Виктор Зинчук: Наверное, надо очень сильно любить и музыку, и людей…

Фото: © из личного архива Виктора ЗИНЧУКА

Новости

Виктор Зинчук: Наверное, надо очень сильно любить и музыку, и людей…

18 ноября 2022 года в 09:31

Концерты Виктора ЗИНЧУКА – всегда праздник. И по фейерверку эмоций, и по заряду энергии, и по восторженным лицам в зале. Всё это было и во время его недавнего приезда в Смоленск. Хотя формальным поводом для выступления стала презентация нового альбома с совсем не зажигательным названием «Секрет релакса»…

Заряд энергии

– Виктор, я не раз слышала, как на ваших концертах люди признавались друг другу, что пришли зарядиться позитивом, которого так не хватает в последнее время. И в вас действительно столько энергии! Сами-то вы откуда её берёте?

– Я продолжаю играть в футбол в артистической команде «Старко» – это даёт заряд энергии. Хотя чего только не было: и порывы связок, и пальцы переломанные… Но бросить уже невозможно.

А в остальном – как все. И на даче тружусь – иногда даже фото в «Инстаграм» выкладываю. Сейчас чеснок сажать надо, и важно так подгадать, чтобы и не раньше его посадить, иначе прорастёт, но и успеть до морозов.

– Нынче многие жалуются, что урожай как-то не очень…

– И у меня тоже. Но ничего – на следующий год будет лучше. Хотя у меня там самое простое: лук, чеснок, хрен – то, что само растёт. Вот огурцы действительно не уродились, и не только у меня.

Зато косить не так много пришлось, потому что лето засушливое было – трава не росла. Так что я и на море успел съездить в тур по разным городам: от Лазаревского до Адлера.

В общем, работаем. Тем более что есть чем поделиться: вышел мой новый альбом «Секрет релакса». И я сегодня рад представить его в Смоленской филармонии, с которой нас связывает давняя дружба. Мы всегда с радостью сюда приезжаем – особенно после пандемии с её ограничениями и переносами концертов. Я увидел полный зал – значит, всё замечательно!

Вдохновлённый Вивальди

– Мне показалось, что этот альбом более лирически-философский, чем все остальные. С чем это связано?

– Взрослее стал. Переосмысливаю что-то. Я знаю, что в этом стиле тяжело сыграть на самом деле. Тем более сыграть каждую композицию от начала до конца так, чтобы у всех были мурашки по коже. И у тебя прежде всего.

Как я уже говорил сегодня на концерте, я его записывал один в домашней студии. Записывал около двух лет – как и всё, над чем работал прежде. На одну композицию уходило около месяца, а то и больше. Потому что всё по законам классической музыки – без склеек и монтажа, от первой до последней нотки.

Необходимо было просто войти в это состояние релакса. В некоторых композициях мы просто засыпали: я, звукорежиссёр и все, кто был на студии. И это было действительно то, что нужно, – если есть такой эффект, значит, у меня всё получилось.

Да, этот альбом желательно слушать в наушниках. И каждый найдёт там что-то для себя. Я играю Туано Арбо, это шестнадцатый век, Георга Телемана и ещё много интересного. Свой цикл «Времена года», свою музыку, свои переложения…

Сейчас уже задумываюсь над новым альбомом, который будет очень мощным. Но… Это не секрет, я сегодня рассказывал это как анекдот со сцены, когда встречаются два гитариста и один другому говорит: «Как дела?» – «Альбом новый записал». – «Молодец! И продал?» – «Да, продал: машину, гараж, квартиру…»

В общем-то, так и получается. У меня была большая коллекция гитар – около сорока. Осталось двадцать. Но мне этого хватает. Для меня гитары – это краски. Поэтому в каждой композиции звучат несколько гитар, чтобы не пересекались тембры.

Гитары старые, некоторым по сорок и более лет, но они только тогда и начинают звучать – как скрипки Гварнери и Страдивари.

– Что вдохновило вас создать свой цикл «Времена года»?

– Это целая история. Когда-то давно меня пригласили на телеканал «Культура», и речь шла о Вивальди. А я был в Венеции, был на могиле этого «рыжего гения», как там его называют. Мы даже общались с гитарным профессором их консерватории – я знаю итальянский язык, поэтому проблем не было…

Так вот речь шла о Вивальди, и у меня получилось что-то в таком стиле сочинить – всего лишь набросок «Апреля» из «Времён года». А потом подумал, что надо и остальное дописать.

Мы часто выступали в Доме-музее Чайковского в Клину – там я ещё что-то почерпнул. И в конце концов решил: если я это не сделаю – никто не сделает. Я уже плюнул на то, что это «неформат». Хотя, откровенно говоря, подустал от того, что инструментальную музыку у нас не жалуют ни на радио, ни на телевидении. Звучит, конечно, но как-то очень редко, эпизодически.

