Смоленский край Юрия Шорина

Фото: © из архива Юрия ШОРИНА

Новости

Смоленский край Юрия Шорина

31 января 2024 года в 16:44
Краевед Юрий ШОРИН с 2011 года возглавляет редакцию научно-популярного журнала «Край Смоленский», издающегося при поддержке правительства Смоленской области. В ноябре прошлого года главному редактору издания была присуждена литературная премия имени М.В. Исаковского. Юрий Николаевич в гостях у радиостанции «Весна» рассказал, каково это – стать обладателем литературной премии, в чём заключается уникальность и популярность журнала «Край Смоленский», а также поделился своими размышлениями о родном крае.

О себе

Юрий Николаевич, смоляне, и не только, знают вас как замечательного публициста, краеведа, журналиста. Уже более двадцати пяти лет вы занимаетесь историей Смоленского края. Вы автор книг, многочисленных статей, постоянный участник краеведческих чтений. Расскажите немного о себе вне работы: где вы родились, где учились?..

– Я родился в посёлке Тёмкино в 1963 году. Мои родители были молодыми специалистами, когда их направили сюда на работу по распределению, так что я смолянин по рождению. Большая часть моего детства прошла в Дорогобуже, где я окончил среднюю школу. Затем жил в посёлке Верхнеднепровский, а сейчас живу в городе Сафоново.

После школы, как обычно, начались поиски дальнейшего пути. Выбор высшего образования затянулся: я долго не знал, куда поступать, отучился два года в техническом училище, потом два года служил в армии. И только через четыре года после окончания школы я поступил на исторический факультет Смоленского педагогического института, который окончил в 1991 году. Много лет я работал в дорогобужской школе, потом несколько лет – помощником директора по связям с общественностью на заводе «Авангард» в Сафонове. А в 2011 году возглавил редакцию журнала «Край Смоленский». Я вырос на научно-популярных журналах: «Знание – сила», «Наука и жизнь» и других, – наверное, это повлияло на то, чем я сейчас занимаюсь…

В общем, моя жизнь территориально устроена как медленное перемещение по Смоленской области, и всё – по провинции. У меня, получается, не так много мест работы, но каждое из них мне что-то дало, и я ничуть не жалею о таком неспешном жизненном пути.

Литературная премия

Что вас вдохновляет, даёт силы работать и неустанно искать новые темы для статей?

– Многие из тех, кто меня знает, считают, что я – краевед по призванию. А я убеждён, что мог бы заниматься чем-то другим, но так сложились обстоятельства, что стал краеведом. Силы работать мне даёт, как это ни банально звучит, чувство долга перед родиной, перед моими земляками. Считаю, если судьба распорядилась так, что я попал на краеведческую стезю, надо добросовестно работать, не жалея ни сил, ни времени. Я пытаюсь этому следовать, а насколько хорошо получается, не мне судить.

Литературную премию имени Михаила Васильевича Исаковского вам присудили в ноябре прошлого года. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этого события...

– Литературной премией я награждён как журналист. Так как я не знал, что меня представили к награде, первой эмоцией было, конечно, удивление. Я вообще к премиям отношусь, скажем так, осторожно, а от некоторых сам отказывался. А здесь меня поставили перед фактом – «вы награждены», и отказаться было невозможно. С одной стороны, приятно, а с другой – думаешь, а заслуживаешь ли ты?

Михаил Васильевич Исаковский, конечно, уникальная личность. Советский поэт, в творчестве которого сильна и идеологическая составляющая, и сугубо народная, которая иногда шла вразрез с официальными установками. Например, его стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее песней, несколько лет было под запретом, потому что в нём говорилось о цене победы, трагедии народа. Исаковский в то время, когда сочинил его, был одним из немногих, кто отразил глубинную народную трагедию, связанную с войной.

Важная черта Исаковского, на мой взгляд, заключается в том, что он никогда не забывал Смоленщину. Одну из своих Государственных премий он отдал на строительство Дома культуры в посёлке Всходы Угранского района, где я бывал. В этом Доме культуры есть мемориальный музей Исаковского – личный кабинет со всей обстановкой, и там же находится музей песни «Катюша».

Премия Исаковского, безусловно, значима для смолян, так как поэт был патриотом Смоленщины.

Уникальное достояние Смоленщины

Уже более десяти лет вы являетесь бессменным редактором областного научно-популярного журнала «Край Смоленский». Осенью ему исполнилось 32 года. Оглядываясь в прошлое, можете ли вы сказать, что все планы удалось реализовать?

– Знаете, когда планируешь что-то, ты пытаешься всё по максимуму выполнить, однако на деле не всегда так получается… Но могу сказать: всё, что планировалось в рамках деятельности нашей редакции, в принципе, осуществилось.

