Пять десятилетий верности профессии
В строительстве Игорь Табаченков – человек не случайный. Более того, почти 50 лет его трудовой биографии напрямую связаны с важнейшей для страны, стратегической отраслью. В канун дня рождения Генеральный директор Ассоциации СРО «Объединение смоленских строителей» Игорь Александрович ТАБАЧЕНКОВ поделился воспоминаниями о комсомольских стройках, возведении Смоленской АЭС, строительстве объектов газификации в регионе, рассказал о том, как выжила и пришла к процветанию саморегулируемая организация «Объединение смоленских строителей»...
Интернациональный стройотряд
Свой первый шаг в профессии строителя Игорь Табаченков сделал летом 1969 года. Студент Смоленского филиала Московского энергетического института, обучавшийся по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий и городов», освоил каменную кладку и на практике испытал все нюансы работы электромонтажника. Вот что рассказывает сам Игорь Александрович:
«В студенческие годы в Смоленском филиале МЭИ был третий трудовой семестр. И каждый год все стремились попасть в ССО – строительные студенческие отряды, потому что там была специальная стройотрядовская форма – предмет гордости, каждый хотел ею обладать. На этой форме у нас была надпись: маленькими буквами «сф» (Смоленский филиал) и большими буквами – МЭИ (Московский энергоинститут). Кроме того, в стройотрядах были приличные заработки – хорошее подспорье к стипендии. Мы сдавали объекты важные и нужные для области: фермы для крупного рогатого скота, комплексные зерносушилки, занимались электрификацией, телефонизацией. Это, в принципе, и было первое знакомство с отраслью строительства. Я был каменщиком – с мастерком делал каменную кладку. Был электромонтажником, как и положено, лазил по опорам, когда строили линии электропередачи и линии связи. Мне посчастливилось работать в интернациональном отряде в городе Гагарине. К нам приезжали космонавты, отряд посетил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Михайлович Тяжельников. Это было лето 1973 года. В 1974-м с отличием окончил Смоленский филиал Московского энергетического института».
Шаги второй и третий: комсомол, партия и всесоюзная стройка
После института для Игоря Табаченкова комсомольские стройки не закончились. С 1976 по 1978 год он работал в Рославле в горкоме ВЛКСМ, был вторым секретарём:
«К нам приезжало множество стройотрядов, особенно из Тбилисского государственного университета (ТГУ). Представьте: больше тысячи стройотрядовцев. Всех надо было обеспечивать жильём, питанием, удержать студентов от стычек с местной молодёжью. Они строили станцию осеменения животных, завод тормозной аппаратуры, другие объекты. Это был для меня шаг второй в строительстве».
В 1977 году Игорь Табаченков стал членом КПСС. А дальше, с 1978 года, работал в горкоме партии. Был инструктором, потом заведующим промышленно-транспортным отделом, в ведении которого было строительство:
«Все строительные организации были на нас, вплоть до расстановки кадров, чтобы строительный комплекс Рославльского района был на высоте. Мне посчастливилось участвовать в мощных стройках: Рославльского завода тормозной аппаратуры и, конечно, Смоленской атомной электростанции».
Кстати, о большой стройке завода тормозной аппаратуры в своей книге «Всё минется – правда останется» написал Алексей Иванович Орлов. Он упомянул об Игоре Табаченкове: «Постоянно участвовал в заседании штаба заведующий промышленно-транспортным отделом горкома КПСС И.А. Табаченков. Он следил за организацией труда людей, привлекаемых в помощь строителям с других предприятий города, обеспечением питания, нормальных бытовых условий, организацией соревнования коллективов строителей-монтажников. Впоследствии стал вторым секретарём горкома партии, затем председателем Рославльского горисполкома. И на всех постах, несмотря на молодость, зарекомендовал себя грамотным, деловым и очень ответственным руководителем».
Табаченков непосредственно принимал участие в одной из самых больших строек века на Смоленщине – вводе атомной электростанции в Десногорске. Постановление о создании АЭС Совет Министров СССР принял 26 сентября 1966 года. 22 апреля 1971 года были начаты подготовительные работы по строительству станции. В 1973 году строительство атомной электростанции было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. К 1975 году были закончены подготовительные работы, вырыт котлован аппаратного отделения станции. К концу 1982 года был принят в эксплуатацию первый энергоблок Смоленской АЭС. 4 мая 1985 года второй энергоблок был подключён к единой энергосистеме СССР. 30 января 1990 года третий энергоблок был введён в эксплуатацию.