Я не жалуюсь, но обиделся бы на всё, если бы людям это не нужно было. Да, что-то по возможности выкладываю в интернет, но, опять же, не так много. Потому что я не интернет-деятель – человек другой формации. Для меня главное – концерты…

Делиться с другими

– …На которых вы просто творите чудеса. Поделитесь секретом такого неослабевающего внимания публики…

– Об этом сложно говорить. Музыка начинается там, где слова заканчиваются…

Конечно, к каждой композиции подходишь отдельно, и есть ряд профессиональных критериев, которых необходимо придерживаться. И помимо того, что всё должно быть правильно: струны, положение рук, – тебе и самому следует быть свежим, размятым и так далее. И неважно, сколько часов ты потратил, чтобы доехать сегодня из Москвы…

Но всё равно есть что-то ещё, что через тебя проходит. Я боюсь лишний раз об этом говорить, но пока и для меня загадка, почему опять полный зал и никто не уходит. Значит, что-то действительно есть. И хорошо, что есть. Когда не будет, придётся уходить со сцены.

Я сам люблю смотреть на коллективы – танцевальные или балетные. Мы недавно в Светлогорске выступали с балетом на льду Ирины Слуцкой. Ребята молодые, девчонки – и вроде все делают одни и те же движения, а смотришь только на одну. И она солистка.

Пожалуй, в каждом деле так. Об этом ещё Нейгауз писал. Итальянцы говорят: пропускать через себя. Кому-то это дано, кому-то нет. Сцена показывает и раскрывает всё, а уж как – я не знаю. Для меня это таинство.

Наверное, надо очень сильно любить и музыку, и людей, к которым ты приезжаешь. Это основное, без этого ничего не получится. Ты можешь думать перед концертом о чём угодно, но когда звучит музыка, забываешь обо всём – и это прекрасные моменты. Да, тяжело, но так здорово! Это счастье.

– Виктор, музыкальную формулу позитива люди поймут, услышав ваши песни…

– Да, один из моих альбомов так и называется – «Формула позитива»…

– …Но я хочу попросить вас сформулировать эту формулу в словах…

– Может быть, это прозвучит ужасно, но радоваться нужно при жизни – другого времени-то и не будет.
И не надо понимать, что позитив – это только радость. Нормальный человек – это не тот, кто всё время смеётся. Можно и плакать, и смеяться, и сочувствовать другим, и терять близких… Но только на этом ведь жизнь не заканчивается. И её надо ценить.

Пока ты живёшь на этом свете, лучше всё-таки радоваться и находить какие-то светлые моменты: есть замечательные люди, детишки растут, культура есть, искусство – столько всего удивительного!

Я бы, может, и хотел иногда сделать рожу кирпичом, но у меня не выходит почему-то. Видимо, когда человека очень много – а меня иногда действительно много, – хочется на сцену, чтобы поделиться с другими. Вот уже часа два с половиной прошло после начала концерта, а меня всё ещё трясёт по-хорошему. И это в радость.

К тому же, мы не работаем на износ – у нас нет концертного «чёса». Нужно отдыхать, готовиться к выступлению, настраиваться, обдумывать программу. Я из тех, кому необходимо сосредоточиться.

У нас даже есть какие-то свои приметы. Например, нельзя много смеяться и шутить перед концертом – уходят концентрация и дисциплина. Потом можно и поржать, а до выступления лучше быть серьёзным.

Мы с ребятами приезжаем, как правило, заранее, чтобы каждый звук настроить. У нас замечательный звукорежиссёр, он записывал мне ещё первую фонограмму – каприс Паганини…

Без рекордов

– У скрипачей сыграть все каприсы Паганини считается рекордом виртуозности. А у гитаристов?

– Я ненавижу слово «рекорд». Ко мне постоянно пытаются приклеить тот рекорд из Книги Гиннесса, который был 22 года назад. К тому же тогда всё это случайно получилось: был юбилей какой-то газеты, и там были представители нашей российской Книги рекордов. Я сыграл, а потом об этом написали в журналах.

Так что я не люблю свой рекорд. Сыграл – и всё. Потому что есть спорт в музыке, а есть музыка. Вот в моём новом альбоме вообще нет быстрых композиций – и это гораздо тяжелее сыграть. А просто пальчиками перебирать быстро – легко. И это не считается хорошим вкусом – играть много и быстро.

Надо исполнять музыкально и соответственно тематике произведения, его ткани, соразмерно стилистике – вот что ценится. Для меня быстро – не рекорд. Я не хочу собирать все каприсы.

У меня сейчас родилось несколько своих композиций. Поэтому мне, чтобы не продать остальные гитары, желательно найти спонсора. Я, конечно, шучу – всё не настолько плохо, но, как правило, на новые вещи нам такая поддержка необходима.

Впрочем, если не найдётся, всё равно выпущу. Пусть это будет не альбом, просто несколько композиций, сингл. Но всё равно выпущу. Я – как алкоголик, который на вопрос «Почему вы пьёте?» отвечает: «Потому что жидкая – была бы твёрдая, грыз бы». Так что будем «грызть»!..

Ольга Суркова

Ключевые тенденции развития сельского хозяйства Смоленщины
На дорогах Смоленска дежурит снегоуборочная техника