Настоящий музейный вызов

Фото: © Елена КЛИМКИНА

Новости

Настоящий музейный вызов

23 февраля 2023 года в 07:40

7-8 февраля в Смоленске состоялась III Международная научно-практическая конференция «Музеефикация фортификационных сооружений: проблемы и пути их решения», организованная Государственным музеем «Смоленская крепость» на площадке Информационного центра по атомной энергии.

Уже в третий раз в областном центре собрались представители разных сфер науки – историки, искусствоведы, теоретики и практики музейного дела. Два дня они обсуждали актуальные проблемы изучения, реставрации и музеефикации оборонительных сооружений. При этом тематика ряда докладов, прозвучавших на конференции, была связана с памятными датами истории Смоленска, отмечаемыми в 2023 году, – 1160-летием первого летописного упоминания города, 140-летием создания комиссии «по охранению» Смоленской крепостной стены, 80-летием освобождения Смоленска от фашистских захватчиков.

Шекспир, Золушка и Смоленская крепость

– Третья конференция продолжает большой проект, связанный с выработкой методики музеефикации фортификационных сооружений в целом и Смоленской крепостной стены в частности, – отметил директор Государственного музея «Смоленская крепость» Сергей ПИЛЯК. – Я стараюсь в каждом своём выступлении транслировать одну очень важную, на мой взгляд, мысль: любое фортификационное сооружение строилось таким образом, чтобы попасть в него было крайне сложно. А задача музея, наоборот, – сделать объект максимально доступным для посетителей. Вот такой парадокс: создать условия для комфортного посещения сооружения, которое строилось как раз с противоположной целью.

Примирить два таких разнонаправленных вектора и дать возможность людям приобщиться к историческому наследию, по мнению Сергея Пиляка, – это настоящий музейный вызов. Недаром многие музеи, которые обладают целыми архитектурными ансамблями, за музеефикацию фортификационных сооружений принимаются, как правило, в последнюю очередь. Организаторы конференции уверены: проще превратить в музей храм, дворец, открытое пространство, чем заниматься объектами оборонительного зодчества.

– Таким образом, тем для обсуждения и обмена опытом нам всегда хватает. Кстати, самую первую конференцию мы организовали, когда нашему музею «Смоленская крепость» было всего несколько месяцев. Да и сегодня мы всё ещё остаемся очень молодым музеем, – подчеркнул Сергей Пиляк. – Однако это не мешает нам использовать в работе такие приёмы, которые берут на заметку коллеги из других музеев.

Фото: © Елена КЛИМКИНА

Так, директор «Смоленской крепости» рассказал, что участников конференции крайне заинтересовало концептуальное решение, использованное для создания планшетной выставки «Смоленская крепость России» (ознакомиться с ней можно возле башни Маховой). В состав выставки вошли 12 планшетов с историческими документами, схемами и планами крепости XVII-XX веков, историческими открытками, картинами, а также фотографиями реставрации крепости в 1950-х годах, которые нигде не выставлялись ранее.

– Мы впервые в едином ключе визуализировали всю историю Смоленской крепости и рассказали обо всех вехах её существования: как её строили, обороняли от врагов, охраняли от разрушений, – отметил Пиляк. – Причём, что очень важно, на этой выставке мы сделали перекличку с датами российской и всемирной истории. Например, можно проследить, что Смоленскую крепостную стену возводили в те времена, когда в Англии творил Уильям Шекспир. А один из периодов её обороны пришелся на момент, когда была издана сказка «Золушка», и так далее.

Подобные переклички, не сомневается директор музея, очень освежают восприятие и позволяют ещё глубже постичь историю крепостной стены.

– Кроме этого, много интересных концептуальных находок мы используем и на основной экспозиции в баше Маховой – это и тактильные экспонаты, и интерактивные элементы, и другие стендовые решения, которые позволяют разобраться в самых сложных архитектурных понятиях, в сфере фортификационного зодчества в целом. Например, наши посетители легко могут понять, чем двурогий башенный зубец отличается от трёхрогого, что такое гласис (Пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости. – Прим. ред.) или аппарель (Наклонная площадка для ввоза орудий на бастионы и иные укрепления, спуска орудий и техники в окопы. – Прим. ред.), – поделился Сергей Пиляк.

От Беларуси до Владивостока

Говоря об участниках конференция, стоит отметить, что их состав значительно обновился и расширился за минувшие три года. На этот раз конференция объединила специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Калининграда, Невьянска, Верхотурья, Александрова, Сергиева Посада, а также из Республики Беларусь.

