По зову души
Сотрудники регионального УФСИН в свободное от службы время уже несколько лет помогают смоленским волонтёрам в поиске пропавших. 5 декабря все те, кто неравнодушен к бедам и горестям других людей, отмечают свой «профессиональный» праздник – Международный день добровольцев.
Преодолеть свои страхи, чтобы стать добровольцем
Дарья КОМИССАРОВА – капитан внутренней службы, психолог психологической службы УФСИН России по Смоленской области. В уголовно-исполнительной системе она более десяти лет. Коллеги отмечают: Дарья очень отзывчивая и неравнодушная. В хорошем смысле слова ей всегда есть дело до другого, пусть незнакомого, человека. И это её чутье, что кто-то попал в беду, ни разу не подводило. Спеша по делам, в кино или на встречу с друзьями, Дарья никогда не пройдёт мимо лежащего на земле человека, обязательно растормошит его, узнает, всё ли в порядке, и, если нужно, поможет подняться, вызовет бригаду скорой помощи¸ свяжется с его родственниками.
В смоленский поисковый отряд Дарья пришла около двух нет назад. Но её путь – путь добровольца-волонтёра – начался в первую очередь с преодоления себя.
– Желание помогать ребятам из отряда в поиске пропавших людей у меня появилось ещё во время учёбы в академии ФСИН России в городе Рязани, – вспоминает Дарья. – Но, будучи студенткой ведомственного вуза, я не могла в полной мере распоряжаться своим свободным временем так, как мне бы этого хотелось. Завершив учёбу и вернувшись домой в Смоленск, я с новой силой стала думать об отряде, но тут меня одолевали совсем другие мысли. Дело в том, что никаких знаний по поиску потерявшихся людей, тем более в лесу, у меня не было. Я с трудом ориентировалась на незнакомой местности и, если честно, как и любая девчонка, очень боялась всякой лесной живности – пауков, змей... И этим сама себя останавливала.
Сообщения в местных СМИ о пропавших людях, как и девиз поисковиков «Помочь может каждый!», попадались на глаза Даше регулярно. И без преувеличения наша героиня говорит, что всякий раз её душа рвалась на поиск при виде подобных сообщений. И однажды, в январе 2021 года, она всё-таки не выдержала и позвонила организаторам отряда, робко поинтересовавшись, не нужна ли им помощь человека, который ничего не умеет и не знает о поиске пропавших людей, но очень хочет быть полезным? Разговор был короткий: «Надо, приходи, научим».
И вот на сотовый телефон Дарьи поступило сообщение: потерялся пожилой мужчина. Все будние дни пенсионера искали несколько групп добровольцев, Дарья смогла подключиться к ним лишь в субботу, в свободное от службы время. Сказав домочадцам, что спешит в кино, она помчалась на поиски.
– На улице был двадцатиградусный мороз, – вспоминает Дарья. – Была получена информация, что мужчина смог добраться до одного из лесопарков. Был назван конкретный адрес, и мы, не теряя драгоценного времени, направились на поиски туда.
К сожалению, у этой истории печальное завершение. В поисковой группе, в состав которой входила Даша, также были и близкие погибшего пенсионера. Поэтому в самый критический момент, столкнувшись лицом к лицу с настоящим человеческим горем, Дарья не смогла остаться равнодушной: уже как профессиональный психолог успокаивала родственников и, насколько позволяла ситуация, постаралась помочь им осознать тяжёлую утрату.
Первый опыт в поисковой работе – и первая неудача! Дарья говорит, что поисковики до последнего верят в лучшее: что случится чудо и человек найдётся живым. Так, поистине настоящим чудом стало спасение маленькой девочки в одном из районных лесов, за судьбой которой следили, затаив дыхание, не только жители Смоленской области, но и всей России. Дарья участвовала в поисках в первый день, когда пропала малышка, а точнее – в её первую ночь в глухом лесу, несмотря на то что утром нужно было вернуться в Смоленск и идти на службу.
– Поиски человека ведутся в любую погоду, – рассказывает наша героиня. – Могут быть морозы, лить дожди или, наоборот, может стоять невероятная жара. Но мы понимаем, что назад для нас дороги нет, нужно выполнить поставленную задачу до конца и дообследовать отведённый нам участок местности. Потому что потерявшемуся человеку может быть во сто раз хуже, чем нам. Мы не должны давать слабину, даже когда силы на исходе.
