Вячеслав Петруленков: Самое важное – когда тебе доверяют…

Фото: © из личного архива Вячеслава ПЕТРУЛЕНКОВА

Новости

Вячеслав Петруленков: Самое важное – когда тебе доверяют…

20 июля 2023 года в 21:33

В Год педагога и наставника необходимо дать слово самим учителям. Школьные реформы, нововведения, споры представителей власти и общественности… А голос учителя слышен? Трудно пробиться сквозь информационный шум тому, чьё мнение в первую очередь должно учитываться при принятии любых решений в сфере образования. Да и в других сферах тоже: учителя могут многое рассказать и про детей, и про родителей, то есть – про нас всех…

– Вячеслав Михайлович, современный учитель – кто он и какой?

– Сегодня в школе три категории педагогов. Первая – фанаты своего дела, профессии. Ребёнку очень повезёт, если его учитель будет именно из этой категории. Вторая группа: работа не нравится, но так уж сложилось, привычка, наработанный опыт. Третьи – это те, кому всё равно, где работать, – люди равнодушные, ориентированные только на свои потребности. Третьи – самые опасные для воспитания и образования ребёнка, ничего кроме вреда такой педагог не принесет.

– А современные дети? Чаще встречается две мнения. Дети – это всегда дети, они особо не меняются от поколения к поколению. Второе – дети очень разные, между поколениями – пропасть.

– Они меняются. Влияет всё: и технологии, и интересы, и состояние здоровья – раньше были подвижные игры, летние каникулы в деревне, меньше нездоровой пищи, соответственно, здоровье было крепче. Но дети во все времена очень нуждаются в живом общении со взрослыми. Иногда родителям элементарно не хватает времени. Тут тоже нюансы: речь идёт о необходимом материальном обеспечении или именно материальный аспект ставится во главу – обеспечить крутым телефоном, брендовой одеждой и так далее. В этом родителям видится проявление любви, в результате – дефицит общения, вырастает потребитель, для которого собственный комфорт – приоритет.

– ЕГЭ – как с ним?

– Я принципиально не против ЕГЭ, но вид, в котором существует эта система оценки знаний, надо скорректировать. Сегодня ЕГЭ – страшилка для учителей, учеников и родителей. Почему не сделать подход к обязательным экзаменам более мягким? Например, после девятого класса не принуждать сдавать экзамены по предметам, которые не связаны с выбором будущей профессии? Ребёнок будет целенаправленно и осознанно заниматься по конкретным направлениям. Сколько высвободится ресурсов, сбережётся нервов детей и родителей!

– Что самое приятное в работе учителя?

– Самое приятное – когда твои ученики видят в тебе друга. Самое важное – когда тебе доверяют, обращаются за советом, когда отношения «учитель – ученик» перерастают в дружбу.

– Вячеслав Михайлович, знаю, что вы заканчиваете большой труд – книгу о смоленских педагогах, представляющих гордость региональной системы образования, смоленской земли...

– Да. Книга посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации. Цель этой большой работы – привлечь внимание общества к учительской профессии, повысить её престиж. Об этом много говорят, но надо делать…

Впервые за 83 года в Смоленской области выходит книга о смолянах – народных и заслуженных учителях, настоящих героях педагогического поприща, истинных патриотах, которые вместе со всей страной переносили все тяготы и лишения, во все времена сеяли разумное, доброе, вечное. Книга о тех, кто достойно представлял и представляет нашу область на российском и мировом уровне, кто получил заслуженное признание за реализацию смелых новаторских проектов и высокий профессионализм. О тех, кто отмечен особым признанием заслуг в обучении и воспитании учащихся, кому присвоены звания «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР», «Заслуженный мастер профессионального образования РСФСР», кто награждён высшими государственными наградами.

– Как продвигалась работа над книгой? С чем пришлось столкнуться?

– Без ложной скромности: за три года проведена колоссальная работа. Пришлось работать с архивами, делать запросы в различные инстанции и организации, выходить на контакт с родственниками. Что огорчило: далеко не во всех школах нашей области имеется информация о выдающихся коллегах. Всё зависит от приоритетов и умения отделить действительно важное от сиюминутного. Где-то, как в школе № 33 города Смоленска, ведётся архив. Сохраняют традиции и чтут память о коллегах в гимназии имени Пржевальского, трепетный подход к истории учебного заведения во многих районных школах. Но, увы, так далеко не везде. Позиция временщиков, когда не помнят прошлого и особо не задумываются о будущем, распространена. А ведь среди педагогов-смолян – люди уникальные и заслуженные! Каждому можно посвятить отдельную книгу.

