Объект культуры и народного творчества

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Новости

Объект культуры и народного творчества

28 октября 2022 года в 15:19

В КВЦ имени Тенишевых можно увидеть изделия народных мастеров, которым предложили запечатлеть в своём творчестве крепость. Поражает разнообразие экспозиции, где представлены каслинское литьё, глиняная посуда и игрушка, гжель, мозаика, роспись по ткани, дереву и камню и много других промыслов и ремёсел…

Арт-эксперимент

Открытие выставки «Крепостные узоры» совпало с подведением итогов одноимённого конкурса народных промыслов и ремёсел, в котором приняли участие мастера из разных регионов России.

– Идея этого конкурса состояла в том, чтобы его участники раскрыли в своих изделиях тему крепости как художественного объекта, показали её красоту, величественность и уникальность, – говорит куратор выставки Ирина ПАШКОВА. – Причём крепость можно было выбирать любую, но так получилось, что большинство мастеров в качестве источника вдохновения использовали именно Смоленскую, что нам особенно приятно.

Организатор выставки-конкурса – Государственный музей «Смоленская крепость» в партнёрстве с областным Центром народного творчества и КВЦ имени Тенишевых и при поддержке ассоциации «Народные художественные промыслы России».

– То, что мы видим в этом зале, – большая командная работа, – считает директор музея «Смоленская крепость» Сергей ПИЛЯК. – Мне кажется, всё это вообще можно назвать глобальным арт-экспериментом, потому что ещё никогда конкретное архитектурное сооружение не получало такого художественного среза. Мы рассказываем о крепостной стене, и нам важно понимать, какой отклик она находит в сознании каждого человека. Люди творческие по-своему интерпретируют крепость, её историю и образ, а мы получаем этот отклик уже в формате работ участников конкурса – экспонатов выставки.

Башни в мозаике

Экспозиция выставки невелика – несколько десятков экспонатов. Но они очень разные жанрово, по технике исполнения и выбору материалов. Есть традиционные: гжель, мезенская роспись, каслинское литьё, керамическая игрушка. Однако встречаются и весьма необычные. Например, картина на рыбьей коже «Памятник Фёдору Коню у башни Громовой» Веры Шашковой из Ярцевского района. Или мозаика из яичной скорлупы «Днепровские ворота времён Бориса Годунова» Татьяны Чупиной из Смоленска.

– До этого конкурса я даже представить не могла, что яичную скорлупу можно так использовать в творчестве, – признаётся Ирина Пашкова. – Хотя этот материал отличается тонкостью и лёгкостью, что позволяет проработать самые мелкие детали. Интересно, что мастер в своих работах использует только естественные цвета и натуральные красители, такие как луковая шелуха.

Работа смоленского художника Веры КОЗИКОВОЙ «Никольская башня» тоже выполнена в технике мозаики. Из вполне традиционных материалов – камня и стекла. Однако уровень исполнения таков, что автор была удостоена первого места в номинации «Высокое мастерство».

– Для нас Смоленская крепость – это такая родная история, – признаётся Вера Козикова. – Настолько привычная, что в нашей жизни она присутствует скорее как фон. А выставка дала возможность взглянуть на неё совсем по-другому – как на выдающийся памятник культуры. И с этой позиции очень интересно смотреть, как по-разному у мастеров представлена интерпретация крепости и её деталей. Я сама решила участвовать в этом конкурсе сразу и с техникой работ определилась без раздумий. Очень люблю мозаику – можно сказать, это моё хобби: я делаю такие миниатюры, но нигде не выставляю. Это очень трудоёмкая техника: надо сначала наколоть камень, потом выложить – у меня это заняло около месяца. Я рада, что всё получилось, и благодарна жюри за столь высокую оценку моего творчества.

Люди в миниатюре

Мастера из Белгородской области представили на выставку-конкурс традиционную старооскольскую глиняную игрушку.

– Как и Смоленская, крепость в Осколе была основана по указу царя Фёдора Иоанновича в 1593 году, – поясняет Ирина Пашкова. – Но, к сожалению, в отличие от нашей, была практически полностью разрушена. Но память о ней жива и находит отражение в том числе и в народных промыслах. На выставке представлены реплики глиняной игрушки первой половины восемнадцатого века. Они представляют собой стилизованные изображения казака, драгуна и барыни, которые символизируют служилое население города-крепости. Оформление фигурок носит следы архаики из-за грубоватости исполнения и некоторой скупости и суровости образа.

