Если родители живут в вере, эта вера есть и в детях

Фото: © из архива героев интервью

Новости

Если родители живут в вере, эта вера есть и в детях

27 мая 2023 года в 07:40

Героями сегодняшнего интервью, выходящего в рамках информационно-просветительского проекта «Семейный альбом» при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива – 2023», стала семья, члены которой в своё время даже представить не могли, что станут батюшкой и матушкой. Клирик Свято-Троицкого женского монастыря города Смоленска, преподаватель дирижёрско-хоровых дисциплин Отделения среднего профессионального образования Смоленской Православной Духовной семинарии отец Олег (Ефимов) и его супруга – матушка Елена – рассказали о своей встрече, работе, взаимоотношениях в семье и воспитании детей.

О встрече и ожиданиях

– Отец Олег, кто такой – клирик в женском монастыре?

– Клирик – это скорее должность. В Свято-Троицком женском монастыре я служу как священник, потому что пока в Русской Православной Церкви женщины служить не могут. И во всех русских православных монастырях установлен такой порядок: и в мужских, и в женских служат мужчины.

– Матушка Елена, давайте поговорим о вашей семье – о том, как вы встретились, как сложилась ваша семья? И, кстати, многие думают, что православные семьи отличаются от светских. Так ли это?

– Я думаю, внешне православные семьи ничем не отличаются от светских.

Я с 1996 года работаю в епархии – в этом году будет уже 27 лет. Я искала работу и в епархию попала случайно. Вера в Бога у меня была, но нельзя сказать, что я была воцерковлена, и мне казалось, что здесь служат бабушки в длинных чёрных юбках, платочках – всё сдержанно. Но когда я впервые пришла сюда, увидела главного бухгалтера в обычном деловом костюме, с обычной причёской, без платочка, – и я сразу выдохнула, расслабилась.

В то время отец Олег не был ещё священником, он был регентом храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских, а настоятель этого храма был одновременно и секретарём Смоленской епархии. Так наши пути и пересеклись. Между знакомством и свадьбой прошло почти четыре года…

– Отец Олег, а вы в то время задумывались о семейной жизни? Спутницу жизни собирались выбирать из церковного круга?

Конечно, задумывался. Кандидатур было несколько, но Елена очень понравилась. Мы познакомились, когда я был регентом, то есть гражданским, светским человеком, а благодаря матушке пришло желание стать священником.

– Желание стать священником пришло благодаря владыке Исидору. Однажды он спросил у меня, не хотел бы мой супруг принять священный сан? Я ответила: «Владыка, как благословите». Владыка ответил, что он сам должен иметь желание, и когда я начала разговаривать с супругом на эту тему, он ответил, что очень долго этого ждал и давно мечтал об этом.

О церковном хоре

– Отец Олег, как вы стали регентом церковного хора?

– Я с пяти лет пою в хоре мальчиков: в хор меня привела бабушка, но сначала был отбор в детском саду. Годы шли, мальчик вырос и стал студентом дирижёрско-хорового отделения музыкального училища. Я отучился там четыре года и поступил в Саратовскую консерваторию – тоже на дирижёрско-хоровой факультет. После окончания консерватории приехал в Смоленск, некоторое время преподавал на музыкальном отделении в педколледже и одновременно пришёл в храм Петра и Павла, где началась моя регентская деятельность. Затем я перешёл в храм Новомучеников, поближе к дому, и с 1999 по 2013 год руководил в нём хором.

– На ваш взгляд, светский и церковный хоры отличаются по складу личности их участников?

– Как ни странно, в церковном хоре для личности больше искушений. Если в светском хоре что-то не замечается, то в церковном должен быть молитвенный настрой, чтобы сосед не стучал тебя по плечу с возмущением: «Что ты поёшь!» У нас в хоре были и есть достаточно образованные музыканты: они окончили как минимум музыкальное училище.

О мудрости в жизни

– Как изменилась ваша жизнь, жизнь вашей семьи с тех пор, как отец Олег принял священный сан?

– Я стал реже появляться дома – больше на занятиях в монастыре.

– Дело в том, что в семьях, где матушка не работает или работает вместе с батюшкой на приходе, уклад, может быть, и отличается от обычного: существуют свои семейные обычаи, супруги молятся вместе. У нас же отличий практически нет, потому что я с утра до вечера на работе, и только вечером – после восьми, когда батюшка пришёл домой, – мы можем по-семейному поговорить и что-то решить. А когда у меня выходные, у него самая работа. Воскресные и великие двунадесятые праздники для нас – трудовые будни.

– Вы в юности могли себе представить, что станете супругой священника?

