«У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната

Фото: © предоставлено авторами

Новости

«У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната

5 марта 2023 года в 14:00

«Смоленская газета» продолжает публикацию материала, подготовленного кандидатом педагогических наук Еленой Кожемякиной и доктором педагогических наук Николаем Сенченковым для научно-популярного журнала «Край Смоленский». Он посвящён работе первой в СССР экспериментальной школе-интернате, которая открылась в Сафоновском районе в 1960 году. Её возглавил известный смоленский педагог Александр Ерофеевич Кондратенков, рассказавший о первых днях новаторского образовательного учреждения в своей книге «Коллектив отвечает за каждого», изданной в 1967 году (Цитаты в материале приведены из этого издания. – Прим. ред.).

В первых частях материала, вышедших в номерах «Смоленской газеты» от 8 и 22 февраля 2023 года, рассказывалось о подготовке к открытию школы-интерната, первом дне, который провели в её стенах воспитанники, об особенностях работы с самыми маленькими учащимися, а также о планировании и преемственности педагогической деятельности, важности игры и труда в воспитании ребёнка.

Главное средство – коллективный труд

Также благотворно влияла на ребят их совместная работа со старшими воспитанниками. Руками школьников были оборудованы игровые площадки для малышей, построены домики для игр, сделаны и установлены скамейки, «грибки», песочницы, спортивные снаряды, посажены деревья и цветы.

Зимой и летом у старших ребят было много дел на участке дошкольного отделения. И работали они здесь обязательно вместе с подшефными, находили для них посильные занятия. Воспитанники детского сада ухаживали за огородом, делали скворечники, кормушки для птиц. Успех в работе радовал малышей. Обучая детей труду, воспитатели и их помощники – старшие ребята – помогали дошкольникам приобрести привычку бережно относиться к инструментам, ценить результаты своей работы. Куда поставить лопату, чистая ли она, можно ли бросить кусочек фанеры, нельзя ли сделать из него что-нибудь полезное, как использовать сделанную вещь, как её беречь, – обо всём этом дети узнавали от воспитателей и своих старших товарищей.

А.Е. Кондратенков считал, что для воспитания у ребят привычки к труду важно, чтобы результаты его были обязательно оценены старшими. Поэтому всякое трудовое усилие малышей не проходило мимо внимания воспитателей и шефов, отмечалось ими – всем педагогическим и ученическим коллективом интерната. Посещая ясли и детский сад, учителя знакомились с выставками детских работ, при встрече с дошкольниками интересовались, кто из них дежурит, довольна ли группа дежурством. Внимание взрослых к труду детей, его оценка повышала их ответственность, развивала вкус к хорошему, воспитывала желание работать энергично не только для себя, но и для других.

Подчеркнём, что такую важнейшую черту характера нового человека как коллективизм педагоги старались формировать у детей с самого раннего возраста, используя для этого игры, труд, различные занятия, про прогулки, беседы, чтение. Однако главным средством воспитания коллективизма являлась совместная работа детей, их посильный коллективный труд, приносивший пользу другим.

В коллективном труде детей педагогов интересовали, естественно, не столько результаты их труда, сколько складывающиеся в процессе отношения ребят, их взаимное общение, в ходе которого формировалась личность каждого ребёнка.

Как совершенно справедливо замечал А.Е. Кондратенков, «уже в дошкольном возрасте исключительно важно всемерно развивать самостоятельность и инициативу детей. Надо ставить дело так, чтобы группа, получив задание, скажем, по уборке дорожек, смогла сама распределить обязанности, своевременно начать и закончить работу и чтобы отставание одних было замечено другими и вызвало в каждом желание помочь товарищу».

Требования одного – требования коллектива

Активность и самостоятельность детей педагоги всячески поощряли. Необходимо было также приучать ребёнка правильно оценивать результаты своего труда. По выполнении трудового задания детям поручалось проверить друг друга, внимательно посмотреть, всё ли и достаточно ли хорошо сделано, а потом сообщить своё мнение в присутствии товарищей. Малыши охотно проверяли друг друга, подчас находили много недостатков в работе товарищей, хотя, правда, к собственной деятельности далеко не все относились требовательно. При всём этом в проявлении у детей потребности оценить свою работу и работу товарищей нельзя было не видеть начала коллективистских отношений. Ведь найти недостатки у других и у себя и открыто об этом сказать ребёнок мог лишь в том случае, если им начинало руководить чувство ответственности за общее дело. Вот почему, воспитывая у дошкольников чувства дружбы и коллективизма, педагогический коллектив приучал их предъявлять к себе и друг к другу осознанные требования.

