Юрий Гагарин и память об Отечественной войне 1812 года
Тема Отечественной войны 1812 года постоянно присутствовала в жизни первого космонавта, и это не случайно, ведь его родной край – гжатская земля – стала ареной разноплановых событий того тяжёлого периода истории нашей страны. Пришла война и в родное село Юрия Гагарина – Клушино.
Французский губернатор Смоленска Бараге дˊИлье в сентябре 1812 года доносил Бартье, начальнику штаба Наполеона: «Число и отвага вооружённых поселян в глубине области, по-видимому, умножается. 15 сентября крестьяне деревни Клушино, что возле Гжатска, перехватили транспорт с понтонами, следовавший под командою капитана Мишеля. Поселяне повсюду отбивают от войск наших и режут отряды, которые по необходимости посылаемы бывают для отыскания пищи…»
Позднее священник А. Львов в своей работе «Историко-статистическое описание прихода села Клушина Смоленской губернии Гжатского уезда», опубликованной в «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1875 году, так описал возмездие: «При наступлении мелкие отряды французов, заходившие в Клушино для фуражировки, буквально истреблялись крестьянами. Они в этом деле поступали так: один из крестьян сторожил французов на колокольне; завидев неприятельский отряд, ударял в колокол, бил в набат; прочие крестьяне прятались в конопле и внезапно из этой засады нападали на французов или ожидали, пока французы сложат ружья в козлы; завладевши ими, потом били в неприятеля...»
«Я учусь в историческом доме»
После переезда в конце 1945 года семьи Гагариных из Клушина в Гжатск будущему космонавту посчастливилось прикоснуться к военному наследию уже непосредственно: Юрий начал учиться в школе, которая располагалась в бывшем доме купцов Церевитиновых, где в 1812 году по пути в Царёво-Займище для принятия командования над русской армией непродолжительное время останавливался главнокомандующий М.И. Кутузов.
Анна Тимофеевна Гагарина, мама будущего первого космонавта, так описала это значимое событие в жизни сына: «Отвела я Юру в школу при педагогическом училище, называлась она базовой. Учительница Юрина – Нина Васильевна Лебедева – мне очень понравилась… Ребята её любили. Это сразу же замечаешь. О любимом учителе ребята постоянно говорят, на него ссылаются. Вот Юра часто повторял: «Нина Васильевна сказала, Нина Васильевна объяснила, Нина Васильевна рассказала…»
Рассказывала она им много и о многом. Как-то раз прямо с порога поспешил поделиться: «Мама! Я учусь в историческом доме».
В тот послевоенный период в разрушенном здании Благовещенского собора города располагался кинотеатр и клуб, куда, безусловно, бегал подросток Юрий Гагарин со своими товарищами. А в годы Отечественной войны 1812 года этот величественный храм, как и другие культовые сооружения, пострадал от рук неприятеля: в соборе размещался французский лазарет и конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые неприятель вешал свою одежду.
Прошли годы… Юрий Алексеевич Гагарин уже совершил своё величайшее достижение – первый полёт человека в космос. Но тема Отечественной войны 1812 года продолжала присутствовать в его жизни.
Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, друг первого космонавта Алексей Архипович Леонов вспоминал: «…тема войны 1812 года Гагарина очень интересовала. Когда я приходил к нему в гости, то он часто исполнял разные песни о той войне – о гренадёрах, такие как «Гренадёрам у трактира сено постелили», «Как гром грохочет жёнка». Не знаю, откуда у него это всё было…»
На Бородинском поле
Бывал ли Ю.А. Гагарин до своего исторического полёта в космос на Бородинском поле, в настоящее время достоверно неизвестно. Но уже после полёта он как минимум дважды посещал Бородинский музей-заповедник, о чём свидетельствуют материалы музейного собрания.
Первый приезд Ю.А. Гагарина состоялся в 1962 года, в год 150-летия Отечественной войны 1812 года. Тогда Юрий Алексеевич находился в составе делегации космонавтов, в которую входили лётчики-космонавты Герман Степанович Титов, Павел Романович Попович и Андриян Григорьевич Николаев, а также различные высокопоставленные лица и сопровождающие.
В книге отзывов музея космонавты сделали такую запись: «В день 150-летия войны 1812 г. посетили и осмотрели очень интересные экспозиции музея, воскрешающие боевую славу русского оружия. Музей сослужит громадную пользу для воспитания молодёжи на героизме нашего народа. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Космонавты: Попович, Гагарин, Николаев».