Судьба Игоря Табаченкова была связана со Смоленской АЭС почти десятилетие – с 1976 по 1985 год, когда запустили второй блок станции:
«Смоленскую АЭС строила вся страна. Численность строителей станции составляла двенадцать тысяч человек. В главном корпусе была «отметка 46» – сфера моей ответственности. А субподрядная организация, за работу которой я отвечал, – «Энергомонтажвентиляция». В 1976 году, когда пришёл работать в горком комсомола, котлован уже был, главный корпус монтировался. Ответственность колоссальная. Можно сказать, мы не спали ночами. Если заседание штаба затягивалось, то возвращаться с работы приходилось из Десногорска в Рославль и в час ночи, и позже. Какие выходные?! Это было исключено. Отпуск если и случался, то в основном в марте. Это было трудное, но легендарное время. Бережно храню памятные адреса Министерства энергетики и электрификации СССР и ВПО «Союзатомэнерго»: «Участнику пуска I блока Смоленской АЭС» и «Участнику пуска II блока Смоленской АЭС».
Шаг четвёртый: километры газовых сетей
До июня 1988 года Игорь Александрович возглавлял промышленно-транспортный отдел горкома КПСС, потом стал вторым секретарём ГК КПСС в Рославле. В марте 1990-го его избрали председателем горисполкома – это должность руководителя города, как сейчас сказали бы, «мэр». Это было непростое время для страны, когда речь не шла о глобальных стройках, а в основном о том, чтобы сохранить то, что есть:
«Перестройка наложила отпечаток на условия работы. Особенно было тяжко, что пришлось вводить для людей талоны на хлеб, стиральные порошки, мыло, сахарный песок… Представьте, каждому коллективу надо выдать, как-то помочь пережить, выстоять в условиях, когда всё рушится. Только закончилось такое масштабное строительство в Десногорске, а тут экономический кризис, бытовуха. Ни о каком строительстве в это непростое время речь не шла».
Но это была только пауза. Уже через два года всё изменилось. Строительство, на этот раз связанное с инженерной инфраструктурой, газовыми сетями Смоленщины, на много лет стало главным направлением трудового пути:
«С декабря 1991 года я пошёл работать управляющим в трест «Рославльмежрайгаз». В его ведении было несколько территорий Смоленской области. Это не какая-то «конторка», а обеспечение шести районов: Рославльского, Починковского, Монастырщинского, Хиславичского, Шумячского и Ершичского. Под началом было их газовое хозяйство: газопроводы, газораспределительные пункты (ГРП). Не только обслуживание, но и строительство. Мы много строили, довели газификацию Рославля с семидесяти до ста процентов. Я там проработал двенадцать лет. За это время построено, если даже брать по минимуму – около пяти километров в год, – около шестидесяти километров сетей. Своими силами мы строили газопровод низкого и среднего давления, в основном для районных центров. Коренное отличие от жилищного строительства – другая проектно-сметная документация, технология, материалы. Это объекты повышенной опасности, мы держали экзамены, был входной контроль материалов, и сдавались объекты в эксплуатацию только после заключения Ростехнадзора. Опять пришлось помотаться по области. Представьте себе: из Рославля – в Монастырщину, в Хиславичи, в посёлок Шумячи, который газифицировали, построив ветку из посёлка Первомайский... В нашем тресте была строительно-монтажная группа. В то время «Смоленскоблгаз» возглавлял энергичный, перспективный, думающий, прогрессивный руководитель Юрий Константинович Малышев. Он нас отправлял в командировки, чтобы мы осваивали передовые технологии зарубежных фирм. В то время мы опробовали строительство газопроводов из полиэтилена, а не из металла, с 1994 года в многоквартирных домах внедрили отопление с установкой в каждой квартире котла, который отапливает и даёт горячую воду. В составе делегаций я побывал в Германии, Италии, Англии. Одна из командировок – в Америке, в городе Атланте штата Джорджия, где изучал переход на сжиженный природный газ. Знания пригодились».
Пятый этап: программа синхронизации
«С сентября 2003 года на десять лет, до 2014-го, возглавил ООО «Газпром Межрегионгаз Смоленск» – это структура «Газпрома», которая занималась реализацией газа. Здесь также приходилось заниматься строительством, потому что «Газпром» и Смоленская область участвовали в программе газификации регионов РФ. За эти годы газ пришёл в Тёмкино, Демидов, на другие территории. Был график синхронизации: «Газпром» отвечал за строительство межпоселковых газопроводов высокого давления, а местные органы обеспечивали и финансировали строительство газораспределительных сетей. В этой работе в тот период мне здорово помогало то, что я был избран депутатом Смоленской областной Думы IV созыва.
Насколько важна газификация, мы все понимаем. Это, особенно сейчас, прекрасно понимает Европа, когда возникли проблемы с поставками российского газа. А для нашей области подведение газа к городам, посёлкам и деревням – это гарантия нормальной жизни, возможность развивать экономику.
Работа была важной, насыщенной необходимостью решения разных задач. Когда настало время выходить на пенсию, можно было успокоиться, отдохнуть. Но мне не сиделось на месте – успел принять участие в разработке инвестиционного паспорта для родного Рославльского района, а уже в 2015 году меня позвали в СРО».
