В Камерном премьера и новый главный

Фото: © предоставлено Смоленским Камерным театром

Новости

В Камерном премьера и новый главный

15 февраля 2023 года в 19:20

В Смоленском Камерном театре новый главный режиссёр. Им стал Пётр Гарриевич ОРЛОВ – опытный мастер, окончивший в 1987 году Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, ученик народного артиста СССР Евгения Рубеновича Симонова.

Пётр Орлов был главным режиссёром в Архангельске, Кинешме, Театра на Перовской в Москве. Поставил более ста спектаклей по пьесам А.Н. Островского, М.А. Булгакова, А.М. Володина и других драматургов в театрах Москвы, Тамбова, Рыбинска, Челябинска, Владимира, Хабаровска, Пензы, Калуги, Липецка, Новочеркасска.

Первым его спектаклем в Смоленском Камерном театре является комедия «Женитьба Бальзаминова», драматургической основой которой стали все три пьесы А.Н. Островского о Бальзаминове. Премьера состоялась в канун Нового года, тогда же Пётр Орлов был представлен коллективу театра и зрителям как главный режиссёр.

Актёры открыты для творчества

Наш разговор с Петром Орловым начался с оценки творческого потенциала артистов Смоленского Камерного.

– Труппа, на мой взгляд, в сегодняшнем её состоянии очень перспективна. Живой коллектив, открытый для творческой работы. Далеко не в каждом театре такое встретишь. Большие театры в последнее время зачастую пребывают в заметной стагнации.

– Насколько можно судить по вашему спектаклю «Последняя жертва» в Новочеркасске, в Донском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, театре с историей, основанном чуть ли не в первой половине позапрошлого столетия, этого не скажешь… Потрясающий спектакль и замечательные актёры!..

– Я же не сказал, что все старые театры находятся в стагнации… А «Последняя жертва», действительно, удача. В прошлом году «Последняя жертва» удостоена приза «Лучший спектакль» на международном фестивале «Комплимент» в Новочеркасске, была высоко оценена таким известным специалистом по Островскому, как доктор искусствоведения Нина Алексеевна Шалимова. Критики Нина Шалимова и Ольга Сенаторова рекомендовали этот спектакль на фестиваль «О любви» в Рязань, а также для показа в Губернском театре в Москве.

Не прошло и двух столетий

– Пётр Гарриевич, вы часто обращаетесь к пьесам Островского? За что вы любите этого драматурга?

– В своё время я работал главным режиссёром в Кинешемском драматическом театре. Это один из старейших театров провинциальной России. В Кинешемском уезде располагалось имение Островского Щелыково, где, как известно, драматург проводил очень много времени и где сейчас его музей и Дом творчества Союза театральных деятелей России. Выросший в конце XIX века из музыкально-драматического кружка театр в Кинешме со дня своего создания носит имя А.Н. Островского. Надо сказать, Александр Николаевич оказал такое влияние на культурную среду, вообще на жизнь этого города, что кинешемцы и сейчас, предложи им список из самых заманчивых названий, предпочтут пойти на спектакль по пьесе Островского.

– Знаменитый «Лес», который на фестивале «Дни Островского в Костроме» получил приз «За режиссёрскую изобретательность», вы поставили в Кинешме?

– Нет, это в архангельском театре. До сих пор критики вспоминают. Хороший получился спектакль!

За что я люблю Островского? Прежде всего за то, что вот уже почти двести лет всё, что он написал, остаётся актуальным. Возьмите «Грозу» – разве там не про сегодняшний день? Или, скажем, «Волки и овцы»… Я поставил эту пьесу в рыбинском театре. И спектакль по личному приглашению Юрия Мефодьевича Соломина дважды побывал в Малом театре на фестивале «Островский в Доме Островского»!

– А как вы относитесь к осовремениванию классики?

– Это когда Островского играют в кроссовках? Подобное для меня абсолютно неприемлемо, как любая гонка за толпой и модными течениями. Раз ты всех переодел в джинсы и кроссовки, у тебя звучит популярная рок-музыка, сядь и напиши новую пьесу… Свою! При чём тут Чехов или Островский? Я за то, чтобы спектакли были разноплановые и непохожие один на другой, но всегда – понятные и интересные зрителю. И ещё хочется, чтобы на сцене Смоленского Камерного театра были всё-таки образцы художественного вкуса. В частности, не хотелось бы впускать в репертуар «чернуху». В то же время я за поддержку любого творческого порыва!

– То есть эксперименту в Камерном театре по-прежнему будет оказываться всяческое содействие?