– Многие исследователи в этом году оказались в Смоленске впервые, и если бы не конференция, то, возможно, они никогда и не посетили бы наш прекрасный древний город. География участников невероятно обширна. В режиме онлайн к нам подключились эксперты от Беларуси до Владивостока. Если же говорить про тех, кто выступает очно, то самая западная точка, откуда к нам приехали спикеры, – это Калининград и их «Музей мирового океана», а самая восточная – Урал, Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, – рассказал директор «Смоленской крепости».

Кстати, стоит отметить, что Верхотурский кремль – единственная каменная крепость на Урале и последняя из построенных в России (1712 год). Кроме этого, он очень миниатюрен. Для сравнения: территория, которая окружена Смоленской крепостной стеной, насчитывает 203 гектара. Территория Верхотурского кремля – около 2 гектаров, то есть в 100 раз меньше.

– Но несмотря на то, что масштабы у крепостей могут быть самыми разными, сложности, которые стоят перед нашими музеями, – одни и те же. И только сообща мы можем их решить, – уверен Сергей Пиляк.

Не крепостями едиными

Вместе с тем, разговор в рамках форума не ограничивался исключительно кремлями и крепостями. Например, директор Гродненского государственного историко-археологического музея Юрий Китурко поднял тему, связанную с проблемой музеефикации замков на примере Старого замка в городе Гродно, который является уникальным памятником архитектуры Республики Беларусь. Стоит отметить, что уже в XII веке город был центром княжества, в XIV веке на Замковой горе возвели великокняжескую резиденцию, а позже и королевский дворец. Сегодня на территории Старого замка находятся дворец (памятник архитектуры Ренессанса, построенный в 1580-х годах), остатки оборонительных стен конца XIV – начала XV веков, руины Нижней церкви и остатки княжеского терема – памятников Гродненской школы зодчества XII века, а также остатки Верхней церкви XV века.

– Гродно был столичным, королевским городом. И сейчас там ведутся очень масштабные работы по реставрации Старого замка, для посетителей открываются всё новые и новые залы. И многие вещи, которые применяют в своей работе наши гродненские коллеги, нам стоит перенять, – констатировал Сергей Пиляк. – Например, там создан потрясающий мультимедийный пласт, невероятно красивая и информативная анимация, рассказывающая об истории Гродно и Гродненского замка. Это прекрасное решение, потому что, с одной стороны, никаким образом не нарушает облика сооружения: для того, чтобы запустить эту анимацию и показать её гостям музея, достаточно проектора и одной белой стены. С другой стороны, мультфильм раскрывает объект совершенно по-новому. Ведь задача музея – не только сохранение наследия, но и его адаптация для представителей разных поколений и культур, чтобы всем было понятно и интересно. Для ребёнка нужно проводить экскурсию одним образом, для взрослого – другим, для искушённого профессионала – третьим. Чтобы каждому было понятно, какое великое наследие мы храним. Будем стараться воплощать такие вещи и в нашем музее.

Свидетельство о рождении крепости и автограф Петра I

Немаловажно, что в конференции принимают участие не только специалисты музейного дела, но и представители фундаментальной науки – сотрудники Московского государственного университета, Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства – важнейшего учреждения, которое занимается архитектурным наследием, а также Российской национальной библиотеки – старейшей государственной библиотеки страны и одного из важнейших партнёров форума.

– Мы в Смоленске храним наше архитектурное наследие – крепостную стену, а работники Российской национальной библиотеки хранят документы, рассказывающие о стене, – отметил Сергей Пиляк. – Именно там, в стенах РНБ, находится уникальный документ – «свидетельство о рождении» Смоленской крепостной стены, а если точнее, то Соловецкие списки указов царя Фёдора Иоанновича, среди которых есть и тот самый, вышедший 15 декабря 1595 года и предписывающий начать подготовительные работы и заготовку строительных материалов для возведения Смоленской каменной крепости под руководством городового мастера Фёдора Савельевича Коня. Как только мы сможем обеспечить необходимые условия, мы сделаем всё возможное, чтобы впервые привезти этот документ в Смоленск и показать его гостям нашего музея.

В библиотеке хранится и множество других интересных документов, раскрывающих интересные факты об истории Смоленска. Так, один из докладов (правда, ещё прошлогодней конференции) был посвящён автографам, оставленных Петром I и каким-либо образом связанных со Смоленском.