«Шестое чувство»: строительство – это всё-таки судьба
В 2015 году Игоря Александровича Табаченкова единогласно избрали на должность Генерального директора «Объединения смоленских строителей». Это не была синекура, не предполагался почётный пост «свадебного генерала»: саморегулируемая организация смоленских строителей остро нуждалась в тех людях, которые могли бы её спасти. Пожалуй, лучше всех о необходимости приглашения Табаченкова на должность руководителя дирекции сказал в одном из своих интервью член Правления А СРО «ОСС» Раис Акрамович ГИЛЬМАНОВ: «Его опыт и авторитет позволяют утверждать, что если с проблемами СРО не справится он, то не справится никто».
Игорь Александрович в короткое время представил Правлению план действий и впрягся в работу. Удивительно. Ведь Табаченкову, с его послужным списком, почётом и уважением за заслуги и со стороны строительного сообщества, и от представителей власти прошлых и действующих, не было нужды никому и ничего доказывать. Но в 65 лет он ввязался в это, как тогда казалось, безнадёжное мероприятие. И за семь лет не только вытащил из ямы, но и построил «гору». Хотя сам Табаченков значимость своего участия умаляет, каждый раз подчёркивая, что без членов Правления, без неравнодушия и готовности помочь всех членов СРО, без поддержки администрации Смоленской области, Смоленской областной Думы, депутатов Государственной Думы и НОСТРОЯ ничего бы не получилось. И от него эти благодарности за поддержку звучат искренне. Особенно тепло Игорь Александрович отзывается о Председателе Правления «Объединения смоленских строителей» Вениамине Николаевиче Потапове, с которым у них за много лет до СРО сложилось взаимопонимание и эффективное сотрудничество. Искренняя благодарность чувствуется всегда, когда Табаченков упоминает председателя Смоленской областной Думы Игоря Васильевича Ляхова, депутата Госдумы Сергея Ивановича Неверова и губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского. Немалую помощь оказал СРО Франц Адамович Клинцевич в должности сенатора от Смоленской области. Игорь Табаченков вспоминает:
«Просили дать время для СРО поправить положение. Организацию могли лишить статуса. Несколько лет, начиная с 2015 года, главной задачей для нашей СРО было отстоять своё право вести деятельность, не потерять статус, когда компенсационный фонд организации, размещённый в Смоленском Банке, приказал долго жить. Непросто было противостоять во многих вопросах такой серьёзной организации, как Ростехнадзор. Доказывая свою правоту, мы дошли до Верховного суда. И всё-таки выстояли. В нашей саморегулируемой организации на сегодняшний момент 389 членов, при минимальном требовании в сто. Размер нашего компенсационного фонда – триста миллионов рублей. «Объединение смоленских строителей» – единственная СРО в регионе и включает в свои ряды в том числе белорусские предприятия, активно участвует в жизни региона и страны, поддерживает репутацию смоленских строительных компаний.
Часто к месту и не к месту вспоминают крылатые слова Ивана Ефимовича Клименко – видного государственного деятеля, руководителя Смоленской области: «Живёшь на Смоленщине – будь строителем». Это для тех, кто поднимал область из руин, строил новые города, новые предприятия, возрождал Смоленск, который после войны самые высокие комиссии предлагали просто построить заново и на новом месте, – не пустые слова. А я часто вспоминаю другую фразу Ивана Ефимовича, с которым мне довелось познакомиться во времена Всесоюзной стройки в Десногорске: «Объект строит заказчик, а строители ему только помогают». На стройке всегда были подрядчики, субподрядчики и привлечённые работники. В истории Смоленщины объекты сдавались в срок, особенно – к юбилейным датам. Хотелось бы, чтобы единство строителей и общества опять стало нормой. Чтобы и заказчики, и строители, полностью действуя в рамках закона, не забывали главное: они, даже при всех возникающих противоречиях и проблемах, делают общее дело. И именно это – главное. То, что в конечном итоге мы, строители, оставим смолянам и Смоленщине».
11 ноября Игорю Александровичу исполнилось 72 года. Полвека в строительстве он не случайный человек. Ему некогда почивать на лаврах, ведь столько всяческих задач требуют решения и внимания. Как, например, та, что Дирекция и Правление решают прямо сейчас: продвинуть в Госдуме законодательную инициативу по изменению законодательства в части предоставления поэтапного доступа застройщиков к средствам, размещаемым на эскроу-счетах. И о том, чего удастся добиться, мы обязательно напишем.
Справка «СГ»
Игорь Александрович ТАБАЧЕНКОВ
Почётный гражданин Рославля. Награждён орденом «Знак Почёта», орденом Дружбы, Почётной грамотой Государственной Думы РФ, Почётной грамотой ОАО «Газпром», медалью Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского первой степени, Благодарственным письмом Губернатора Смоленской области, орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского третьей степени, Почётной грамотой Национального объединения строителей, медалью «За усердие» Межотраслевого объединённого комитета по наградам, нагрудным знаком «За заслуги» Национального объединения строителей, почётным знаком Союза строителей Смоленской области «За многолетний добросовестный труд».
Сегодня он – Генеральный директор Ассоциации СРО «Объединение смоленских строителей».
Светлана Парфенова