Николай Цихелашвили: «Мы все ждём победы…»
Николай ЦИХЕЛАШВИЛИ возглавляет национальный благотворительный центр «Нашим героям». Именно в этом качестве он приезжал в Смоленск вместе с Калининградским симфоническим оркестром, гастрольный тур которого по городам боевой славы России и Беларуси начался с нашего города. Но, как оказалось, общественной деятельностью сфера интересов Николая Цихелашвили не ограничивается. Он известный музыкант: пишет песни, играет на скрипке, поёт вместе со своей супругой Раддой Эрденко в дуэте «РадаНик»…
Родом из детства
– Николай, вы певец, автор песен…
– …Артист. Я в разных амплуа себя попробовал. Но в большей степени, конечно, музыкант. Я даже опять стал студентом Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова.
Дело в том, что я уже учился там и в 2004 году окончил четвёртый курс по классу оперно-симфонического дирижирования. Но умер мой педагог, и я был в некой растерянности, поскольку не осталось плеча, на которое можно было опереться. Решил, что мне надо заниматься саморазвитием.
А теперь уже мои дети начали поступать в колледж, и я решил всё-таки получить высшее образование. Поступил снова на первый курс на кафедру к народному артисту СССР Юрию Ивановичу Симонову.
– Вы пишете военно-патриотические песни, гимны военным подразделениям – почему такая тематика?
– Начну с того, что я рос в классической советской семье, где мама – врач, а отец военный. К тому же в семье интернациональной: у меня в родне русские, грузины, осетины – сейчас это большая редкость.
Мои дедушки воевали в Великую Отечественную, братья бабушек тоже. У одной брат погиб, у второй – долгое время считался пропавшим без вести. И только недавно мы выяснили, что он тоже погиб в Сталинградской битве.
Отец окончил Ташкентское суворовское военное училище, и его друзья-суворовцы часто бывали в нашем доме. Словом, тема патриотизма всегда была мне близка – так уж я воспитан…
Тандемная история
– В семье врача и военного сын становится музыкантом?
– Я всегда хотел быть похожим на дедушку, который прошёл всю войну. У него был такой романтический образ бравого героя-фронтовика, и мне очень хотелось ему соответствовать. Но всё вышло иначе – судьба, как говорится.
Я играл на скрипке, оканчивал музыкальную школу, когда в наш дом переехал с семьёй народный артист России Пётр Деметр. Он услышал, как я играю, и пригласил порепетировать вместе с ним. Мы вначале просто по-соседски играли, а потом он позвал меня в свой юношеский ансамбль. Там собрались очень талантливые ребята, мне было интересно.
Я так увлёкся темой музыки, что даже стал зарабатывать деньги. А это были девяностые: армия разваливалась, врачам задерживали зарплату. Так что в какой-то момент я зарабатывал даже больше, чем мама и папа. И я решил продолжить своё музыкальное образование в колледже, а потом и в институте.
При этом, возвращаясь к военно-патриотической теме, мне всегда искренне хотелось не просто писать музыку для песен, а воспевать подвиги наших дедов и отцов – как бы пафосно это ни звучало. У нас, кстати, есть песня, которая так и называется: «Посвящение нашим отцам»…
– У нас?
– Я привык говорить «мы», поскольку у меня сложилась такая тандемная история. Мы с супругой Раддой Эрденко. Она продолжательница знаменитого русского цыганского рода Эрденко-Пономарёвых. Её отец, заслуженный артист России Николай Эрденко, внёс огромный вклад в культуру своего народа, да и в мировую тоже – как романсист и оркестровщик цыганских песен. Он был яркой личностью, и Радда унаследовала его композиторский талант. Она великолепно слышит гармонию. Поэтому супруга – неотделимое звено в моём творчестве. И все композиции, которые у нас получились, мы делали вместе: и фольклорную музыку, и военно-патриотические песни, и гимны.
– А как обычно это происходит: вы сразу садитесь вместе работать над произведением или подключаетесь на каком-то этапе?
– В основном получается так: если меня что-то захлёстывает, я начинаю сочинять, а Радда уже присоединяется. И наоборот: если это её тема, она что-то делает, потом я беру альт или скрипку, и мы продолжаем вместе. А сейчас уже и дети нам помогают. Кто бэк-вокалом, кто игрой на инструментах.
Слушая Вагнера
– Сюжеты песен откуда берутся?