Второй раз Ю.А. Гагарин побывал в Бородине в 1967 году, уже в год 155-летия Бородинского сражения. Это произошло 15 мая, о чём свидетельствует памятная запись в книге отзывов Бородинского музея: «Земля, политая кровью лучших сынов России, всегда должна служить ярким примером любви к Отечеству, преданности, чести русского оружия. Должна быть ярким примером восприятия будущих поколений в духе любви к Родине, Отечеству, русскому народу».
Возможно, именно об этом визите первого космонавта имеются на просторах интернета воспоминания Марии Константиновны Барановой, которая работала в тот период завхозом турбазы, располагавшейся длительное время на территории Спасо-Бородинского монастыря: «Космонавт Юрий Гагарин приезжал, он прошёл по дорожке мимо нас от памятника Неверовскому. А мы на поле рядом сажали картошку. Директор подошла к нему и говорит: «Зайдём в школу, ребята будут так рады». Гагарин говорит: «Детям не интересно, я без формы, неудобно». Одет он был очень просто, в штатском. Он был с братом и двумя девочками…»
В памяти дочерей первого космонавта осталось много «бородинского». Так, старшая дочь Ю.А. Гагарина Елена вспоминала, что отец «читал нам «Бородино» Лермонтова. Замечательно рассказывал, как происходила Бородинская битва. Где какие редуты были, где какие военачальники принимали важные решения, и как двигались наши войска, как двигались французские войска. Мне кажется, что я сейчас, если бы приехала на Бородино, я бы по его рассказу вспомнила, все как происходило…»
А вот что рассказывает его младшая дочь Галина: «По-своему важным для папы, я думаю, было Бородинское поле. Пару раз я с ним там была вдвоём по дороге в Гжатск, ездили к бабушке – его маме. На поле папа был особенно задумчивым, грустным. Рассказывал мне о войне 1812 года и о кровавых событиях, связанных с Бородино. О нашей победе, о славе русского оружия, о доблести, храбрости и мужестве защитников Родины. Ещё по дороге на Бородино пел мне песню «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...».
Любовь к истории родной земли
18 октября 1962 года Юрий Алексеевич вместе с лётчиками-космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем присутствовали на открытии музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте Москвы. Центральным экспонатом музея стала одноимённая панорама, выполненная в 1911–1912 годах художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо. Картина размером 15×115 метров, представляющая один из решающих моментов Бородинского сражения, дополнена предметным планом.
Широко известна «невольная причастность» Ю.А. Гагарина к восстановлению в Москве Триумфальной арки, которая впервые была сооружена в 1829–1834 годах по проекту архитектора О.И. Бове на площади Тверской Заставы в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. К сожалению, в 1936 году она была разобрана и предана забвению.
27 декабря 1965 года Юрий Алексеевич держал слово на вечернем заседании VIII пленума ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодёжи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа. Тогда в его выступлении прозвучало: «На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много…»
Упоминание Ю.А. Гагариным в своей речи монументального храма Христа Спасителя (1839–1860, архитектор К. Тон; освящён в 1883 году), вероятно, было связано с посещением им в марте 1964 года Троице-Сергиевой лавры, расположенной недалеко от столицы. Как вспоминал компаньон первого космонавта Валентин Васильевич Петров, в ходе осмотра церковно-археологического кабинета лавры Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразили красота и величие сооружения. С большой горечью он узнал, что храма больше нет…
Первому космонавту не довелось увидеть торжество справедливости. Копия Триумфальных ворот была торжественно открыта на Кутузовском проспекте в 1968 году, уже после его гибели, а храм Христа Спасителя был восстановлен и освящён только в 2000 году.
Космический полёт, отрыв от Земли, наверное, обостряют у космонавтов чувство любви ко всему земному и, конечно, к родной земле, ее истории. Юрий Алексеевич Гагарин – прекрасный пример этой простой, очевидной мысли…
Редакция «Смоленской газеты» благодарит коллектив научно-популярного журнала «Край Смоленский» за возможность публикации материала
Подпись к иллюстрации:
Лётчики-космонавты СССР А.Г. Николаев и Ю.А. Гагарин, министр культуры СССР Е.А. Фурцева на открытии музея-панорамы «Бородинская битва». Москва. 18 октября 1962 г.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Фото: из архива журнала «Край Смоленский»
Ольга МИХАЙЛОВА