Мы нашли тебя, дедушка!
«Вы можете посмотреть множество фильмов и прочитать несчётное количество книг о войне, но ничто не сравнится с моментом, когда вы стоите посреди поля, где шли жесточайшие бои, где проливалась кровь наших дедов и прадедов, которые бились за то, чтобы мы жили. И чтобы помнили…» – эти слова, сказанные однажды девушкой, побывавшей на месте гибели своего деда, запали в душу. И недавно был повод вспомнить их опять.
Раиса Анатольевна и её муж Александр Олегович Ильиных проделали непростой путь из Геленджика до села Глинка. Кажется, что может заставить отправиться в такую дорогу? А причина – достаточно веская. Раиса Анатольевна исполнила давнюю мечту своей бабушки, своей мамы, своей тёти… Одним словом, многих из рода Силяевых. Дело в том, что именно здесь, на глинковской земле, вблизи деревни Иваники погиб Силяев Дмитрий Парфёнович – родной дедушка Раисы Анатольевны.
Долгие десятилетия в семье хранилась похоронка, в которой говорилось, что красноармеец Силяев Дмитрий Парфёнович, воевавший в составе 43-й стрелковой бригады, погиб в боях на Смоленщине.
Дмитрию Силяеву было всего 28 лет в тот момент, когда он отправился на фронт. Дома остались беременная жена Лукерия и пятилетняя дочка Валентина. Отец поднял Валентину на руки и посетовал, что, возможно, так и не удастся им больше увидеться. Вторая дочь, Ольга, родилась уже без отца и всю жизнь завидовала старшей сестре, которой удалось увидеть папу.
Дмитрий Силяев был настоящим сибиряком, умным и влюблённым в свою землю. До войны работал агрономом, добивался неплохих результатов. Его из родного Красноярского края даже в Москву посылали. Сколько бы он мог ещё сделать в своей жизни, если бы не тот конверт с похоронкой, который принесли его жене Лукерии и детям в 1942-м.
Раиса Анатольевна рассказала о том, что в семье о дедушке всегда помнили: он словно незримо присутствует рядом с ними. Родные вспоминали, что это был сильный и очень хороший человек – даже несмотря на то что детство у Дмитрия было непростым. У него рано умерла мама, а мачеха, которую привёл в дом отец, была не слишком расположена к пасынку. В итоге Дмитрия забрал к себе и воспитывал дядя Фёдор. Но мальчик вырос, добился своего, стал уважаемым человеком. Неслучайно именно его присмотрели родители Лукерии в мужья своей дочери – говорили, что надёжнее ей не найти. Мол, хорошим мужем будет этот парень. А родителей в те времена слушались безоговорочно. И, оказалось, не ошиблись. Так бы и прошли молодые рука об руку всю жизнь, если б не война…
И опять вернёмся к похоронке. Это единственное, что осталось у Силяевых в память о близком им человеке. Ни могилки, ни возможности склонить голову у обелиска. Но в жизни иногда случаются чудеса. Как и в ряде других случаев, помог вездесущий интернет. В базе ОБД «Мемориал» (обобщённый электронный банк данных, содержащий информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период) удалось найти данные на красноармейца Д.П. Силяева с указанием места гибели и примерного места захоронения.
И вот в дорогу, к месту захоронения деда, отправляется его родная внучка Раиса Анатольевна и её муж Александр Олегович. На месте небольшие уточнения у сотрудников администрации района и военного комиссариата по Глинковскому и Ельнинскому районам, а потом долгожданная встреча. Со слезами и болью, с радостью и умиротворением говорила в этот день Раиса Анатольевна со своим погибшим дедом, похороненным в братской могиле в Васильково, что рядом с деревней Иваники. Вот оно – родное имя, высеченное на могильной плите.
Как много Раиса Анатольевна должна была рассказать деду! Наверное, она поведала деду о том, что у него есть внук, три внучки, пятеро правнуков и шестеро праправнуков, что вестей об этой поездке ждут все родные и его младшая дочь Ольга, которая живёт в Ростове. Именно туда, к тёте Оле, Раиса Анатольевна и Александр Олегович отправились после посещения места захоронения деда, помолившись вместе с отцом Максимом на месте упокоения героя.
Ещё одна семейная история, ещё одно имя героя, погибшего ради нас, живущих сегодня на мирной смоленской земле. Восемь десятилетий прошло со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, но не зарастают дороги памяти, не меркнет подвиг бойцов Великой Отечественной.
По материалам портала «Уездные вести»
Ирина БУДАЧЕНКОВА, газета «Глинковский вестник»