Дарья вспоминает, как однажды в ходе поисков пропавшего в лесу мужчины группа, в состав которой входила и она, попала в болото и преодолевала его по маленьким «островкам». Причём каждая кочка, испытав на себе вес тела взрослого человека, уходила под воду и тонула. Так был отрезан путь назад, а впереди ждало сплошное болото.
– Но мы с товарищами решили не отступать, – вспоминает Дарья. – И шли по болоту до тех пор, пока вдруг не поняли, что дальше – только вплавь. До ближайшего дерева – около двадцати метров. Мне казалось, что это – немыслимое расстояние, мы преодолевали его около часа. Находиться в болоте, скажу честно, малоприятно и страшновато. Мокрые, грязные, мы всё же выполнили поставленную нам задачу и в каком-то диком стрессе добрались до места дислокации. А там узнали, что наш потеряшка наконец-то найден и жив! Никогда не забуду переполнявшие нас эмоции и бесконечное счастье, а нашу усталость и страх как рукой сняло.
Родители Дарьи не сразу узнали о том, где и с кем пропадает их дочь и как проводит свободное время. И мама, изначально с уважением относящаяся к деятельности поисковиков и в то же время переживавшая за дочь, очень не хотела видеть её в этих рядах. Но со временем Даша смогла её переубедить и успокоить: за два года она приобрела множество полезных в жизни навыков и умений, а главное – убедилась в том, что, если душа зовёт, нужно всегда стремиться помогать тем, кто попал в беду.
Жить по принципу «моя хата с краю…» невозможно
Александр АГАФОНОВ, капитан внутренней службы из Сафоновского межмуниципального филиала уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Смоленской области, оказался в рядах добровольцев-поисковиков не случайно. В поисковом отряде Сафоновского района он состоит около трёх лет. У Александра жена и две маленьких дочки, но домочадцы всегда готовы отпустить его ради благого дела.
Несколько лет назад у его знакомой пропала бабушка – как раз в разгар грибного сезона. По словам внучки, пожилая женщина хорошо знала местные леса, не раз ходила туда по грибы и ягоды и при себе всегда имела сотовый телефон. Но в тот раз что-то пошло не так. Мобильный разрядился, бабушка заплутала, вечерело, и родственники забили тревогу. Не зная, кто может помочь, взволнованная внучка обратилась к своему однокласснику Александру, тот сообразил быстро, связав её с поисковиками Сафоновского района, и решил подключиться к поискам сам.
– Не мог я сидеть на месте, – вспоминает он. – Понимал, что человек попал в беду, поэтому, не раздумывая, отправился на поиски. Бабушку мы нашли ближе к четырём утра, при себе у неё было два полных ведра грибов. Она призналась, что даже и не думала, что её кто-то станет искать. А мы, мокрые, замёрзшие, но довольные, вернулись домой – нужно было собираться на службу.
Александр рассказывает, что для поисковиков дело обычное – идти по болотам, пересекать вброд реки, встречать на своём пути косуль, кабанов, медведиц с медвежатами…
– Был случай, когда мы по очереди переползали по дереву над речкой, – рассказывает Александр. – Под одним из поисковиков дерево ломается, и он падает в воду, другие ребята преодолевают речку вброд. В итоге все мы продолжали дальнейшие поиски насквозь мокрыми. Другой случай – когда маленькую девочку искали в лесах под проливным дождём, который шёл стеной практически всю ночь. Но даже мысли не было вернуться обратно. Для кого-то обычное времяпрепровождение на выходных – в семейном кругу, дома, перед телевизором, а кто-то так не может и не жалеет ни своего личного времени, ни своих сил, ни средств ради спасения чужой жизни. Я уверен, что любой человек, однажды поучаствовав в поисковых мероприятиях, полностью меняет своё мировоззрение, он не сможет быть прежним – равнодушным к чужому горю – и жить по принципу «моя хата с краю…». Поисковики со временем становятся большой семьёй, готовой в любой момент прийти на помощь.
Дома Александра всегда с нетерпением – как со службы, так и с поисков – ждёт семья. Его близкие уже привыкли к тому, что в будние дни – он на службе, а в выходные или просто нерабочие – в рядах добровольцев.
Варвара КОРОЛЁВА