Мы достаточно долго издавали книжную серию «Библиотека журнала «Край Смоленский»: выпустили много важных книг, посвящённых истории нашего края, – и эта серия будет продолжена в 2024 году. Начали выпускать тематические номера журнала, и они успешно выходят – по нескольку номеров в год. Отмечу, что каждый такой выпуск – это большой труд, но такие номера необходимы, потому что составляют определённое лицо журнала. Например, выпуски, посвящённые жизни и деятельности Марии Клавдиевны Тенишевой, Великой Отечественной войне, известным личностям нашего края. Целая серия номеров посвящена археологии и этнографии Смоленщины. Конечно, такие выпуски вызывают повышенный интерес у читателей и имеют особую ценность.

Фото: © из архива Юрия ШОРИНА

«Край Смоленский» – старейший региональный исторический ежемесячный журнал. Какие темы вы считаете наиболее значимыми для себя?

– В первую очередь хочу подчеркнуть, что журнал «Край Смоленский» – это старейший краеведческий журнал всей России, не только Смоленщины. Региональных краеведческих журналов вообще очень мало, а таких, как «Край Смоленский», которые непрерывно ежемесячно выходят более тридцати лет, нет ни в одном регионе! Я специально занимался этим вопросом: изучал справочники, посвящённые периодическим краеведческим изданиям, интересовался у наших авторов из других краёв, более богатых, чем смоленский. Нет таких журналов! Вот почему «Край Смоленский» – не просто старейший краеведческий журнал России, это достояние Смоленщины, которое нужно ценить и беречь, и я это говорю не потому, что работаю в нём. Уникальность этого издания – объективный факт.

У нас бесконечное количество тем, которыми мы занимаемся. Конечно, уделяем большое внимание значимым историческим темам и личностям: выпускали целый номер, посвящённый известному краеведу, исследователю, археологу Екатерине Николаевне Клетновой, были номера, посвящённые Юрию Алексеевичу Гагарину… В журнале постоянно выходят материалы, связанные с ним и его семьёй, и как раз сейчас готовится публикация, посвящённая матери космонавта.

И в обычных, и в тематических номерах присутствует тема Великой Отечественной войны. Мы выпустили несколько номеров, состоящих из одних только документов, посвящённых послевоенному восстановлению Смоленска и Смоленщины – это были очень тяжёлые годы. Данная тема мало изучена, но документы, которые вошли в эти номера, интересно читать сами по себе, и я считаю, что это наше достижение.

Большое внимание уделяем смоленским древностям. В этом году, например, запланирован выпуск, посвящённый 150-летию начала исследования Гнёздовского археологического комплекса. Я думаю, что этот номер также будет очень интересным. Смоленщина – древний край, поэтому, конечно, археология неизбежно находится в центре нашего внимания. Нам интересно, где берут свои истоки и Смоленск, о чём до сих пор идут споры среди учёных, и другие наши города и сёла.

Фото: © из архива Юрия ШОРИНА

В 2024 году выпустим номер, посвящённый истории театрального дела на Смоленщине. Это огромная, многоплановая тема: в разные периоды на Смоленщине работало много различных театров, с их деятельностью связаны интереснейшие личности. Ждите большое количество интересных, абсолютно новых материалов.

Вы отметили, что «Край Смоленский» – явление уникальное не только для нашей области, но и для всей России. Чем, по вашему мнению, это обусловлено?

– Это очень правильный вопрос, над которым я тоже задумывался: почему именно Смоленщина стала местом, где столько лет непрерывно существует краеведческий журнал? Издание прошло через очень тяжёлые годы, в том числе и в экономическом плане: в конце девяностых оно несколько раз было на грани закрытия. Но находились люди, прежде всего в самой редакции, которые убеждали органы власти нашей области – учредителей журнала, что нужно находить деньги для продолжения его издания.

А причиной столь длительного существования журнала, я думаю, является сама древность нашего края. Об этом не нужно говорить: достаточно выйти на улицы города, увидеть крепостную стену, собор, храмы, старинные здания, чтобы понять, что история – это наше достояние, та уникальная черта нашего края, которой мы должны уделять огромное внимание. Нет ничего удивительного в том, что Смоленск стал городом, где издаётся такой краеведческий журнал. Это закономерность, в которой нет чьей-то исключительной персональной заслуги. Это заслуга всей истории нашего края!

«Край Смоленский» по своей сути научно-популярный журнал с большим акцентом на первую часть – «научный», подобных изданий сейчас очень мало. Больше выходит популярной литературы, причём даже исторические издания ориентированы на то, чтобы излагать исторические события в популярно-развлекательной форме. Мне это совершенно не близко, и мы будем придерживаться линии классического научно-популярного журнала. Я считаю, что просвещение необходимо: наши знания об истории родины недостаточны, иногда они искажены даже в части фактов. Конечно, каждый человек сегодня может себя «просветить» – здесь огромные возможности даёт интернет, но в нём часто встречаются многовековые напластования ошибок, а многого просто нет, так как огромное количество событий, персон просто не изучено. Поэтому мы стараемся рассказывать о прошлом научно и достоверно, обогащая читателей большим объёмом совершенно новых, неизвестных никому ранее знаний.

