Здесь не бывает «не получится»
Занятие рисованием положительно влияет на ребёнка – это аксиома, которая оспариванию не подлежит. Психологами подтверждено, что дети, которые много рисовали, более восприимчивы к законам окружающего мира, быстрее замечают прекрасное, лучше усваивают информацию, по-настоящему изобретательны и обладают гибким, подвижным умом. Рисовать можно совершенно разными способами, и об одном из них рассказала гостья радиостанции «Смоленская весна» Татьяна ХОХЛОВА – педагог-практик, руководитель проекта «Мамина выручалочка». Речь в эфире шла о технике эбру – рисовании на воде, волшебном и увлекательном занятии, которое у детей развивает мелкую моторику, внимательность и воображение, а для взрослых может стать хобби или отличным средством снять стресс.
История рисунка на воде
– Татьяна, откуда к нам пришло эбру – старинное искусство рисования на воде?
– Эбру – не просто старинное, это древнее искусство. Первое упоминание о нём относится к одиннадцатому веку – тогда было зафиксировано название «эбру», но уже в седьмом веке есть сведения об отдельных листах, расписанных в этой технике.
Это действительно искусство рисунка на воде. Когда мы говорим про воду, мы, конечно, подразумеваем, что это неустойчивая поверхность, и у нас даже есть выражение «вилами по воде», означающее что-то непостоянное, сиюминутное и неустойчивое. Но эбру – это волшебство, и заключается оно в том, что мы умеем рисовать на тонкой поверхности воды и переносить этот рисунок на бумагу или ткань, на другую твёрдую поверхность.
На то, чтобы считаться родоначальниками этого жанра, претендует много стран, и до сих пор это соперничество не завершено. Но совершенно ясно, что это искусство – восточное, оно пришло к нам из далёких времён, когда оно было известно только монахам, было большой редкостью, и поэтому те реликвии, которые сохранились до наших дней, имеют колоссальную ценность. Раньше ведь все краски делались вручную: собирались камешки, корешки, веточки и перетирались в краски. Растворяя эти краски, человек получал определённую субстанцию, которая была, конечно, на водной основе, и когда краски растекались по поверхности воды, образовывались замысловатые рисунки. И затем уже мастера стали переносить и сохранять их, потому что это всё недолговечно: ведь любое неудобное движение приведёт к тому, что ваш рисунок потеряется. Поэтому их переносили на бумагу и на этой бумаге записывали только самые ценные знания. Книги тогда писались, оформлялись и переплетались вручную, и с помощью этой техники оформлялись корешки книг. Они уникальны и неповторимы, поэтому их дарили только самым важным персонам. Недавно я смотрела программу, в которой показывали большие подземелья, где сохранились древние книги. И там как раз были книги, написанные на бумаге, украшенной техникой эбру.
Итак, что же такое эбру. Я уже говорила о том, что многие страны спорят о том, где придумали эту технику. Японцы говорят, что они: «мы рисуем иероглифы на воде», – но они просто пишут на воде тушью. А эбру – всё-таки техника рисунка красками на специально подготовленной воде. Есть что-то похожее, но всё-таки техника разная…
– Турция заявляет, что это их изобретение…
– Турция до сих пор является лидером, безусловно! Во многих странах Востока используют эту технику, но Турция до сих пор является лидером: у них живут мастера, которые развиваются в этой стихии, до сих пор сами готовят все краски, потому что это волшебство, которое зависит от энергетики мастера, от того, когда он собрал корешки, перетёр их и подготовил раствор. Раствор ведь готовится несколько месяцев, чтобы набрать плотность, необходимую для рисунка. Мастера, которые сами всё это готовят, самостоятельно перетирают краски, замешивают их, потому что от густоты краски тоже зависит, будет ли рисунок плотным или уйдёт на дно. Это всё очень тонко и требует внимания. Не зря же говорят, что Восток – дело тонкое! Турецкие мастера преобразили это искусство, довели его до такого уровня, что сейчас стало модно расписывать даже обои в технике эбру. Для этого создаются огромные чаны – два на три метра – с раствором, огромными кистями на поверхности воды создают рисунок и опускают туда обои, которые потом продаются и украшают жильё покупателя.