– Книга практически готова. Как видится её дальнейшая судьба?

– Есть сомнения, что удастся найти средства на издание книги в печатном варианте. Хотелось бы, но… На данный момент работаю над тем, чтобы книга дошла до читателя в принципе. Вероятно, это будет только электронный вариант.

– В вашем арсенале более ста научных работ. Одна из основных тем – современные образовательные технологии и их влияние на качество образовательного процесса. Так, по вашему мнению, технологии – помощь в образовании или в конечном итоге – вред?

– Будущее неизбежно. Технологии могут и должны быть на службе образования. Особенно они могут сослужить добрую службу в образовании сельских детей: лучшие уроки – но, что очень важно, после их экспертного одобрения – должны быть доступны и учителям, и ученикам! Сегодня какого только ужаса под маркой хорошего урока не обнаружишь на просторах интернета. Так что я за прогресс с разумным подходом.

– Вячеслав Михайлович, если бы вы не стали учителем, то кем?

– Размышлял над профессией военного, отличался спортивными результатами – был чемпионом области по лёгкой атлетике. Но педагогика вышла на первый план.

– Спасибо вам за беседу и за то, что были и остаётесь Учителем.

Справка «СГ»

Вячеслав Михайлович ПЕТРУЛЕНКОВ – заслуженный учитель Российской Федерации, педагогический стаж – 51 год.

Награждён Почётной грамотой Смоленской областной Думы, Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, отмечен значком «Отличник народного просвещения».

Родился в 1947 году в д. Пивовка Починковского района, в 1971 году окончил Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса по специальности «учитель географии и биологии».

С 1971 по 1978 год работал заместителем директора и учителем биологии Игоревской средней школы Холм-Жирковского района. Его кабинет биологии был признан лучшим кабинетом биологии в области. 21 его ученик окончил заочную биологическую школу при МГУ, семь человек стали педагогами, из них двое – заслуженными учителями России и трое – победителями приоритетного национального проекта «Образование».

С 1978 по 1982 год – зам. директора СПТУ № 4 г. Демидова, с 1982 по 1986 год – заведующий Демидовским районным отделом народного образования.

В 1986 году был переведён на должность заместителя заведующего областным отделом народного образования, а в 1991 году назначен первым руководителем регионального департамента по образованию.

В 90-е годы также являлся председателем Ассоциации руководителей региональных органов управления образованием Центральной России, входил в состав Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России.

С 1996 по 2006 год – член общественного Совета по учебникам издательства «Просвещение».

В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, до 2000 года преподавал в Смоленском государственном педагогическом университете.

С 1998 по 2011 год – ректор Смоленского института усовершенствования учителей (ныне – Смоленский областной институт развития образования»), с 1998 года – профессор и руководитель лаборатории «Сельская школа», член президиума Смоленского обкома профсоюза работников образования и науки РФ.

С 2011 года – профессор кафедры педагогики и психологии СОИРО.

С 2017 года – эксперт «Энциклопедии сельских школ России».

В числе научных интересов В.М. Петруленкова – проблемы получения учащимися сельских малокомплектных школ качественного образования (опубликовано более ста работ) и изучение современных образовательных технологий и их влияния на качество образовательного процесса. По этой проблеме в 2015 году было издано его научно-методическое пособие «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС», которое успешно прошло второе издание. В 2021 году из печати вышла книга «Сельская школа Смоленщины. Становление и развитие», посвящённая истории становления и развития образования в сельской местности с начала XIX века до наших дней.

В 2023 году подготовлена к изданию книга «Смоленские педагоги – Герои Советского Союза, Народные и Заслуженные учителя России».


Книга «Смоленские педагоги – Герои Советского Союза, Народные и Заслуженные учителя России»

Более 650 педагогов Смоленщины отмечены высокими званиями. Из них 38 награждены орденом Ленина.

Ряд педагогов, имеющих государственные награды, учёные степени и учёные звания, – победители и призёры профессиональных конкурсов: муниципальных, региональных и всероссийских, в том числе «Учитель года», конкурсов приоритетного национального проекта «Образование».

Учителя являются примером бескорыстного служения Смоленщине и России. Не только в ратном труде, но и на полях сражений. Многие были удостоены высоких правительственных наград. 43 заслуженных учителя РСФСР – ветераны Великой Отечественной войны, 10 педагогов – Герои Советского Союза.

Людмила КУЛАГА

ЦУР Смоленской области обновил карту ремонта межквартальных проездов
20 июля. События дня