся в Казань, затем в Томск. И как награда за пережитое – диплом с отличием. Это позволило бывшему сталинскому стипендиату (!) блестяще поступить в аспирантуру и окончить её в 1953 году, защитив диссертацию по творчеству Михаила Александровича Шолохова. Он остался преподавать в Томском университете. Яков Романович вспоминал свой Томск и Сибирь в целом всегда с особой теплотой и добром. Он показывал мне письма своих бывших студентов и коллег-преподавателей, которые переписывались с ним вплоть до конца его дней.

А как можно забыть Сибирь?! Именно с ней связано главное его детище – докторская диссертация по фольклору Сибири. В конце 90-х он показал мне сей труд. Помню, поразил даже не объём (1 200 страниц машинописного текста!), а содержание. Это был весь фольклор – от частушек до исторических песен. Помню, попросил его рассказать, как ему удалось собрать всё это, и в ответ услышал: «Легко! Я брал в охапку жену, троих маленьких детей и шёл по тайге от деревни к деревне». Сегодняшнему поколению этого не понять. Хождение по тайге в поисках фольклора может вызвать у большей части современной молодёжи иную реакцию. Но филологи моего поколения подтвердят: фольклор иначе не собирался!

Будет ещё и огромная общественная деятельность: участие в работе комиссии по литературе при Министерстве образования России, научно-координационного центра по изучению творчества Михаила Васильевича Исаковского, Александра Трифоновича Твардовского, Николая Ивановича Рыленкова в вузе и школе, участие в многочисленных республиканских и международных научных конференциях. Совместно с такими же активистами и неутомимыми энтузиастами своего дела Александром Александровичем Палшковым и Сергеем Малахиевичем Яковлевым Яков Романович принимает участие в создании литературного музея Смоленского педагогического института. Именно с 1967-го и до самой смерти Яков Романович Кошелев связан с родным педагогическим институтом, любимой и родной Смоленщиной, родиной своего детства, – здесь он проректор по научной работе, завкафедрой, преподаватель. И везде он продолжает собирать, изучать, анализировать. Пишет много, работает как научный руководитель кандидатских диссертаций. Им опубликовано более двухсот работ, пять монографий, защищены четыре диссертации. Последняя его книга была посвящена историческим песням родного края, труднейшей теме в фольклористике. Мало, наверное, кто знает, но к 100-летию со дня рождения Михаила Исаковского Яков Романович подарил нам его «100 песен». Не знаю, как для кого, а для меня это клад: я открываю её – и пою!

Ради истины в слове

Его ученик, тоже неутомимый собиратель фольклора, кандидат филологических наук Михаил Семёнович Ефременков как-то писал о Якове Романовиче: «Известный российский учёный глубоко убеждён, что народный опыт в сфере нравственных и эстетических представлений и в третьем тысячелетии не потеряет своей актуальности, а процесс возрождения духовной культуры народа, оживление его исторической памяти во многом должен оказать позитивное влияние на весь уклад общественно-политической жизни российского общества». Кажется, что это громкие слова и пафосно звучат? Но кто знал Якова Романовича, тот скажет: он так говорил и в это верил. Недаром к его чисто фронтовым наградам – ордену Отечественной войны I степени, медали «За отвагу» – он в мирное время был удостоен наградами и за трудовые подвиги: ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Кто разбирается в ценности наград советского времени, тот понимает их значимость…

Яков Романович часто произносил фразу: «У каждого события или поступка есть имя, отчество и фамилия». Всё, казалось бы, понятно. Но нужно набить шишек и приобрести недюжинный опыт, чтобы понять одну из самых простых истин: свою жизнь ты делаешь сам. Израненная и собранная фактически заново нога напоминала Якову Романовичу об этой истине куда пронзительнее. И чего стоило ему это великое «хождение по тайге» в поисках частушек, песен да сказкок? Всё ради слова и истины в слове!

Его ученики, друзья и последователи благодарны Якову Романовичу за его неутомимую деятельность, за его долгую, честную и достойную жизнь!

Владимир КАРНЮШИН, кандидат филологических наук, почётный работник общего образования РФ

Фото предоставлены Владимиром Карнюшиным и Смоленским государственным университетом

На Смоленщине участились случаи ДТП с участием диких копытных животных
В Смоленской области зафиксировали 27 палов сухой травы