– Нет, никогда, я даже не думала, что в епархии буду работать. Я вспоминаю свою бабушку: она, когда я была маленькой и, например, разбивала коленку, начинала меня жалеть и всё время говорила: «Матушка ты моя!» Мне это было непонятно. Всегда удивлялась, зачем она меня матушкой называет?

– Ссоритесь ли вы, выясняете что-то, как говорится, на повышенных тонах?

– Конечно, без ссор не обходится, но мы стараемся, чтобы это было не на повышенных тонах, потому что на нас смотрят дети. Но отношения выясняем, конечно, не без этого. Быт всегда выводит на выяснение отношений.

– Какой совет вы могли бы дать светским семьям? Как решать бытовые проблемы спокойно?

– Нужно уступать друг другу, потому что ничего хорошего не будет, если идти стенка на стенку. Женщина должна быть мудрее, хотя у нас в семье частенько бывает, что отец Олег промолчит в какой-то момент, где я, например, не промолчала бы, и всё – весь конфликт сходит на нет.

– У вас семейный круг общения состоит из верующих людей?

– В основном да. Семейные встречи, какие-то мероприятия, дни рождения, церковные праздники – Рождество, Пасха – не отличаются от светских. Приходишь на день рождения, поздравляешь человека, и как не спеть ему «Многая лета»! Некоторые батюшки приглашают отца Олега в качестве певчего на престольные праздники, чтобы их небольшой приходской хор лучше зазвучал.

О главном в семье и воспитании

– А детей как вы воспитываете, прививаете ли им свои взгляды? Обязываете ли ходить в храм?

– Самое действенное воспитание – всей своей жизнью. Если родители живут в вере, то эта вера есть и в детях. Никто никого не заставляет – они сами ходят. Детей у нас двое: мальчики двенадцати и восемнадцати лет, – у нас брак поздний, поэтому детки маленькие. Старший ходит в храм в Колодне, у него есть девушка, и в храм они ходят вместе.

– Дети, которые воспитываются в верующих семьях, как-то отличаются от детей из семей светских?

– Наши дети от других не отличаются. У нас бабушки, дедушки и родители были не очень воцерковлённые: советское время наложило свой отпечаток, и они только в конце жизни пришли к вере. У нас обычная семья. Мы молимся, соблюдаем пост, но детей строго не заставляем, потому что результат может быть противоположным. Главное, чтобы детьми двигали добро, любовь, желание помочь другому.

– А о православном образовании вы задумывались – например, в православной гимназии? Старший сын какую школу окончил?

– Светскую.

– Их сверстники знают, что вы батюшка?

– Конечно, знают, но из-за этого отношение к детям не меняется. Я всегда говорю своим детям: помните, что ваш папа – священник, и если вы что-то не так делаете, это бросает тень на него. Будем надеяться, что они прислушиваются.

В школе у младшего сына иногда просят написать, где родители работают, и я говорю ему: «У твоего папы профессия редкая и необычная, но ты этого не стесняйся. Ты живёшь на своей Родине, это наша традиционная, православная вера, и если одноклассники не верят, то это их дело»… Он может и перекреститься перед домашней работой, и помолиться в определённых ситуациях.

– Вопросы, которые у них возникали в раннем возрасте, касались веры? Ведь в доме у верующей семьи наверняка есть церковная атрибутика...

– Мудрость воспитания состоит в том, чтобы дать ребёнку главные понятия, с помощью которых он сам придёт к вере. А всё, что ему навязывают, он старается отбросить.

Конечно, вся церковная атрибутика в доме присутствует: иконы, лампады, просфоры со святой водой. Это всё у нас есть.

– Отец Олег, матушка Елена, что, на ваш взгляд, самое главное в семейной жизни?

– Самое главное – смирение.

– Самое главное – любовь, а не смирение.

О переменах в жизни и тайне исповеди

– Матушка Елена, ваша жизнь сильно изменилась после прихода на работу в епархию?

– Конечно, изменения были. Я верила в Бога, но в храм не часто ходила, и первое, что изменилось, – я стала чаще ходить в храм. А тут же все священники знакомые – всё связано с моей работой, на моих глазах кто-то приходит, кто-то переводится, и я поначалу не знала, к кому идти исповедаться. Меня ведь тоже все знают, и было как-то сложно переступить черту: незнакомому человеку гораздо легче исповедаться. Но с годами всё это прошло.

– А по церковным канонам можно исповедаться мужу, если он батюшка?

– Церковными канонами исповедь у мужа-священника не запрещена, но считается, что лучше это делать другому священнику – не близкому. Хотя в нашей семье секретов и тайн друг от друга нет.

Проект «Семейный альбом» выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»



Марина КНЯЖИНСКАЯ, Юрий СЕМЧЕНКОВ

26 мая. События дня
В Смоленске провели лекцию для молодежи «Имя беды – наркотик»