О том, что крепость – это не только оборонительное сооружение, но и люди, напоминают и куклы мастеров Ольги ПОТАПЕНКОВОЙ из Смоленска и Аллы Логиновой из Ярцева. Кукла с изображением Громовой башни «Восславлен крепостью Смоленск», миниатюра «Стрелец городовой – защитник стены крепостной» и ангел-хранитель «Ожерелья Земли Русской». Последний ещё и визуализация самой крепости, которая 420 лет стоит на страже нашего города и русских рубежей.

– Я впервые участвовала в конкурсе такого масштаба, – говорит Ольга Потапенкова, занявшая второе место в номинации «Высокое мастерство». – Отрадно, что сегодня проходят такие мероприятия, что народные промыслы и ремёсла возрождаются и популяризируются. Потому что это наша культура, наше наследие, и это было и будет с нами всегда.

– Ольга, вы сразу решили, что кукол будет две?

– Нет, первым я сделала стрельца. А потом прочитала положение о конкурсе, где была прописана номинация «красота в деталях», и подумала, что красоту у нас всегда олицетворял женский образ. Я представила башню Громовую в виде барышни – статной, величавой, гостеприимно встречающей жителей и гостей нашего города. В руках она держит ковш-ладью, в котором традиционно подавали угощение.

– Обе ваши работы выполнены в технике кукольной миниатюры…

– Я вообще работаю в разных техниках и обожаю их комбинировать – результат получается потрясающий. Здесь я действительно использовала технику кукольной миниатюры: детально прорисовывала лицо, шила одежду с учётом всех исторических нюансов…

– То есть вы в работе опирались на какие-то исторические материалы?

– Конечно. Мой стрелец – это реконструкция реальных защитников Смоленска. Здесь проработано всё до мелочей. Те же самые штаны, которые тогда назывались порты, кожаные сапоги, берендейка с пороховыми зарядами, пищаль – так называлось фитильное ружьё. Я, когда изучала эти детали, открыла для себя много нового. И это меня настолько увлекло, что результат превзошёл то, что было запланировано изначально…

Индивидуальный подход

К слову, номинаций в конкурсе было три: «Крепость в исторических событиях», «Красота в деталях» и «Высокое мастерство». В каждой определён свой победитель и призёры, занявшие второе и третье места.

– Мы старались оценивать каждую работу индивидуально, – поясняет председатель жюри заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Потому что здесь такое разнообразие техник, которые сложно сравнивать между собой. А ещё мы старались быть доброжелательными и объективными. Конечно, работы очень разные и по уровню исполнения, и мне кажется, нам удалось отметить именно лучшие. А вообще, выставка получилась замечательная: это и история, и традиции – то, что мы немного подзабыли, но начинаем возрождать. Да и сама тема крепостных узоров сейчас на слуху: путешествия по российским городам популярны, и почти в каждом есть своя крепость или кремль с их каменными узорами…

Выставка будет работать по 6 ноября и, по задумке организаторов, завершится развлекательной программой «Крепостные посиделки». А до того у всех желающих есть прекрасная возможность не только увидеть работы мастеров, но и самим попытаться сделать что-то своими руками. Каждое воскресенье, включая и последнее, проходят мастер-классы: «Медовые свечи из вощины», «Рисунок в технике акварель по-сырому», «Кукла-берегиня», «Чёрно-белая монотипия», «Роспись керамической игрушки», «Открытка штампами», «Секреты берестяного плетения» и «Сувенирная салфетка».

Личное мнение

Геннадий ДРОЖЖИН, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России»:

– Проект, инициированный музеем «Смоленская крепость» в городе, который является щитом России, позволяет по-новому взглянуть на наследие военной архитектуры, на кремли и крепости, составляющие славу российских городов. Конкурсные работы, выполненные профессиональными мастерами, смогут значительно обогатить выбор сувениров, что, несомненно, послужит раскрытию самобытности русской провинции.

Юлия ГРИШЕЧКИНА, директор КВЦ имени Тенишевых:

– Выставка получилась интересной: оригинальная подача, нестандартный подход. Приятно, что в ней принимают участие мастера из других регионов России. Это позволяет нам взглянуть на знакомый объект немного с другой стороны. Вообще, подобные конкурсы тем и хороши, что расширяют традиционные рамки, в том числе и в индустрии туристического сувенира. И в этом качестве вполне можно использовать некоторые из представленных здесь работ.

Ольга Суркова

ДОМ.РФ представил инвесторам площадки под малоэтажное строительство на Смоленщине
Бюджет Смоленска вырос на 198,2 млн рублей