Безусловно, для воспитания у малышей привычки требовательно относиться к себе и к другим педагоги использовали всякий удобный случай. А их всегда было достаточно, если дети совместно жили, играли, трудились. Так, при организации дежурств воспитатели следили за тем, чтобы дежурный не только усердно помогал няне, но и сделал замечание товарищу, нарушающему порядок. По мнению А.Е. Кондратенкова, «хорошо дежурить – значит добиваться, чтобы все ребята вовремя и аккуратно вымыли руки, не опоздали к столу, хорошо вели себя».

И дежурные знали – мало заметить недостаток, необходимо было принять меры, чтобы его устранить. Ребята дежурили поочерёдно, и каждый бывал в роли отвечающего за общий порядок. Поэтому требования дежурного воспринимались детьми как требования коллектива.

Воспитатели детского сада постоянно были озабочены вопросом, как дети понимали взаимную требовательность. Они часто беседовали с ними об этом, разъясняли, почему люди должны были жить по принципу: «Каждый за всех, все за одного».

В подтверждение всего вышеизложенного рассмотрим пример, представленный в книге А.Е. Кондратенкова «Коллектив отвечает за каждого»: «Валентина Андриановна Чукина всегда найдёт повод вызвать своих питомцев на откровенный разговор о взаимоотношениях в группе: всё ли было хорошо, что нужно сделать, чтобы стало ещё лучше, кто и почему прав (или не прав), как относится к замечаниям дежурного тот или иной воспитанник, довольна ли группа дежурством, как оценивают свою работу сами дежурные и так далее».

Будущий школьник всегда должен был понимать свою ответственность за дела всех. Для этого воспитатели широко использовали шефство старших над малышами, привлекали и самих дошкольников к посильной помощи младшим воспитанникам детского сада и яслей, добивались того, чтобы забота детей о своей группе постепенно перерастала в заботу обо всём коллективе, обо всех, с кем они встречаются. Дошкольники активно участвовали в общешкольных праздниках, различных вечерах, олимпиадах, художественной самодеятельности, коллективных церемониях в дни рождения ребят, в трудовых смотрах. В доступной для маленьких форме воспитатели разъясняли им, в чём подлинная красота человеческих взаимоотношений, что значит «поступать хорошо». Атмосфера дружбы, забота друг о друге в группе благотворно сказывались на воспитании у детей воли и характера, правдивости и скромности, давали возможность преодолевать недостатки в поведении отдельных ребят – упрямство, замкнутость, пассивность.

У каждого ребёнка свои интересы

Подготавливая детей к школе, А.Е. Кондратенков и коллеги обращали большое внимание на расширение их кругозора. В плане работы с группой старших дошкольников предусматривались экскурсии с целью расширения представлений детей о природе и явлениях общественной жизни; экскурсии развивали наблюдательность. В последний год жизни в детском саду дошкольники чаще бывали в классных помещениях и мастерских, на животноводческих фермах и в теплице, на насосной станции и в механизированной прачечной. Воспитатели постоянно обращали их внимание на то, как работали люди, откуда поступала в детский сад вода, почему в помещениях всегда тепло, как управляли взрослые различными механизмами.

Педагоги посещали с малышами и некоторые предприятия, учреждения культуры, знакомили их с городом Сафоновом, с населёнными пунктами местного совхоза; с ними беседовали рабочие, а дети выступали перед ними со своими несложными концертами.