В этой технике расписывают очень много – сейчас она стала модной и более доступной. Раньше, конечно, это была привилегия только богатых, а сейчас мы можем позволить себе расписать свои ежедневник или блокнот, сделать из рисунка, который мы перенесли на бумагу, закладки, подарочные упаковки. То есть применение очень широкое.
Что самое важное и, на мой взгляд, уникальное – то, что вашу работу абсолютно никто в мире не сможет повторить. Даже вы сами, даже если вы этого очень захотите, потому что краски, которые танцуют на вашей воде здесь и сейчас, поддаются только вашему эмоциональному состоянию – здесь и сейчас. И даже если вы будете в таком же эмоциональном состоянии и вам будет казаться, что вы сделаете точно так же, краски и линии лягут не так. Именно поэтому рисунки эбру ценны и уникальны.
Инструменты: простые и необычные
– Татьяна, какие материалы используют для рисования специалисты по эбру? Как жидкость может удерживать краски на поверхности? Что добавляют в воду?
– Безусловно, есть специальные ингредиенты – загустители. Сейчас, слава богу, прогресс дошёл до того, что мы можем пойти и купить загустители в специализированных магазинах, чтобы приготовить раствор. Сейчас это доступно и достаточно легко, а раньше, как я уже говорила, мастерам приходилось собирать, например, корешки верблюжьей колючки – в определённое время, при определённой температуре, когда растение достигло определённого возраста, потому что его свойства меняются. Их высушивали, перетирали в пыль, замачивали и много месяцев ждали, пока раствор настоится. Сейчас это делается, в зависимости от производителей, от суток до двадцати минут, поэтому эбру и стало более доступным.
Что же касается красок, то с ними дело чуть-чуть сложнее, потому что краски необычные. Они до сих пор – так, во всяком случае, пишут производители – на натуральной основе, и для того, чтобы волшебство эбру состоялось, в них добавляют бычью желчь, которая не даёт краскам смешиваться: пигмент растекается равномерно по поверхности воды.
Что касается того, чем мы рисуем. Мы рисуем шилом и кистью, гребнями – то есть для рисунков на воде существуют разные приспособления, даже пластмассовая вилка подходит. Но мастера вообще рисуют стеблем розы и конским волосом. Казалось бы, можно найти инструменты и попроще, но на самом деле и здесь тоже глубокий смысл. Почему стебель розы? Он при высыхании лёгкий, почти невесомый, а для рисунка на воде нужна именно лёгкость, потому что даже пластмассовой вилкой вы долго не порисуете, а когда мастера входят в состояние «потока», они рисуют часами. Конечно, если ты рисуешь часами, работать тяжёлым предметом достаточно сложно. Поэтому стебель розы и конский волос – он упругий, не впитывает в себя краску, поэтому работать с ним достаточно легко.
Сегодня мы, конечно, работаем с синтетикой – синтетические кисти, используем шилья – обычные металлические – и гребни. Гребень – это несколько стоящих в ряд металлических шильев, которые позволяют нам равномерно проводить линии по лоточку с раствором. То есть вы можете пользоваться одним шилом, и у вас получится один рисунок, или вы можете использовать гребень, и когда у вас идёт пять-шесть шильев на одинаковом расстоянии, на рисунке получаются перья жар-птицы. И это восхитительно, потому что вы своей рукой можете направить эти пёрышки туда, куда вам нужно, – это ваш танец, и вы его рисуете сами!
