Вспоминая Жанну Дозорцеву…

Фото: © Светлана РОМАНЕНКО

Новости

Вспоминая Жанну Дозорцеву…

15 апреля 2024 года в 08:22
24 марта 2024 года в Москве на 89-м году закончила свой жизненный путь Жанна Григорьевна Дозорцева – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии, ведущая концертов «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов, «Из залов музея изобразительных искусств им. Пушкина» и других, которые в своё время транслировались по Центральному телевидению и радио, художественный руководитель ряда музыкальных фестивалей, автор книг «Советская опера» и «Государственный симфонический оркестр СССР».

Фото: © Светлана РОМАНЕНКО

Она родилась в Саратове. Консерваторию окончила в 1958 году в Ташкенте, где в послевоенные годы служил её отец. По окончании консерватории (по специальности «музыковедение») работала на Всесоюзном радио, преподавала, а с 1961 года служила в Московской филармонии. С 2011 года её избранные лекции о музыке выкладываются в интернете. Слушать их – огромное наслаждение.

Имя Жанны Дозорцевой неотделимо от Смоленского фестиваля имени М.И. Глинки, который она вела с 1969 года.

Как только не называли Дозорцеву в Смоленске: душой музыкального фестиваля, его ангелом-хранителем, талисманом. И всё это – правда. Её неподражаемое обаяние, эмоциональная манера речи и высокая эрудиция завораживали и как бы возвышали слушателей. Она рассказывала о композиторах так, словно была с ними знакома лично. Да так, собственно, оно и было. О музыке и её создателях музыковед Дозорцева знала, кажется, всё. Судьба сложилась так, что в течение всей жизни Жанне Григорьевне посчастливилось работать с выдающимися музыкантами. И со всеми её связывала творческая дружба. Достаточно сказать, что десять лет, с 1965 по 1975 год, в Большом зале Московской консерватории она выступала с народным артистом СССР Евгением Светлановым, который в те годы был главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР.

«Здесь какая-то особая земля…»

В год 200-летия основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки исполнилось сорок лет с того дня, когда музыковед впервые оказалась на родине великого композитора. Тогда, в 1964 году, Жанна Григорьевна приехала в Смоленск ещё не на фестиваль, а на гастроли оркестра Вероники Дударовой, которыми открывался сезон в Смоленской филармонии. «В Смоленск я влюбилась сразу же, – вспоминала Дозорцева.– Мы приехали с Вероникой, у неё была репетиция, а я пошла гулять по городу. И почему-то направилась в сторону Дома офицеров, к крепостной стене. Листва на деревьях была разноцветная – жёлто-красно-зелёная. Было так красиво!»

Фото: © Светлана РОМАНЕНКО

Художественным вдохновителем Смоленского музыкального фестиваля Дозорцева стала с 1969 года. До этого попасть на фестиваль имени М.И. Глинки ей не удавалось. Сама Жанна Григорьевна объясняла это тем, что много было совпадений по времени. Она открывала фестиваль имени П.И. Чайковского в Клину, Рахманиновский музыкальный фестиваль в Тамбове, ездила за границу с ансамблем Главного политуправления, который давал концерты для воинского контингента за рубежом. Это не считая абонементов в Московской филармонии, которые она вела в течение 60 лет. В их числе, например, «Литературные образы в музыке», «История танго: от Карлоса Гарделя до Астора Пьяццолы» или «Гений. Прерванный полёт» – о композиторах, кто ушёл из жизни, не достигнув сорока лет.

Но с 1969 года Смоленск поистине стал частью её жизни. «Здесь какая-то особая земля, – заметила Жанна Григорьевна во время нашего с ней разговора на фестивале в год 200-летия М.И. Глинки, – не только потому, что она героическая, что партизанское движение здесь впервые зародилось. Собор этот ваш знаменитый, действительно Богом хранимый… Я так привыкла к этому городу, к этому фестивалю, что для себя решила: пока будет работать моя голова, буду ездить!»

Фото: © Светлана РОМАНЕНКО

Мне довелось несколько раз подробно беседовать с Жанной Григорьевной. Говоря о Смоленском музыкальном фестивале, она чрезвычайно высоко оценивала роль Ивана Ефимовича Клименко, который с конца 1960-х по 1987 год руководил Смоленской областью, его личный вклад в развитие культуры региона. «И Новоспасское, – вспоминала она, – восстановили благодаря тому, что был такой руководитель. Я-то ещё помню те времена, когда Новоспасское было всё в руинах… И здание Дворянского собрания отдал филармонии Клименко! Уже само это здание, где бывал Михаил Иванович, где его чествовали, приветствовали, говорили ему восторженные слова, это же создаёт особую атмосферу, как и то, что рядом гениальнейший памятник Глинке работы скульптора фон Бока».

