История и храмы дорогобужской земли
Иеромонах Рафаил (в миру – Демьян ИВОЧКИН) представил смоленским краеведам свою новую книгу «Дорогобужская земля: православные храмы». В ней подробно описывается история православия в отдельно взятом уезде Смоленской губернии начиная с XII века. И история эта неразрывно связана со всеми ключевыми событиями, происходившими на Руси и в России…
По велению души
Это уже седьмая книга серии, посвящённой истории православия на Смоленщине. Все они выпущены издательством «Свиток».
– Начиналась серия с книги «Рославльская земля: православные храмы», – говорит отец Рафаил. – Я сам уроженец Рославля, и у меня появилась мысль описать историю православия именно этой территории. И та книга побудила меня к дальнейшему исследованию темы, в которой я взял за основу дореволюционное административное деление на уезды. И хотя все уезды Смоленской губернии можно выстроить в алфавитном порядке, я пишу по некоему своеобразному душевному порыву, выбирая очерёдность по собственному желанию.
Все книги серии построены примерно по одному плану. Вначале предисловие, где характеризуются источники, с которыми работал автор. Далее идут общие сведения об истории в контексте православия. Обязательно есть главы о храмах, некогда стоявших на этой земле, и отдельно о церквях уездного города. Если на территории уезда были монастыри, им тоже посвящена отдельная глава.
– Конечно, я в этих книгах рассказываю в основном об истории храмов. Но если попадаются материалы о народном быте, преданиях, обрядах, то эту информацию я тоже стараюсь поместить. И обязательно привожу различные мнения о возникновении главного уездного города и происхождении его названия. Чтобы читатель сам сделал выбор, какая из точек зрения кажется ему наиболее достоверной.
На издании «Дорогобужская земля: православные храмы» серия не заканчивается. Уже известно, что следующей будет работа по Вяземскому уезду, к изучению материалов о котором автор уже приступил. Но это в планах, а пока вернёмся к Дорогобужскому уезду.
Город у дорог
– Появление христианства на территории, впоследствии составившей Дорогобужский уезд, можно отнести ко времени княжения благоверного князя Ростислава Мстиславича, прозванного современниками «Набожным». В «Уставе Ростислава Смоленского 1136 года» ещё нет упоминания Дорогобужа, он возник как крупный самостоятельный город только в конце XII – начале XIII веков.
Город, ставший позднее административным центром округа, был основан как крепость, призванная оборонять территорию Смоленского княжества от соседнего Ростово-Суздальского. Есть несколько версий о происхождении названия Дорогобуж.
Некоторые исследователи связывают его с городом Дорогобужем на Волыни, где правил старший брат Ростислава Изяслав. И, в принципе, тогда это было довольно распространённым явлением – давать новым городам Северо-Восточной Руси уже существующие в южнорусских провинциях названия.
Ещё одна из версий связана с легендой о некоем разбойнике по имени Буж. Якобы жил когда-то в этих местах лихой человек из варяг, сколотивший вокруг себя шайку, промышлявшую грабежами у дороги. Кстати, недалеко от города до сих пор существует покрытая лесом гора, которую называют Буж, – по преданию, именно там и скрывались разбойники.
По третьей версии, «Дорогобуж» складывается из двух слов: «дорога» и «буж», где последнее означает «лес» на литовском языке. Хотя, возможно, первоначально город назывался Дорогобудец, что опять же включает понятия «дорога» и «будовать», то есть «строить» на старославянском. Впрочем, вторую часть названия можно толковать и от слова «буда», означавшего в древнерусском наречии понятие временного строения, предназначенного не для постоянного жилья, а только для остановки на время…
В стиле барокко
– Когда в Дорогобуже появились христиане, точно сказать нельзя. Однако, учитывая тот факт, что город стоял на Днепре – главнейшем пути распространения христианства, – можно предположить, что православие здесь начало распространяться вскоре после крещения киевлян. Кроме того, исходя из грамоты «О погородьи», предписывающей выплачивать дань епископу, становится понятным, что в то время в Дорогобуже уже была крепкая христианская община, так как было бы неуместным требовать подобных выплат от язычников.