Более целенаправленными были и ежедневные прогулки детей по окрестностям городка, их наблюдения за природой. Старший дошкольник уже мог рассказать о своём городке, о предприятиях города, о тружениках ближайших сёл. Он называл деревья, растущие в роще близ школы­интерната, перечислял культурные растения на участках, животных на фермах, птиц, обитавших в местности. После прогулки или экскурсии на природу с ребятами проводились собеседования. Дети с увлечением рассказывали обо всём том интересном, что они увидели, а затем пытались свои впечатления воспроизвести в рисунках и играх. Воспитатели заботились не только о том, чтобы в детской памяти сохранилось как можно больше впечатлений, но и о том, чтобы у них складывалось понимание связей между предметами и явлениями. У дошкольника был очень малый личный опыт, и понимание связей явлений давалось ему трудно. Эти связи он видел зачастую лишь во внешнем сходстве. Знакомясь же с окружающим, дети приучались замечать изменения в природе, вникать во взаимосвязь явлений. С наступлением весны они наблюдали, как всё вокруг оживало, следили за набуханием почек на деревьях и кустарниках, за появлением первых зелёных листочков. Изменения в погоде они отмечали в специальном календаре. Старшие умели наблюдать за температурными изменениями в воздухе, пользуясь термометром. Знакомство с природой и жизнью людей помогало детям понять многообразие окружающего мира, красоту природы и человеческих отношений, развивало у них эстетический вкус, воспитывало любовь к родному краю, его природе и людям. Группа дошкольников являлась первичным детским коллективом.

В группе было 25 малышей, и каждый отличался своими, только для него характерными особенностями, интересами и склонностями. Из 25 человек ни одна маленькая личность не повторяла другую. Но все дети были общительны, дружны, трудолюбивы и неутомимы в их несложных делах. И хотя многие из дошкольников имели одинаковые склонности, однако проявлялись эти склонности и развивались у каждого по-своему, строго индивидуально.

Так, например, «Валя Блинова, Толя Васильев, Серёжа Петров и Толя Журавлёв любят и уже умеют хорошо рисовать, но у каждого своя манера, свой «почерк» и даже тематика. Люба Шадрина и Саша Филатов увлекаются игрой на фортепьяно, и у этих – свои любимые мелодии и композиторы; Лида Ладыженкова и Валя Лапыкина тоже одарены хорошими музыкальными способностями и отлично поют, но опять-таки каждая по-своему, в своём «стиле» и «жанре». Серёжа Титов и Лёня Берсон – лучшие танцоры, обладают хорошим слухом, быстро улавливают ритм танца, но манера исполнения и у них сугубо индивидуальная. Боря Козлов, по общему мнению, – врождённый шахматист; Миша Ацапкин и Игорь Моисеев часами просиживают у своих «скульптур»; Сеня Гращенков и Валерий Кондрашов любят возиться с растениями; Коля Войтов и Аня Корнеева – гимнасты».

Необходимо отметить, что педагогический коллектив повседневно заботился о том, чтобы индивидуальные склонности детей получали широкое развитие.

Все вопросы одинаково важны

Большое значение для подготовки детей к школе имело постепенное сближение режимов дня в старшей группе детского сада и в первом классе школы. Уже на шестом месяце пребывания детей в подготовительной группе и распорядок дня, и характер детских занятий приближались к школьным. Так, продолжительность занятий старших дошкольников по овладению началами грамоты и счёта к весне достигала двух-двух с половиной часов в день. При этом было не обязательно, чтобы дети всё время сидели в комнате для занятий. Половину «учебного» времени они проводили на воздухе в прогулках и труде, где всегда велась работа по развитию словаря, составлению простых задач, выработке устойчивого внимания. Но все такие занятия в группе проводились с соблюдением требований, предъявляемых к детям на уроке.

Летом (июль-август) малыши жили уже по распорядку первоклассников. У тех и других в одно время был подъём, утренняя зарядка, приём пищи, занятия и игры, труд и отход ко сну. Принцип постепенности педагоги соблюдали и при переводе дошкольников в обстановку жизни школьного отделения. В первый год работы педагоги обнаружили, что «воспитанники детского сада, заранее ознакомленные с классной комнатой, со столовой для учащихся, с их будущими спальнями, перейдя в школьное отделение, в течение нескольких дней были очень возбуждены. Оказалось, одно дело увидеть новую обстановку, а другое – привыкнуть к ней и “обжиться” в новых условиях».

Поэтому в начале августа педагогический коллектив переводил детей старшей группы детского сада в их спальни в школьных общежитиях. Питались они пока у себя в саду. Через неделю-полторы малыши начинали посещать столовую для учащихся и постепенно включались в самообслуживание. За неделю до начала учебного года будущие первоклассники ежедневно приходили в свою классную комнату. Это помогало им постепенно и безболезненно «войти» в новую обстановку. А утром 1 сентября, надев школьную форму, дети шли на торжественную линейку и уже не чувствовали себя новичками. Они были психологически подготовлены к тому, чтобы занять свои места за школьной партой на положении равноправных членов коллектива учащихся школы. И всё же переход ребёнка в школу вызывал, естественно, немало острых переживаний. Сборы на линейку, торжественность церемонии, поздравления учителей, старшеклассников, родителей, вручение подарков, первый звонок, торжественное шествие по классам под звуки оркестра – всё это оставляло неизгладимый след, делало день поступления в школу незабываемым праздником.