Важно и то, что через знание идёт нравственное воспитание человека. Например, знания о том, какой была цена Победы в Великой Отечественной войне, как смоляне возрождали свои разрушенные города и сёла, заставляют с большим уважением относиться к родному краю. Сейчас в отношении Смоленска, например, можно услышать массу негативных эпитетов: это и деревня, и чуть ли не самый худший город в мире. В соцсетях некоторые недоумевают: «Туристу в Смоленске кроме крепостной стены посмотреть нечего». Мне у таких людей хочется спросить: вы были в Историческом музее, в Художественной галерее – одной из лучших провинциальных галерей России, в возрождённом замечательном музее «Русская старина» с уникальными коллекциями, собранными княгиней Тенишевой?

«В Смоленске нечего посмотреть»… Вот оно – невежество! Оно воинственно, а просвещение как будто по углам прячется. Мы не будем прятаться! Мы будем рассказывать обо всех наших достижениях, о нашем наследии и о том, чем мы можем гордиться.

Об авторах и авторском стиле

Особенность журнала заключается в том, что наряду с маститыми журналистами и краеведами на его страницах публикуются совсем молодые авторы – школьники и студенты...

– Абсолютно правильно! И мы стараемся развивать наше краеведческое сообщество, вовлекать в исследования новых людей и поддерживать их. Это наша генеральная, программная линия. Зачастую краеведы работают бесплатно, не по долгу службы. По своей основной профессии они могут быть кем угодно: от учителей до менеджеров по продажам, – это совершенно неважно. Но в какой-то момент люди увлекаются историей своей родины, начинают «копать», и здесь очень важно помочь им с методической точки зрения: как правильно проводить исследования и работать с источниками. Когда в редакцию поступает материал начинающего краеведа, я стараюсь к нему подойти не формально, а посмотреть, как работает автор, что-то ему посоветовать, помочь материалами. Постепенно такой автор втягивается, приобретает опыт и с течением времени становится квалифицированным исследователем, работающим с документами. То есть редакция журнала старается ещё и растить краеведов. Конечно, большое внимание мы уделяем школьному краеведению. В журнале выходили работы учеников – победителей краеведческих конкурсов. Это были достаточно хорошие выступления, выполненные на приличном уровне, и мы в полном объёме публиковали их в журнале.

Стать краеведом, исследователем могут не так уж много людей – здесь нужен определённый склад ума, навыки, упорство, энергия, а это сочетание качеств встречается редко. Но такие люди находятся, и это замечательно! По большому счёту, наш журнал жив не за счёт профессиональных историков, а за счёт таких краеведов. И я всегда подчёркиваю, что краевед – это не синоним любительства, непрофессионализма. Это не так! Если краевед работает упорно и систематически, он становится вполне квалифицированным исследователем, и этому есть очень много конкретных примеров. Так что журнал выполняет в том числе и образовательную, воспитательную функции для своих авторов, причём без всяких назиданий, по-товарищески. Авторы воспринимают такую помощь с благодарностью.

Нужно ли вдохновение, чтобы писать статьи для научно-популярного журнала? Или это исключительно кропотливая работа с архивами? А может быть, главенствующую роль играет чувство глубокого патриотизма, любви к малой родине?

– Вдохновение абсолютно необходимо в любой работе. Нужен творческий заряд, умение в чём-то привычном увидеть неожиданное.

Безусловно, при написании краеведческой статьи необходимы не только знания и работа с источниками, но и умение изложить материал, преподнести его читателю. У каждого автора свой стиль. Некоторые стараются сухо излагать факты в определённой последовательности, они систематизируют различные источники и выкладывают их в хронологическом порядке. Есть авторы, которые пишут более живо, с авторскими оценочными отступлениями. Другие пишут в своём художественном стиле – события или документы прошлого передаются через взгляд автора, который иронично или шутливо может их обыграть, использовать простонародные слова, но при этом все факты изложены на основании исторических документов, автор ничего от себя не сочиняет.

Есть ли у меня авторский стиль, мне самому сказать сложно. Работа учителем истории в школе, наверное, наложила отпечаток на то, как я пишу: стараюсь объяснить суть происходящего понятным языком, чтобы частные события читатель воспринимал через призму общих процессов в стране или даже в мире. Я так и уроки истории вёл: не просто факты пересказывал, а объяснял смысл исторических событий.

Мне важно, чтобы язык статьи был живым, без использования готовых шаблонных фраз. Мы не случайно ввели рубрику «Очерки минувшего», где помещаем статьи смоленских журналистов, опубликованные в губернской газете «Смоленский вестник» в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Они описывают людей, события живым и богатым языком. У авторов более чем вековой давности можно поучиться писать хорошим стилем.