Например, случай, когда появился один из таких автографов, по-настоящему анекдотичен. Первые годы XVIII столетия были ознаменованы развёртыванием крупномасштабных военных действий на территории, прилегающей к западным границам России. В отличие от южной границы, на западе молодой империи не было какой-либо непрерывной оборонительной линии. Города-крепости Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск, призванные защитить Россию от хорошо вооружённого стрелковым оружием и пушками неприятеля, всё-таки были укреплены недостаточно. Более того, между ними находились ничем не прикрытые протяжённые участки местности. Подобная «открытость» западных рубежей была чрезвычайно опасной. В связи с этим Пётр I принял решение о строительстве так называемой засечной черты – линии укреплений от Пскова до Брянска, разумеется, проходящей через Смоленск. Её сооружением занимался известный фортификатор петровского времени Василий Корчмин – тот самый, в честь которого был назван Васильевский остров в Санкт-Петербурге. И вот, закончив работы, он пишет Петру: «Всё готово, могу приехать с отчётом в столицу». А Пётр в ответ своим почерком, который, к слову, был очень своеобразный и неразборчивый, пишет фразу примерно следующего содержания: «Ехать не надо, скоро сам собираюсь к вам, буду в Смоленске». И «Смоленск» – это единственное слово, которое в этой записке можно легко разобрать и понять.

– Подобных документов огромное количество, они проливают свет на многие лакуны, связанные с тем, как выглядела крепость в разные эпохи. И с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём нашей работы таких лакун становится всё меньше. С другой стороны, мы понимаем, насколько ещё катастрофически недоисследована наша крепостная стена и сколько тайн она хранит, – заявил директор музея. – Например, абсолютно неожиданным стало исследование, посвященное граффити Смоленской крепости.

Здесь был Вася

Что такое граффити в контексте архитектурного наследия? Это рисунки или надписи, которые процарапывали на стенах различных сооружений. Такие следы деятельности человека встречаются во многих древних церквях, монастырях, крепостях и замках в разных городах России и Беларуси. Несмотря на тот факт, что во все времена процарапывание граффити на стенах являлось действием неодобряемым и всячески порицаемым, эта традиция является довольно устойчивой. Рисунки и надписи в стиле «здесь был Вася» присутствуют уже в первых каменных церквях, возведённых в Древнерусском государстве в XI–XII веках.

В Смоленске изучением граффити занимались только отдельные исследователи, изучавшие преимущественно домонгольские церкви Смоленска (Воронин, Раппопорт, Рыбаков), однако никто из них не обращал свой взор на Смоленскую крепостную стену.

За более чем четырёхсотлетнюю историю Смоленска крепость «накопила» многочисленные граффити. Можно выделить несколько схожих для них черт. Во-первых, граффити преимущественно расположены на внутренней стороне крепостных стен, то есть, их оставляли «свои», например, дозорные. В большей степени любители оставить след в истории наносили свои автографы в печурах – боевых камерах нижнего боя, которые сочетают в себе признаки доступности и одновременно скрытости от лишних взглядов. Во-вторых, в основном граффити нанесены на белые известковые блоки. Это объясняется особенностями самого материала, поскольку он легче, чем кирпич, поддаётся воздействию тонкого острого металлического предмета, которым наносится граффити. В-третьих, для Смоленской крепости свойственна разрежённость граффити, то есть их рассредоточение на большом пространстве, когда в других архитектурных постройках, например, церквях, исследователи сталкиваются с гипернасыщенностью граффити: их настолько много, что одна надпись перекрывает другую. Для примера, в Спасской церкви в Полоцке зафиксировано более четырёх тысяч граффити.

Изучение граффити Смоленской крепости пока ещё только началось, но уже сейчас можно сказать, что граффити распадаются на несколько групп: это автографы (имена, фамилии, клички), город (место проживания), а также особенности личности (музыкальные вкусы, спортивные команды). Интерес представляют датированные автографы, например, надпись «А. Зелковский» с проставленной датой 25 апреля 1916 года или надпись «Ул.3» 1821 года с изображением креста. Возможно, её оставил один из служащих 3-го Уланского полка, что носил название Смоленского. Наиболее часто на крепости встречаются кресты разных форм и размеров. Крест – один из наиболее часто встречаемых видов граффити. По мнению специалистов, изображение креста могло означать молитвенное обращение к Богу за защитой, благословением, а также спасением собственной души.

– Анализ граффити показывает, что они могут являться ценным историческим источником, способным рассказать о том, кто жил в Смоленске на протяжении столетий, о чем думали те люди, другим словом, взглянуть на массовую городскую культуру. Граффити – это вид народного искусства, способ выразить себя тем многим людям, кто в истории остался безмолвным. Однако не стоит сейчас всё же целенаправленно портить исторические памятники, для этого сейчас есть куда более подходящие средства, – считает автор данного исследования, методист государственного музея «Смоленская крепость» Ирина ПАШКОВА.

«Век блистательных звёзд»

Работа конференции также позволяет её участникам налаживать связи с коллегами из ведущих институтов, высших учебных заведений, других музеев.

– На полях этого мероприятия мы договариваемся о совместных выставках, совместных научных исследованиях, позиционируем наш музейный журнал. Словом, конференция позволяет не только получить единый срез методик и рассказать о реализованных или готовящихся проектах в сфере музеефикации фортификационного наследия, но и расширять межмузейные связи, – убеждён Сергей Пиляк.