Ещё я работаю с веерными кистями, но детям, честно говоря, я их не даю. Веерные кисти предполагают, что мы разбрызгиваем краску, делаем так называемое мраморирование на поверхности воды: когда на кисть набирается краска и постукиванием кисти о палец она разбрызгивается равномерными кружочками по воде. С детьми так не получается: вокруг всё в краске, а она, как я сказала, на основе бычьей желчи и отстирывается очень-очень сложно. Поэтому детям, в принципе, достаточно использовать шило: и результаты ничуть не хуже, и удовольствия может быть больше, потому что не портится одежда.
О преимуществах рисунков эбру
– Раз мы уже заговорили о детях, расскажите, как их – школьников и дошкольников – вы знакомите с эбру?
– С дошкольниками очень легко. Во-первых, для них это ново, а во-вторых, у детей нет зашоренности: они всё это воспринимают как волшебство, они участвуют в волшебстве, и это захватывает. Безусловно, не на час и не на два – всё зависит от темперамента ребёнка, его общего настроя, атмосферы и так далее. Много факторов на это влияет, но первые десять-пятнадцать минут ребёнок находится в состоянии «Ах!», и это очень крутое ощущение.
Самому маленькому ребёнку, который у меня рисовал эбру, было два года, а самому старшему – 76 лет. Почему говорю «старший ребёнок»? Потому что все мы дети, а взрослые, к сожалению, не всегда умеют позволять себе пробовать что-то новое. Детей не надо уговаривать порисовать, а вот взрослых приходится: «я не умею, я никогда не рисовал, у меня не получится». Но, конечно, получается. В эбру что волшебно? Тут не бывает «не получится»! Это всегда состояние успеха, потому что у вас получится рисунок. Да, абстрактный, но это не классический рисунок, у которого должны быть чёткие грани, линии, задумка автора.
– Но задумку автора тоже ведь можно?
– Безусловно. Это уже когда мы, как и в любом деле, достигаем мастерства. В эбру люди достигают неимоверных высот! Я сама влюбилась в эбру после того, как побывала на конкурсе мастеров, и когда они рисовали свои работы, они буквально рассказывали истории на воде, всё это демонстрировалось на огромный экран, и я была потрясена. Я дождалась вечера, когда был небольшой мастер-класс для всех желающих, я безумно замёрзла, но я дождалась и попробовала. И с тех пор я считаю, что каждому взрослому нужно попробовать это волшебство – хоть раз в жизни. У вас получатся какие-то свои картины – уникальные, неповторимые, только ваши. Они будут передавать ваше эмоциональное состояние здесь и сейчас, поэтому пробуйте, не бойтесь, не переживайте. У вас не может не получиться! Вы положите свой рисунок под журнал, чтобы он подсох и разгладился, и в какой-то момент достанете его и увидите, какое волшебство вы сотворили. И вы снова окунётесь в это чудесное чувство: я же смог, мне понравилось, и какое чудо получилось!
Вернусь ещё раз к тому, чем хороши рисунки эбру. Вот вы посидели, нарисовали картину, опустили листочек бумаги на воду, вы достаёте его и понимаете, что у вас получилось нечто чудесное. Этот рисунок можно крутить в разные стороны, и вы всегда будете находить в нём какие-то образы, которые откликаются вам именно сейчас. В эбру краска не смешивается, и сколько бы вы ни водили шилом по воде, эти краски остаются тонкими линиями, и сочетание красок – это тоже ваше здесь и сейчас, ваше состояние на момент рисунка. Все краски видны: здесь не бывает, как с акварелью или гуашью, когда краски смешались, и у вас получилось чёрное нечто. Здесь такого не будет – даже в этом чёрном нечто у вас будет рисунок и образ.
Закрепить состояние успеха
– Хотелось бы вернуться к детям. В дошкольном возрасте мышление ребёнка образное, и чем больше новых образов он создаёт, тем лучше в дальнейшем развиваются его интеллектуальные способности. Давайте поговорим о влиянии на интеллект такой техники, как рисование эбру...
