«Точка роста» – путь к вершинам
На протяжении двух с половиной лет в Краснинском районе осуществляется федеральный проект «Современная школа», входящий в состав национального проекта «Образование». Его главная цель – предоставить всем школьникам, независимо от места их проживания, равные возможности для получения качественного и конкурентоспособного образования.
Одна из «Точек роста», открывшихся в рамках этого проекта в нашем районе, работает в Краснинской средней школе. В центре цифрового и гуманитарного профилей на сегодняшний день действуют 11 кружков, в которых в этом учебном году обучаются 134 ребёнка. Следует отметить, что дети здесь обучаются по предметным областям основных образовательных программ и программам дополнительного образования. Кроме того, «Точка роста» используется и как общественное пространство для проектной и творческой деятельности школьников. Она оснащена новым высокотехнологичным оборудованием: 3D-принтером, мощными компьютерами, квадрокоптерами, очками виртуальной реальности, тренажёрами-манекенами. В результате каждое занятие превращается для ребят в увлекательное приключение. Благодаря новым образовательным технологиям у школьников развивается творческое, логическое и аналитическое мышление.
Шахматы – зарядка для ума
В этом учебном году в центре открыт кружок «Шахматный всеобуч», его руководитель – Татьяна Цыганова. Кружок посещают обучающиеся 1–6-х классов. Его программа предназначена для начинающих шахматистов и ребят, уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению новых высот. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребёнок делает первые шаги в мире шахмат: дети знакомятся с историей игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используются шахматные миниатюры и инсценировки, а ключевым моментом является деятельность самих обучающихся: они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают их силу и позицию, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на доске. Шахматы – это отличная зарядка для ума, они помогают ребятам развивать логику и абстрактное мышление, анализировать ходы, тренировать память и учиться концентрировать внимание.
Занятия многообразны по своей форме. Помимо лекций, бесед, игровых занятий и упражнений это и сеансы одновременной игры, и конкурсы по решению задач и этюдов, турниры, подготовка докладов по истории шахмат, анализ сыгранных на турнирах партий.
У ребят уже есть первые успехи: они приняли активное участие во всероссийской олимпиаде по шахматам на сайте «Учи.ру», где показали хорошие знания и умения и были награждены грамотами и дипломами. Руководитель кружка учит ребят думать на перспективу и максимально использовать необходимые для достижения цели ресурсы, применять различные тактики игры, а также достойно принимать победы и поражения. Ведь шахматы – это занимательное, но и сложное увлечение, это каждодневный труд, упорный и настойчивый. И пусть не все дети станут чемпионами, но в их сердцах навсегда останутся драгоценные минуты, проведённые рядом с шахматной доской и фигурами.
Виртуальная реальность
В современном мире возрастает потребность общества в самых передовых технологиях XXI века – дополненной и виртуальной реальности, и хотя последняя ещё не стала частью нашей жизни, она уже обосновывается в сфере образования. В этом учебном году для ребят открылся кружок «Виртуальная и дополненная реальность», руководит которым Елена Новикова. Посещают кружок 26 учеников шестых классов.
Современных детей сложно удивить гаджетами, но виртуальная реальность на это способна. Созданная с помощью специального цифрового оборудования и программного обеспечения среда, с которой пользователь может взаимодействовать, завораживает их и помогает концентрировать внимание на обучении и новой информации. VR-технологии значительно повышают эффективность занятий: ученики лучше запоминают новую информацию, когда могут одновременно наблюдать за объектом изучения, взаимодействовать с ним и слушать комментарии учителя. Учёные подтверждают, что при обучении в виртуальной реальности человек с первого раза запоминает около 70% новой информации, а традиционный способ с учебниками и тетрадями помогает не забыть не больше 18%.
Ребята ещё только начали работать с VR-технологиями – пока они играют в виртуальные игры, но впереди у них – интересные уроки, где можно будет путешествовать во времени, посещать экскурсии, проводить опыты и эксперименты.
Также в рамках кружка «Виртуальная и дополненная реальность» школьники работают в CoSpaces Edu – программе, в которой ребята создают свои собственные 3D-творения, анимируют их с помощью кода и исследуют в виртуальной или дополненной реальности. А ещё школьники с радостью принимают участие во всероссийском образовательном проекте «Урок цифры». Они знакомятся с видеоуроками, выполняют задания и получают заслуженные награды – сертификаты опытных специалистов.
Квадрокоптер – это интересно
В рамках этого кружка ребята познакомились с летательным аппаратом – квадрокоптером. На первых испытаниях летательного аппарата дети увидели, каким может быть дрон весом 100 граммов. Это полезная в обучении машина, особенно в условиях помещения: в дождь и мороз ребята оттачивают навыки управления в холле школы.