Так, у государственного музея «Смоленская крепость» появилась идея совместного проекта с Новодвинской крепостью (Архангельская область) – первой каменной бастионной крепостью в России. Объект был построен в начале XVIII века по инициативе и под руководством Петра I для защиты единственного в то время российского морского порта и первой морской судоверфи, а также для обороны Архангельска в связи с ожидаемым нападением шведов со стороны Белого моря.

Новодвинское укрепление строилось как каменно-земляное и ориентировано по сторонам света. По форме крепость представляла собой квадрат с вытянутыми бастионами по углам. Она стала первой в России так называемой звёздчатой крепостью, построенной по голландскому проекту. Именно по её примеру позднее возвели знаменитую Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге.

– У нас возникла интересная мысль: создать проект под рабочим названием «Век блистательных звёзд», рассказывающий о крепостях-звёздах нашей страны, – поделился планами Сергей Пиляк. – Возьмём в команду те музеи, которые обладают таким наследием. Это, конечно же, Великие Луки, где так же, как и в Архангельской области, в петровскую эпоху была построена крепость по голландскому образцу, и Музей истории Петербурга, и крепости Ленинградской области... Ну и, разумеется, мы, Смоленск, и наш Королевский бастион в Лопатинском саду – классический пример раннего голландского пятиугольного бастионного форта.

Кстати, мало кто знает, что в своё время был план построить и другую «звезду» – форт, который занял бы территорию от Маховой башни (площадь Победы) до Долгочевской (восточный участок стены). Это фортификационное сооружение было бы в четыре раза больше, чем королевская крепость.

Хранители наследия

Большой блок работы участников конференции был посвящён вопросам охраны фортификационного наследия и приурочен к 105-летию со дня рождения Нины Сергеевны Чаевской – педагога, общественного деятеля, Почётного гражданина Смоленска, которая спасла Смоленскую крепость от разрушения в 1960-х годах.

– Для нас очень важно понимать, какие люди внесли самый большой вклад в создание и сохранение Смоленской крепостной стены. Мы серьёзно проработали тему Бориса Годунова, Петра I, каждый из которых по-своему важен для истории крепости, и теперь на очереди – многие другие деятели, так или иначе связанные со стеной, – подчеркнул Сергей Пиляк. – Особое место среди прочих, конечно, занимают, хранители стены, которые позволили ей дожить до наших дней. Ведь рисков её утраты было невероятное количество – это и военные разрушения, и поэтапная разборка отдельных участков…

В числе таких хранителей, например, Пётр Покрышкин – дореволюционный архитектор, академик, который занимался вопросами реставрации крепости, Иван Орловский, входивший в комиссию по охране Смоленской крепостной стены, Иван Хозеров – архитектор, установивший, что первоначально крепость была окрашена в белый цвет.

– Но имя Нины Сергеевны Чаевской даже в этой плеяде всё равно всегда будет на первом месте, – уверен директор «Смоленской крепости». – Она – тот человек, без которого нашей стены сейчас просто не существовало бы.

Напомним, в 1963 году, будучи начальником управления культуры Смоленского промышленного облисполкома, Нина Сергеевна категорически отказалась выполнять указание о сносе почти всех церквей в городе и значительной части Смоленской крепостной стены. После неудачных попыток убедить руководство в необходимости отмены распоряжения она подала заявление об увольнении и, таким образом, привлекла внимание к данной проблеме. Её поступок вызвал широкий резонанс в партийных кругах и среди общественности, в результате чего решение о сносе памятников архитектуры реализовано не было.

– Мы все понимаем, что в эпоху «оттепели», в эпоху больших перемен и ожиданий был велик риск утраты исторического наследия. Ведь когда мы так сильно стремимся в счастливое будущее, то, к сожалению, очень часто забываем о нашем прошлом, – констатировал Сергей Пиляк. – Именно тогда и возник проект по разбору Смоленской крепостной стены, которая якобы мешала активному развитию городского пространства. Для нас большое счастье, что он не был реализован. Наверное, в то время, время масштабных проектов, сохранить крепость можно было исключительно личным примером и личным героизмом. Нина Сергеевна Чаевская подала именно такой пример. У «Смоленской крепости» есть договорённости с наследниками Нины Сергеевны, что в фонды музея войдут предметы, связанные с её наследием. Это имя мы будем хранить наравне с именами самых выдающихся исследователей, учёных, реставраторов, которые сохраняли и сохраняют Смоленскую крепость.

Фото: © Елена КЛИМКИНА

Елена ВОРОНЦОВА

22 февраля. События дня
Губернатор Алексей Островский поздравляет смолян с Днём защитника Отечества