В работе по всестороннему развитию детей не было основных и второстепенных проблем, всё здесь было одинаково важно. Трудовая подготовка, развитие умственных способностей, обучение началам грамоты и счёта, формирование чувства коллективизма, воспитание воли и характера неразрывно были связаны с повседневной заботой об укреплении здоровья малышей, физическом развитии и эстетическом воспитании каждого из них. И во всём этом А.Е. Кондратенков стремился обеспечить преемственность и последовательность как в содержании, так и в формах работы.

К примеру, работу по физическому воспитанию детей каждой возрастной группы педагогический коллектив школы-интерната проводил по единому плану, который составлялся преподавателями физкультуры совместно с воспитателями и врачами детского сада и школы и утверждался на педагогическом совете. В детском городке также ежегодно разрабатывался и общий план эстетического воспитания детей. Преемственность и последовательность в работе с воспитанниками яслей, сада, младших, средних и старших классов школы содействовали успешному решению задачи всестороннего развития.

А.Е. Кондратенков вспоминал: «В 1964-1965 учебном году дошкольное отделение сделало пятый выпуск. Пройдя подготовительную группу, дети учатся в первом классе. Они хорошо читают, считают, умеют писать, знают много песен, стихов, любят заниматься физкультурой, трудиться. Они всегда жизнерадостны, дружны, умеют обслужить себя в быту, помочь товарищу».

Большое достижение

Безусловно, педагогический коллектив под руководством Кондратенкова внимательно наблюдал за поведением бывших воспитанников детского сада и в новой, школьной обстановке. Педагоги сравнивали наблюдения за своими первоклассниками с результатами наблюдений за учёбой, трудом и поведением учащихся первого класса соседней средней школы. Итоги этого сравнения были явно в пользу воспитанников Сафоновской комплексной школы-интерната. Комиссия из четырёх педагогов – двое из интерната и двое из соседней школы – присутствовала в первых классах на уроках, переменах и на самостоятельных занятиях по подготовке домашних заданий. В соседней школе первоклассники послеобеденное время проводили тоже вместе: здесь была создана группа продлённого дня. Что касается первоклассников Сафоновской школы-интерната, то первоклассники внимательно слушали рассказы учительниц, активно участвовали в беседах, быстро приступали к самостоятельной работе. Никто не отвлекался на другие дела, всех интересовало то, чем занят весь класс. Между учительницей и учащимися были полный контакт и взаимопонимание. За тридцать пять минут было сделано всё, что намечалось по плану. Учителя были довольны. Своей работой были удовлетворены и дети. Это не трудно заметить по их настроению, по тому, как каждый из них выходил из класса на перемену. Бодрые, весёлые, они сразу переключали своё внимание на участие в подвижных играх. Прозвенел первый, предупредительный звонок. Ученики не спеша занимали места за своими партами. Ещё минута, и каждый готов к работе. Перед учительницей вновь были пытливые и сосредоточенные лица.

Что касается соседней школы, то комиссия не установила такой готовности у всех первоклассников. Учителям приходилось делать многим ученикам по нескольку замечаний, они часто прерывали уроки, чтобы ввести классы в рабочее состояние, «организационные моменты» были слишком заметными и продолжительными. Чувствовалось, что большинству детей было трудно сосредоточиться на одном деле, у них не было привычки, не отвлекаясь, слушать учителей продолжительное время, аккуратно выполнять то, что поручали педагоги.

После каждой перемены дети долго не могли успокоиться. Если в классе иногда и быстро наступала тишина, то многие из учеников, однако, не сразу включались в работу: «вот вихрастый мальчик всё время смотрит в окно, его сосед долго копается в парте. На самоподготовке, проведённой после полуторачасового отдыха детей, наблюдалась аналогичная картина».