– Интеллект – это и воображение, и способность слышать, видеть, чувствовать, это способность соучаствовать и сочувствовать, это наше внутреннее состояние, когда человек может сопереживать. В эбру всё это происходит сейчас: вы находитесь один на один с поверхностью воды и красками, которые перед вами, и ваша рука тянется к той краске, которую вы хотите использовать именно сейчас. Мы смотрим, что получается, и можем изменить рисунок, добавить цвета или убрать их, свести всё по периметру или, наоборот, сформировать какой-то конкретный рисунок. Это всё влияет на эмоциональное состояние, на чувства, которые мы испытываем, и это всё безусловно влияет на развитие интеллекта, детского – тем более.
Мы сняли рисунок и всем его показываем: «Посмотрите, что у меня получилось». В этот момент все – мама, папа, друзья и знакомые – говорят: «Ух», и ребёнок чувствует это состояние успеха, закрепляет его. Потом мы можем рассматривать линии рисунка, видеть в них какие-то образы, можно взять линер и подрисовать их, чтобы сделать контуры более чёткими.
Рисунок можно ворочать во все стороны и видеть в нём новые образы и детали. Можно сделать это игрой и тренировкой фантазии: вы нарисовали несколько работ, и у вас такая игра перед сном – что мы здесь увидим. И всё! Вы эмоционально с ребёнком, вы фантазируете, рассказываете истории. Вы можете придумать целую страну, в которой жил художник, нарисовавший такую картину: что он видел, кто его окружал? И в этот момент вы можете проговорить с ребёнком то, что вы чувствуете, обсудить день, и всё это – на основе картины.
Это техника, которая позволяет стать ближе, роднее и душевнее со своими детьми, а это, как следствие, приведёт к тому, что ребенок станет увереннее в себе, успешнее, начнёт понимать и проговаривать то, что у него накопилось, излагать свои мысли.
– Во время рисования дети комментируют то, что изображают, и рисунок становится такой живой картинкой – драмой, в которой появляются свои персонажи…
– Кстати, немногие дети проговаривают. Сначала, когда ребёнок погружается в процесс, он полностью захвачен им, и стоит, поверьте, гробовая тишина. Дети буквально поглощены: они не понимают, как это – «я капнул, и что это получилось». Только когда начинаешь их «вытаскивать» оттуда, спрашивать «что это у тебя получилось», только тогда ребёнок начинает рассказывать: «А это цыпленок, он пошёл туда, а это его мама, а здесь птица»… Это позже начинается, а первые пятнадцать минут – тишина, а у взрослых намного дольше на самом деле.
– То есть родителям или взрослым, которые стоят рядом, лучше задавать вопросы, интересоваться героями и сюжетом?
– Сначала нужно дать ребёнку возможность познакомиться, понять, распробовать, но, как правило, я против того, чтобы родители влезали. Объясню почему. Родители, как правило, хотят ещё лучше, глубже, дальше, больше, другие цвета… Это катастрофа! Я всегда говорю родителям: «Сядьте рядом, попробуйте сами». Недавно пришла мама, говорит: «Мой сын очень хочет попробовать эбру». Мальчику пять лет. Начинаем: я рассказываю про эбру, малыш берёт краски, мы начинаем знакомиться, и тут начинается: «Возьми красную, капни сюда». Я говорю: «Вот лоток, попробуйте сами!» – «Нет, я не рисую». И начинается вот это всё… И до тех пор, пока я настоятельно не порекомендовала ей заняться своим рисунком, это была просто катастрофа. Но какое волшебство всё-таки произошло. В тот момент, когда мама отвлеклась на свою работу, малыш почувствовал, что он может сам, и когда мама снова повернулась к нему, она обалдела: «Это ты нарисовал?» Он сказал «да», и она сказала: «Как это потрясающе!» Потому что она не смогла бы ему откорректировать всё так, чтобы получилась вот эта работа. И только тогда ребёнок, у которого я в глазах сначала увидела страх, выдохнул – мама одобрила. Важно тотально не контролировать ребёнка, надо давать возможность – и себе тоже – отвлечься, попробовать самой или самому… Мужчины, кстати, шикарно рисуют: они погружаются в этот процесс не меньше, а может быть, для них это и важнее бывает.