Обучающийся кружка Иван Нестеренков провёл мастер-класс для учеников пятого класса по пилотированию квадрокоптера в закрытом помещении. Ребята с восторгом наблюдали за полётом дрона, а потом и сами захотели попробовать себя в роли пилотов. Запустить радиоуправляемый квадрокоптер – это интересно. Однако помимо развлечений использование беспилотных летательных аппаратов открывает перед школьниками безграничные возможности: изучение основ робототехники, знакомство с устройством и принципом работы квадрокоптера, освоение приёмов пилотирования, адаптация беспилотников для решения поставленных задач, изучение основ программирования. А кроме этого, с помощью квадрокоптеров можно проводить гораздо более продуктивные уроки, ведь появляется возможность взглянуть на привычные вещи совершенно с другого ракурса – например, наблюдать за животными в естественной среде обитания.
Проектная деятельность в краеведении
Впервые в этом учебном году для старшеклассников работает и кружок «Проектная деятельность в краеведении». Его руководитель – учитель истории и обществознания Светлана Тимошенкова. Этот курс является одним из компонентов исторического образования, способствуя формированию комплексных представлений об истории, жизни и быте малой родины, её знаменитых людях, достижениях, вкладе региона в развитие страны. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств, готовности жить и трудиться в своём регионе, активно участвовать в его развитии. Широкие возможности в этом направлении представляют материалы музеев, архивов, археологических экспедиций, библиотек, семейные реликвии, местные традиции.
В рамках кружка проведено историко-патриотическое мероприятие «1941 год в истории посёлка Красный». Обучающийся 11-го класса Артём Калганов рассказал семиклассникам о том, как их малая родина встретила первый год Великой Отечественной войны. Ребята также узнали о своих земляках, боровшихся с фашистами. В 5-м «Б» классе было проведено мероприятие «В июле 41-го», а для учащихся 11-го класса – час исторической памяти «Жизнь и подвиг полковника В.А. Мишулина», где ребята узнали о незаурядной личности Василия Александровича Мишулина и его вкладе в Победу над немецко-фашистскими захватчиками.
3D-моделирование
С первых дней работы центра «Точка роста» действует кружок «3D-моделирование», руководит которым учитель технологии и рисования Ирина Балабанова. Здесь дети учатся работать 3D-ручкой. Рисование ею – новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик.
Застывающие линии можно располагать в различных плоскостях – таким образом, становится возможным рисовать в пространстве. На занятиях ребята учатся работать 3D-ручкой, клеевым пистолетом, утюгом, ножницами, швейной иглой, шилом. При работе используются различные материалы: фоамиран, кожа, цветная бумага, клей, проволока, краски, ткань и другие. На занятиях обучающиеся сделали бумажные объёмные снежинки для украшения новогоднего зала, ёлочные украшения, выполненные 3D-ручкой, новогодние шары в технике артишок, бумажные сердечки в технике оригами и брошки из фоамирана, которые они подарили учителям на их профессиональный праздник, сувениры к Пасхе. В центре «Точка роста» прошли выставки детского творчества, в которых воспитанники Ирины Ивановны приняли активное участие.
Оказание первой медицинской помощи
Третий год работает в «Точке роста» кружок «Школа безопасности и оказание первой медицинской помощи», руководит которым Татьяна Баранова. Ученики используют демонстрационное оборудование, позволяющее имитировать разные по виду повреждения при ожогах, обморожениях, переломах, на практике учатся методам оказания первой помощи. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ – один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Мир в объективе
У школьников есть возможность познакомиться с основами фотографирования. В фотокружке «Мир в объективе», руководителем которого является Анна Губернаторова, ребята знакомятся с основными формами и приёмами фотосъёмки, видами освещения, правилами отбора и обработки отснятого материала, изучают принципы оформления фотографий и многое другое. Для ребят проводятся экскурсии на природу, по посёлку, где репортажная съёмка расширяет кругозор, позволяет выбрать самое главное и интересное, достойное быть запечатлённым на снимках. Работа фотографа очень интересная и увлекательная, поэтому ребята с радостью ходят на кружок и пробуют себя в этой роли.
***
В центре «Точка роста» в Краснинской средней школе работает достаточно кружков, чтобы ребята могли их посещать по своим интересам и запросам. И после уроков дети с радостью идут к своим педагогам, чтобы узнать что-то новое и интересное, погрузиться в виртуальный мир или сыграть партию в шахматы, сделать фотографию любимой подруги или поработать за компьютером. Выбор большой, и этот выбор – за вами, дорогие ребята. Именно «Точка роста» является ступенью к успеху, именно здесь вы можете развивать свои способности и умения. Идите только вперёд и не останавливайтесь на достигнутом!
А педагогам центра хочется пожелать творческих успехов, больших побед и великих свершений. К.Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя!» Поэтому и работники центра «Точка роста» – ответственные и целеустремлённые. Им, я уверена, по плечу внедрить очень интересный и, самое главное, важный для наших школьников федеральный проект.
По материалам портала «Уездные вести»
Елена НОВИКОВА, газета «Краснинский край»