Воспитанники же Сафоновской школы-интерната выполняли домашние задания в течение тридцати пяти минут. И хотя задания были значительно сложнее, чем у их маленьких сверстников из соседней школы, каждый справлялся с уроками самостоятельно (сказывалось то, что воспитанники школы-интерната уже в дошкольном возрасте получили навыки грамоты и счёта). Дети работали прилежно и охотно, стараясь всё сделать хорошо и быстро; работа их не утомляла, так как выполнялась с большим интересом.

А вот в первом классе соседней школы во время самоподготовки воспитательнице приходилось работать индивидуально почти с каждым учеником. Работа затягивалась, ученики расходились на отдых только через час. Да и качество выполнения заданий у многих оказывалось недостаточным.

И вот педагоги обсуждают итоги наблюдений:

« – Да, – говорит директор соседней школы М.В. Петроченков, – разница слишком заметная. Ваши ребята ведут себя как настоящие учащиеся. Чувствуется, что у них имеются уже все необходимые навыки для занятий в I классе. Они хорошо подготовлены к тому, чтобы успешно овладевать основами знаний.

Наши коллеги отмечают, что у всех выпускников сада из детского городка налицо не только желание учиться, но и необходимые волевые качества, привычка делать то, что поручает учитель.

– Это очень важно, – подчёркивает М.В. Петроченков. – Когда ребёнок подготовлен психологически и имеет навыки организованного труда, ему легче справляться с обязанностями школьника...

– Четыре дня я наблюдал за вашими первоклассниками, – говорит завуч по начальным классам соседней школы, – и что особенно меня удовлетворяет, так это общее настроение класса. Дети исключительно активны и умеют хорошо себя вести. Они многим интересуются, стараются успеть больше сделать. И действительно успевают. А усталости не чувствуется. По всему видно, что они не устают ни на уроках, ни на самоподготовке. Всегда бодрые, энергичные. Такой организованный первый класс можно видеть только у настоящих педагогов-мастеров, да и то не ранее, как через шесть-семь месяцев школьных занятий. А ваши дети находятся в классе не более двух недель; это большое достижение».

Личная ответственность за воспитание детей

Не без гордости А.Е. Кондратенков отмечал: «Конечно, как бы ни приятно было слышать столь лестные отзывы наших товарищей по работе, одно это ещё не говорит о том, что в подготовке воспитанников детского сада к переходу в условия школьной жизни и труда уже решены все проблемы. Выпускники отделения ясли-сад действительно учатся прилежно. За последние годы мы не имели случаев, когда бы в классах, укомплектованных нашими дошкольниками, кто-то из малышей серьёзно отставал в учении или плохо относился к труду. Проблемы борьбы с опасностью второгодничества в этих классах, думается, в основном решены успешно. Достаточно сказать, что редко, очень редко кто из учеников первого класса получает посредственные оценки. Дети энергичны во всей многогранной жизни школьного городка, они любят играть, умеют трудиться, много занимаются спортом, увлекаются работой в кружках, активно участвуют в художественной самодеятельности. И хотя педагогический коллектив школы-интерната делает пока далеко не всё в практическом и теоретическом решении исключительно важных задач преемственности и последовательности в работе по всестороннему развитию каждого ребёнка, всё же в одном мы глубоко убеждены – в том, что комплексные детские учебно-воспитательные учреждения имеют большие потенциальные возможности для непрерывного повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Дело в умении каждого педагога и коллектива в целом видеть и своевременно использовать эти возможности, в повседневном росте педагогического мастерства учителей и воспитателей».

Всесторонняя образованность и благородство во всех деяниях, страсть к познанию и творческому труду, общественная активность и творческая инициатива, высокая нравственность и внутренняя культура, понимание целей и глубокое сознание личной ответственности за воспитание детей – именно таким видел А.Е. Кондратенков каждого педагога Сафоновской школы-интерната. Кроме того, таким виделся педагогам учебно-воспитательного заведения в будущем – за пределами школы – и каждый воспитанник. Не правда ли, нам есть чему поучиться у Александра Ерофеевича Кондратенкова – замечательного педагога, мудрого администратора, учёного-практика.

Елена КОЖЕМЯКИНА, Николай СЕНЧЕНКОВ

Телемост «Гагарин», или Как поспорили Смоленск и Саратов
В ДНР сообщили о полной зачистке от украинских силовиков ж/д станции Ступки в Артемовске