Кем я стану, когда вырасту?
Если в 90-х годах прошлого века в сфере профессионального самоопределения речь шла о том, что надо получить образование и какую-нибудь работу, которая будет нормально оплачиваться, и ни о чем другом не думали и не говорили, то сейчас всё чаще люди хотят, чтобы работа доставляла ещё и удовольствие. Но порой сами не знают, с какой стороны к этому подступиться, особенно подростки, для которых это, собственно, первый такой опыт. О том, чем родители могут помочь детям в выборе своего будущего профессионального пути, «Смоленской газете» рассказала психолог Марина ЖАРОВА.
Первый шаг
– Марина, если говорить о выборе будущей профессии, который предстоит делать каждому подростку, на что стоит обращать внимание?
– Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребёнку сохранить это умение, научат принимать на себя ответственность за свой выбор и справляться с его последствиями, то он подойдёт и к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное – сможет сделать этот выбор самостоятельно. На что же стоит обращать внимание при выборе профессии? Конечно, на свои навыки, на то, что у подростка хорошо получается. На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни. Безусловно, нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает интересующая должность. Подумать, как вы будете жить, при этом не учитывать возможную помощь от родственников или возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживёте ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты? Если резюмировать, то врождённые способности, пристрастия и перспектива – это три кита, на которых держится выбор профессии.
– А как в столь юном возрасте определить то, к чему ребёнок склонен, и не ошибиться?
– В связи с трудностями профессионального самоопределения подростков нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профориентация предлагает подойти к решению задачи с научной точки зрения, но я бы хотела подчеркнуть, что невозможно определить, какая профессия подойдёт ребёнку, с помощью одного-единственного теста. Современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируются психологами и тренерами. Если говорить о тестах, можно для начала использовать тест по соционике. Он позволяет определить, склонен человек к гуманитарным или точным наукам. Тест Голланда – необычный, но точный тест, который помогает выявить тип личности. Каждому из типов соответствуют свои сферы деятельности, в которых человек может быть успешным. Методика Климова помогает распознать склонности к определённому роду деятельности. Там пять категорий: «человек – человек», «человек – природа» и т. д. Эти методики дают возможность составить представление о том, в каком направлении дальше думать. Но я убеждена, что не стоит этим ограничиваться: «Всё, эта профессия тебе подходит, и точка». Это только первый шаг, благодаря которому ребёнок получил «компас», а дальше нужно вместе с ним разбираться, чего он на самом деле хочет, ведь процесс профориентации – это постепенная передача ответственности за выбор профессии самому ребёнку. Важно помнить, что это не какое-то одномоментное действие, а процесс, растянутый во времени. Но, конечно же, необходимо в этом процессе знакомить ребёнка с миром профессий и помогать разобраться в своих собственных склонностях и приоритетах.
Профориентация 40 +
– Я сталкивалась с такими историями, когда профориентация не помогала ребёнку определиться с выбором профессии. Почему такое происходит и что со всем этим делать?
– Нередко у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или не сами её выбирали. В этом случае им трудно поддержать своего ребёнка, помочь ему, потому что у них нет подходящих инструментов. Статистические данные говорят о том, что большинство детей таких родителей испытывают трудности в выборе профессии, замирают в страхе перед этим шагом. С подростком можно и нужно говорить о выборе профессии, но важно также работать с родителями, с семьёй. Кстати, по прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет. Эксперты советуют начать с решения своих собственных рабочих проблем. Личный пример убедит ребёнка лучше, чем наставления от человека с профессиональными трудностями. Когда в семье достаточно много говорят о рабочих делах, когда профессия вдохновляет родителей – ребёнок делает из этого правильные выводы.
– А если у родителей в профессиональной сфере всё в полном порядке, каким образом они могут поддерживать ребёнка в вопросе выбора будущей профессии?
– Обязательно нужно разговаривать с ребёнком на эти темы. Поговорите о том, есть ли у него какие-то сомнения. Выслушайте его внимательно, с интересом. Поделитесь историями о том, как определялись с профессией вы, как это делали ваши друзья, одноклассники. Помогите подростку лучше понять себя. Если у него уже есть соображения по поводу своего будущего, попросите его объяснить свой выбор. Нередко старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Они склонны оценивать разные специальности по уровню заработной платы, а не по содержанию и соответствию своим способностям. Нужно помочь сориентироваться в этих моментах. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям всегда хочется позаботиться о том, чтобы у их детей было благополучное будущее, востребованная профессия, поэтому передавайте детям свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор. А вы будьте рядом, поддерживайте, отвечайте на интересующие вопросы. Выступайте в качестве эксперта: делитесь информацией по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессии. Приводите примеры из жизни. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии. Если ребёнок тянется к какому-то делу, интересуется им – можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.
Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Всё зависит от степени доверия, от характера общения, который сложился в семье. Если ребёнок не хочет обсуждать это с вами, бояться этого не стоит: сегодня есть достаточное количество источников, откуда он может почерпнуть всю необходимую информацию о тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, возможностях профессионального роста и карьеры.
Быть готовым – значит, быть ответственным
– Мне кажется, страх многих родителей – в том, что ребёнок может выбрать рабочую специальность, потому что, по их мнению, это непрестижно. Есть ли люди, для которых именно это будет их идеальной профессиональной историей, в которой они будут абсолютно счастливы?
– Конечно. На мой взгляд, абсолютно в любой отрасли, если делать своё дело на «отлично» и любить то, чем занимаешься, можно преуспеть. Попробуйте найти хорошего электрика или строителя. Этот мастер нарасхват, а работа его, как правило, стоит хороших денег. Этот страх – глупость. Не всем же быть управленцами, ведущими экономистами, врачами и т. д. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть талант и предрасположенность, а как выявить это, мы говорили ранее. К счастью, мы все разные.
– Марина, в завершение нашей беседы что вы посоветуете родителям?
– Прежде всего, вспоминайте о профориентации не в выпускном классе, а как можно раньше. Предоставляйте подростку возможность испытать себя в разных направлениях деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он узнает, что ему на самом деле нравится. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей – так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым – значит, быть ответственным за свои мысли, суждения и поступки, действовать, руководствуясь своим мнением. Такие качества формируются при активном участии родителей. И главное, не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общий язык, – лучше в этом случае обратитесь к психологу.
Фото: vladmama.ru, из личного архива Марины ЖАРОВОЙ
Татьяна Борисова