– Театр – это всегда эксперимент. Я читаю пьесу и пытаюсь воплотить на сцене то, как я её понимаю и воспринимаю. И в то же время эксперимент эксперименту рознь. Если имеется в виду так называемая «новая драма» и та стилистика, в которой сегодня работают многие театры, на то существуют творческие лаборатории. Возможно, со временем и мы учредим при нашем театре и лабораторию драматургов, и лабораторию молодой режиссуры. А вообще, для экспериментов разумно было бы использовать площадку Дома актёра, например. Другие сценические площадки города. Наверняка они есть. К слову, в 80-е годы в основном экспериментировали в подвалах…

А для обычных зрителей театр должен быть понятным, умным, театром, который хватает за сердце, очищает, заставляет плакать и смеяться.

– И последнее, Пётр Гарриевич. Как вы относитесь к тому, чтобы в репертуаре театра был спектакль или даже спектакли на смоленскую тему? О зодчем Фёдоре Коне, создателе Смоленской стены, например, о Гагарине, о Михаиле Ивановиче Глинке?

– Своя тема мне кажется очень важной. Если есть такой материал, с интересом с ним ознакомился бы.

– Спасибо за этот разговор. Желаю процветания Смоленскому Камерному и побед на театральных фестивалях.

– Спасибо вам.

Фото: © предоставлено Смоленским Камерным театром

К 200-летию великого драматурга

Как уже было сказано, к 200-летию А.Н. Островского в Смоленском Камерном театре поставили комедию «Женитьба Бальзаминова». Спектакль получился зрелищным, постановочным и в то же время абсолютно актёрским. Сваха Красавина (арт. Полина Силина), колоритная купчиха Белотелова (арт. Алёна Шопот), мать главного героя Павла Петровна (арт. Надежда Трапезникова), Чебаков (арт. Виталий Игнатенко), сёстры Анфиса и Раиса (арт. Олеся Баранова и Анастасия Шендрик) – все эти роли в «Женитьбе Бальзаминова» бенефисные.

Хороша и массовка: Дарья Богуцкая, Виталий Брянский, Максим Волков, Юлия Карпова, Мария Николаева, Денис Овчинников, Елизавета Палладина, Павел Пьянков, Ангелина Сенина, Сергей Фёдоров, Александра Хрусталёва. В одно мгновение массовка преображается: только что это была стая бродячих собак, действующих по принципу: «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!» (так называется одна из трёх пьес А.Н. Островского о Мишеньке Бальзаминове), – и вот они уже выбегают в разудалой цыганской пляске или тянутся неспешной вереницей игрушечных китайских болванчиков из сна Павлы Петровны… Пятеро из массовки заняты также и в эпизодах: Матрёна – Юлия Карпова, Химка – Александра Хрусталёва, Генерал – Денис Овчинников, братья Пеженовы – Виталий Брянский и Павел Пьянков.

Роль Михаила Дмитриевича Бальзаминова в очередь играют артисты Никита Куманьков и Артём Семяшев. И в зависимости от того, кто из них на сцене, спектакль меняется. Никита Куманьков подчёркивает драматизм личности своего героя – маленького человека в гоголевском понимании этого словосочетания. И в финале спектакля становится понятно, что, женившись на Белотеловой, герой, скорее всего, погибнет. Артём Семяшев, как мне представляется, оставляет Бальзаминову надежду на счастливое ничегонеделанье, к которому он так стремится.

Яркой получилась Анфиса у Олеси Барановой. На мой взгляд, это лучшая на сегодняшний день роль молодой актрисы. Её младшую сестру Раису на контрасте играет Анастасия Шендрик. Одинаковые платья подчёркивают их абсолютную идентичность, несмотря на столь же абсолютную внешнюю непохожесть.

Особого разговора заслуживает образ Лукьяна Лукьяныча Чебакова в исполнении Виталия Игнатенко. Предприимчивый Чебаков в отличие от полагающегося на авось Бальзаминова представляет в спектакле легко узнаваемую группу наших соотечественников, из тех, кто считает унизительным для себя жить в России. Сорвав куш за невесту, этот персонаж намерен поспешно сбежать из страны. Сегодня всё это выглядит весьма актуально… Не случайно каждый выход актёра с контрабасом и без оного сопровождается громом аплодисментов.

Остроафористичная сценография (художник Светлана Архипова) также предоставляет обширный материал для разнообразных ассоциаций и домыслов. В спектакле использована оригинальная музыка композитора Алексея Батракова. Танцы придумала балетмейстер Елена Егорова.

26 февраля именно этот спектакль избрал для своего бенефиса по случаю дня рождения ведущий артист Смоленского Камерного театра Никита Куманьков.

Светлана РОМАНЕНКО

Губернатор вручил свидетельства о присуждении премии победителям конкурса «Будущее Смоленщины»
ВСУ на Купянском направлении потеряли до 100 военнослужащих убитыми и ранеными