Первый каменный храм был выстроен на городском детинце в XII–XIII веках, что подтверждается археологическими раскопками. Он был освящён в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. А после его разрушения в XVII столетии появилась одноимённая деревянная шатровая церковь.
Впрочем, ни одна из деревянных церквей не уцелела в пожаре 1763 года, уничтожившем большую часть города. Тогда по указу императрицы Екатерины Второй для Дорогобужа составили один из первых в государстве планов регулярной застройки. Эти работы выполняли ученики известного архитектора Д.В. Ухтомского. Один из них, князь Н. Мещерский, руководил строительством, и под его наблюдением была возведена большая часть городских храмов в стиле барокко, торговые и административные здания.
– К сожалению, до сегодняшнего дня в городе сохранился только один храм – Петропавловский. И когда я работал над книгой, мне попался один интересный документ, касающийся ситуации, сложившейся в 1945 году. Дело в том, что наши епископы именовались тогда Смоленскими и Дорогобужскими. А это предполагало, что и во втором титулярном городе должен быть храм. Но в 1945 году в Дорогобуже не было ни одной действующей церкви, и верующие написали письмо, в котором просили предоставить им возможность открыть храм. Но их желание удовлетворено не было, и епископы стали именоваться Смоленскими и Вяземскими.
В годину испытаний
Болдинский монастырь, пожалуй, можно назвать визитной карточкой дорогобужской земли. Не случайно и на обложке книги помещено изображение именно этой обители. Хотя в самом повествовании ей отведено не так уж много места.
– В книге я остановился только на общей истории и наиболее ярких моментах из жизни Болдинского монастыря. Не хотелось ещё раз переписывать то, что давно известно и не раз публиковалось. Тем более что на территории Дорогобужского уезда были и другие монастыри. Например, Волочковский, Лужецкий, Поляновский…
Большинство обителей были разорены в годы польского владычества. А земли Болдинского монастыря передали иезуитскому коллегиуму. Исключением стал, пожалуй, лишь Крестовоздвиженский Бизюков монастырь, который по желанию своего ктитора, боярина Фёдора Михайловича Салтыкова, находился в номинальной зависимости от Константинопольского патриарха и в фактической от митрополита Киевского.
Досталось православным храмам и монастырям и во время наполеоновского нашествия. В этом отношении Дорогобужский уезд пострадал больше других в губернии: множество сельских церквей были разграблены, а частью сожжены и разрушены до основания. Одигитриевскую и Успенскую церкви Дорогобужа французы превратили в конюшни, в храмах Болдина монастыря устроили тюрьму для пленных русских солдат, иконы использовали для строительства шалашей…
– Дорогобужский край, как и вся Смоленщина, всегда находился в центре всех значимых для нашего Отечества исторических событий. И церковь во многом разделяла со своим народом те испытания, что выпали на его долю. Жители Дорогобужа внесли значительный вклад в сохранение своей веры, языка и культуры. В дальнейшем, в более мирные времена, духовенство этого края нередко оказывалось инициатором создания школ и социальных учреждений для наименее защищённых. Что сказалось на развитии не только Дорогобужского уезда, но и всей Смоленщины…
Личное мнение
Надежда ДЕВЕРИЛИНА, заместитель председателя Смоленского краеведческого общества:
– Конечно, это бесценная работа. Здесь есть информация как об известных храмах, так и о тех, о которых в других источниках написано крайне мало. Но самое главное – в этой книге протянута ниточка от древних времён до наших дней. В ней отражена не только история, но и сегодняшняя жизнь приходов. Плюс много интересных фотографий и архивных находок.
Безусловно, эта книга будет полезна учёным и краеведам. Но и обычный читатель найдёт на её страницах много интересного и познавательного.
Ирина ФЛИМАНКОВА, издатель и краевед:
– Моя активная издательская деятельность началась именно с первой книги отца Рафаила в этой серии. Тогда же я стала и краеведом, поскольку, выезжая в районы, увидела Смоленщину.
Мне импонирует то, что автор пишет эти книги с удовольствием – ему самому нравится такая работа. И, конечно, очень хочется когда-нибудь увидеть полный комплект изданий этой серии, каждый том которой помогает узнать что-то новое…
Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО
Ольга Суркова