– Я не знаю, как это объяснить. Это не то, о чём ты думаешь постоянно – просто иногда сразу приходят слова и музыка. Ты переживаешь какое-то событие, получаешь информацию, и тебя вдруг накрывает волной вдохновения. И непонятно, откуда это взялось, потому что всё идёт от сердца, из души.
Новые песни, которые мы записываем с Раддой, конечно, о современных событиях: о той же СВО, о ребятах, которые гибнут, об ужасах, что там происходят. Это такая немного сакральная история. Надеюсь, когда мы запишем альбом, что-то изменится. Мы все ждём победы, ждём какого-то разрешения ситуации.
– Николай, я знаю, что вы написали гимны для некоторых воинских подразделений…
– Да, для СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». Есть ещё песня к 35-летию «Альфа-антитеррор» – она тоже гимнического характера…
– Насколько это сложно – писать музыку для гимнов?
– Очень сложно. Это не просто «написал-отдал». Нашу работу принимает целый консилиум, где много людей, прошедших войны. И порой получается, что ты вкладываешь душу, тебе кажется, что получилось что-то высокодуховное, а те, для кого ты пишешь, вдруг воспринимают это как, образно говоря, какой-то ковбойский мотив.
Поэтому приходится вживаться во всё каждой клеточкой своего тела. Мы ездили по «горячим точкам», встречались с ребятами – пытались понять их психологию, взгляд на мир. Ведь у каждого подразделения своя история, свои нюансы, слова для внутреннего общения.
– А что для вас главное в работе над такой специфической музыкой?
– Для меня очень важно отойти от стереотипов. Я ориентируюсь на широкую музыкальную палитру: чтобы произведение могло звучать и в исполнении симфонического оркестра, и дуэта голоса и гитары – как интимный разговор.
Я часто слушаю Вагнера: «Летучий голландец», «Золото Рейна» – те произведения, где есть мощные эпические акценты, которые заряжают. И порой эта музыка мне подсказывает какие-то идеи для моих произведений. Словом, что меня может поразить, то я и впитываю в себя, переношу в своё творчество.
Достучаться до сердец
– Но кроме официальных гимнов есть и те, что поют именно под гитару в узком кругу…
– Да, для каждого человека есть такие песни, которые согревают душу. Тот же «Десятый наш десантный батальон» хоть и поётся под гитару, но звучит настолько мощно, что и эту песню можно назвать гимном.
В принципе, напевность, даже некая интимность в выражении должны быть в любом патриотическом произведении. Песня не должна просто громыхать. Поэтому я всегда отталкиваюсь от души человека. Хотя мы пишем музыку не для исполнения под гитару, а чтобы встать под знамя и тебя захлестнуло эмоциями.
– А как вы понимаете, что песня удалась? Что является показателем?
– Мы с Раддой начали писать патриотические песни в 2005 году. Специально мы их не раскручивали. Была возможность – друзья помогали нам размножать диски. То есть занимались самиздатом и раздавали целевой аудитории. А потом едешь, к примеру, в такси, а там играет наш гимн СОБР «Рысь». Поэтому для меня показатель – когда песня уходит в массы. Тогда ты понимаешь, что твоё творчество достигло людских сердец.
Или такой случай был. Мы написали песню «Родина, не забывай» на основе конкретного эпизода из Чеченской кампании, который был связан с предательством: бойца, попавшего в плен, просто не выкупили. А потом я был в жюри детского конкурса патриотической песни, и вдруг выходит девушка и поёт эту песню. Для меня это было удивительно и радостно одновременно. Хотя жюри не поняло – мне пришлось объяснять предысторию.
В общем, у нас разные песни есть. И каждую мы пишем искренне, от души…
Справка «СГ»
Николай ЦИХЕЛАШВИЛИ родился 23 апреля 1979 года в Москве.
В 1994-96 годах занимался в театральной студии при театре «Ромэн», совмещая учёбу с работой в Москонцерте, в ансамбле заслуженного артиста России Петра Деметра.
В 1995 году поступил в музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова.
С 2000 по 2005 год учился в Московском государственном педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова на факультете оперно-симфонического дирижирования.
С 2002 года – солист цыганского дуэта RadaNik. В 2007 году дуэт по личному приглашению Мадонны выступал в Великобритании на дне рождения певицы.
В 2005 году, находясь на должности советника по культуре Международного общественного фонда «Правопорядок-Центр», вместе с супругой Раддой Эрденко создал музыкальный духовно-патриотический проект «Нашим Героям», посвящённый героям Отечества разных времён и эпох.
Позже этот проект перерос в общественную организацию – Национальный благотворительный центр «Нашим героям».
Ольга Суркова