Фото: © из архива Юрия ШОРИНА

Наше историческое наследие – неисчерпаемый ресурс

Вам небезразлична судьба Смоленщины, её богатейшая история. В материалах чувствуется переживание за наш край. С чем вы это связываете?

– Я вырос на Смоленщине. Замечаю, что у меня происходит профессиональная деформация: когда смотрю, читаю о том, что связано с общероссийскими или мировыми событиями, всегда возникает подсознательная мысль – а нет ли какой-то связи этих событий и персон со Смоленщиной, может быть, кто-то из смолян оказался там, в гуще событий…

Мне интересно всё, что связано с нашим краем. На территории Смоленской области живёт меньше миллиона жителей, а когда-то их насчитывалось больше двух миллионов. Огромное число людей покинуло Смоленщину по разным причинам, в разные годы, в разные эпохи. Сейчас наступил такой период, когда люди интересуются своим прошлым, историей своего рода. Например, прадед нынешнего губернатора Самарской области Дмитрия Азарова был ремесленным головой города Смоленска и похоронен на Смоленщине. Когда мы узнали об этом факте, решили заняться историей рода. Подготовили очерк, связались с помощником губернатора, выслали журналы, которые произвели на самарского главу большое впечатление. Это лишь один, небольшой, пример того, как мы можем привлечь к себе внимание огромного количества людей, исторически связанных с нашим краем. Через их интеллектуальные, финансовые, культурные ресурсы мы приумножим достояние нашего региона. А кроме того, смолян по духу, по исторической памяти станет гораздо больше того количества жителей области, которое мы сейчас имеем.

У нас нет ни нефти, ни газа на территории области, но есть богатое историческое наследие – вот неисчерпаемый ресурс для развития региона. И чем больше мы его эксплуатируем, тем он становится весомее – вот парадокс. Чем больше мы изучаем, извлекаем из прошлого, тем более ценным становится этот исторический ресурс.

Если мы заглянем в будущее, каким вы видите журнал «Край Смоленский», скажем, через десять лет?

– Сложный вопрос. Каждый номер журнала издаётся с трудностями, и самый большой горизонт нашего планирования – это один год. Каким будет журнал через десять лет, мы можем только фантазировать. В идеале хотелось бы, чтобы он был полноцветным, больше по объёму, с онлайн-приложениями – видео и подкастами. Больше, выше, лучше – как в спорте.

Мы развиваем группу журнала «Край Смоленский» в социальных сетях, где публикуются эксклюзивные материалы для заинтересованного читателя. Например, в сети «ВКонтакте» у нас 2 700 подписчиков – это немного, но я по этому поводу не испытываю дискомфорта. Качественная аудитория группы не может быстро расти.

Коллектив-оркестр

Имея огромный опыт работы с коллективом, опишите портрет идеального сотрудника редакции. Какими качествами он должен обладать?

– У нас маленькая редакция, каждый знает свою работу и является профессионалом своего дела. Мне повезло, что у меня такой замечательный многолетний коллектив. Я бесконечно благодарен каждому из своих сотрудников. Все работают в унисон, как оркестр: каждый играет по своим нотам, но в результате возникает гармоничное произведение.

Какой совет дадите молодым журналистам и исследователям истории?

– Совет один: пишите статьи для журнала «Край Смоленский». Если что-то не знаете или не хватает материала – вам помогут! Это занятие начинается с любви к своему Отечеству, Родине, Смоленщине и с любознательности. Ты идёшь по городу, видишь старинное здание и хочешь больше о нём узнать – это уже толчок для начала пути будущего исследователя. Должны быть желание и увлечённость делом, всё остальное – опыт, знания – постепенно придёт.
Призываю всех найти своё место в жизни, а начинающих исследователей – любить то дело, которым они занимаются, не относиться к нему равнодушно и формально, тогда придёт успех, радость от самореализации.

Справка «СГ»
Литературная премия правительства Смоленской области имени Михаила Васильевича Исаковского учреждена в 1999 году. Лауреатами премии за прошедшие годы стали известные смоленские поэты, прозаики, журналисты, литераторы, общественные деятели. В их числе – Раиса Александровна Ипатова, Иван Ефимович Клименко, Вадим Соломонович Баевский, Владимир Тимофеевич Фомичёв, Евгений Петрович Алфимов, Вера Анатольевна Иванова, Владимир Викторович Макаренков, Игорь Альбертович Красновский.

Фото: © из архива Юрия ШОРИНА

Мария Образцова

Управление по конвоированию смоленского УФСИН отметило юбилей
Координатор проекта «Единой России» «Всё для фронта» помог волонтёрам из Ельни с помещением для швейного цеха