Арт-терапия
– Понятно, что рисование вообще развивает воображение, способность мысленно представлять картины, а как техника эбру помогает развивать фантазию и воображение у ребёнка?
– Для начала хотелось бы сказать про цветовосприятие. На занятиях у нас очень много цветов, разнообразных оттенков, и поверьте: каждый выбирает свой цвет и оттенок. У всех получается разный рисунок, который зависит от настроения, темперамента, внутреннего состояния ребёнка.
Эбру, безусловно, развивает воображение: ребёнок капнул каплю, провёл шилом, получилось сердечко или листочек, и он начинает: «А если я сюда потяну капельку, что получится?» Каких совушек мы рисуем! Совы – моя любовь, потому что они получаются у всех разными, у всех забавными, потому что, как правило, редко у кого получается даже сделать одинаковые глаза. Они получаются улыбчивые, удивлённые, а у некоторых даже агрессивными получаются совы. Конечно, развивается фантазия, внимание, цветовосприятие, умение творить. Что очень важно? Мы сейчас в жизненной гонке иногда забываем позволить себе пофантазировать, а это очень важно: умение расслабляться даёт нам возможность потом напрячься и сделать что-то сильное, мощное, глубокое.
– Психологи, наоборот, говорят, что сейчас нужно «заземляться», а не фантазировать…
– А что такое «заземляться»? Это и есть фантазировать, что у нас всё будет хорошо, у нас будет то и то. Я могу нарисовать то, что меня беспокоит, я могу принять это с помощью красок, поработать с цветом красок и улучшить своё состояние в данный момент, а следовательно, и пролонгировать это состояние, когда я буду смотреть на картину. Недавно я проводила мастер-класс, и одна мама, у которой случилась неприятность со старшим ребёнком, очень переживала. Я предложила ей порисовать, она села, и в получившейся работе была видна боль, которую она испытывает. Было видно, что она пытается ребёнка окутать своей заботой: синюю колючку – жёлтым солнечным светом. Понятно, что она не думала об этом и она не хотела это нарисовать, но рука так легла. Как в нейрографике: вы сами творец. Что сейчас нарисовалось, то и есть. Мы умеем это делать, и если у нас есть возможность, надо ей пользоваться.
– Можно ли назвать эбру разновидностью арт-терапии? Подходит ли рисование на воде для взрослых и детей с повышенной тревожностью, школьникам, которые испытывают большие учебные нагрузки? Иными словами, рисование на воде снижает эмоциональное напряжение?
– Сто процентов. Его можно рекомендовать, как и песочную терапию, безусловно. Мы на воду (в данном случае) выносим свои эмоции – как плохие, так и хорошие, и с помощью этой техники мы можем изменить эмоции. Я бы всем рекомендовала рисовать в этой технике как минимум раз в неделю для профилактики.
– Татьяна, можно ли освоить эбру самостоятельно?
– Конечно. Сейчас продаются всевозможные наборы загустителей и красок от разных производителей. Для того чтобы познакомиться с техникой эбру, правда, очень отдалённо, в интернете рекомендуют попробовать порисовать на молоке, на желатиновом растворе. Конечно, это не будет полноценной работой, и для старших это не подходит, но это подойдёт для того, чтобы малыш посмотрел, как танцуют краски. Конечно, вы не перенесёте рисунок на бумагу, не сохраните его, порисовать здесь и сейчас можно.
Фото: из архива Татьяны ХОХЛОВОЙ
Мила МАЛИКОВА, Алексей МАТВЕЕВ