Вторым по значимости человеком, который стоял у истоков музыкального фестиваля на родине Глинки, Жанна Дозорцева по праву считала Исаака Израилевича Хацкевича – директора областной филармонии. «Хацкевич дружил со всеми музыкантами, – говорила она. – Ведь чтобы приехать в Смоленск, надо было специально выкроить время. Образцова, Хренников, Щедрин – кого здесь только не было!»

Надо сказать, что это сыграло свою роль, и в последующие годы на Музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки неизменно удавалось пригласить музыкантов мирового уровня.

В год 50-летия фестиваля, в 2007 году, в день рождения композитора, 1 июня, согласно юбилейной программе в Смоленске выступал Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижировал сам Владимир Федосеев.

Мы с Жанной Григорьевной встретились в гостинице накануне, за день до этого поистине исторического концерта. Разговор зашёл о просветительской стороне искусства. «Владимир Федосеев, – сказала Жанна Дозорцева, – великий музыкант. В каждом концерте для него главное – это высокое просветительство. Владимир Иванович всегда точно знает, для чего ему нужен именно этот солист. На 50-м фестивале с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского выступает солист Цюрихской оперы Павел Данилюк (бас). Первое отделение концерта начинается увертюрой к опере «Руслан и Людмила», а второе – увертюрой М.И. Глинки ре мажор, которую композитор написал, когда ему было всего 22 года. Это ещё не «Камаринская», но прекрасное воплощение русских народных песен. Я всегда подчёркиваю, что Глинка был первооткрывателем, за ним идёт Мусоргский, который в своих произведениях использует уже не только фольклорную мелодию, но и говор. В концерте Большого симфонического оркестра прозвучит вокальный цикл М.П. Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Она училась всю свою жизнь

Просветительская сторона концертов и лекций, как и вообще всего, в чём она принимала участие, для Дозорцевой была необыкновенно важна. «Я из тех, может быть, наивных людей, кто искренне верит в силу слова, – как-то сказала она. – «В начале было Слово», сказано в Библии. Если правильно человека воспитывать, то даже попса, которая через средства массовой информации хлынула на нас как из вдруг прорвавшейся канализации, окажется бессильной».

«Вас не пугает откровенный прагматизм сегодняшних молодых людей?» – спросила я Жанну Григорьевну.

«Меня пугает невежество на фоне хорошей технической оснащённости, – слегка помедлив, ответила она. – Ведь без компьютера сейчас уже и шагу ступить нельзя! А читают мало. Я преподавала историю искусств будущим мастерам балета, это высшая школа. И во время занятия показывала студентам кассету с Улановой в роли Джульетты. И представьте: они переживали, успеет ли Ромео вернуться, пока Джульетта ещё жива… То есть Шекспира они не знают! Поэтому я считаю, мы очень мало уделяем времени воспитанию подрастающего поколения.

Но не подумайте, что я так уж пессимистично настроена. Отнюдь нет. В зале Чайковского Московской филармонии у меня многие годы был абонемент «Литературные образы в музыке». Из авторов там были и Блок, и Пастернак, и Гёте, и Байрон. Надо сказать, абонемент пользовался большим успехом у студентов и старшеклассников. Но дети – это примерно треть публики. Значительная часть аудитории – это небогатая интеллигенция наша, ведь у меня в абонементе лучшие исполнители – солисты Московской филармонии, лучшие дирижёры.

Однако есть и другая публика. Как-то я обратила внимание на молодого человека, который преподнёс мне потрясающей красоты букет цветов. Очень дорогой. Потом я стала замечать его в зале. Мы познакомились. Он рассказал, что его приятели, их человек восемь, водят своих детей слушать музыку, хотя абонементы у меня не детские. То есть появились люди, которые понимают, что музыка – важная составляющая воспитания. Да им и самим интересно…»

Сама она всю свою жизнь училась. В одну из наших встреч вспоминала, как увлеклась творчеством Астора Пьяццолы. Было это во время гастролей в Аргентине. Во время прогулок по Буэнос-Айресу наблюдала, как танго танцуют прямо на улицах города. И тогда она впервые по-настоящему заинтересовалась Пьяццолой. Её спутнику, музыковеду-аргентинцу, было приятно, что московский музыковед интересуется историей Буэнос-Айреса, аргентинской музыкой, и он подарил Жанне Григорьевне книгу о Пьяццоле. Эту книгу перевела на русский язык жена российского посла, которая работала с делегацией в качестве переводчицы.

Мне часто вспоминаются её слова: «Я из тех, может быть, наивных людей, кто искренне верит в силу слова».

Я тоже в это верю.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU



Светлана Романенко

Российские бойцы уничтожили миномёт ВСУ на правом берегу Днепра
Сплели из лыка коника…