Беспочвенные и необоснованные
«Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего». Эти слова принадлежат Михаилу Ломоносову… Особое географическое положение Смоленского края привело к тому, что со времён первого упоминания в летописи (863 год) наши земли были вовлечены во все значимые политические события России. На культуре региона и на смоленских говорах отразилось влияние экономических и военных связей с Литвой, Латвией, Польшей, Францией, Германией и другими европейскими странами. Каждый россиянин слышал о том, что в 2022 году Литва – после начала специальной военной операции – заявила свои права на Смоленск и назвала его литовским городом. Но имеют ли под собой какую-то историческую почву эти притязания на наш город? В статье мы поговорим о взаимосвязях Великого княжества Литовского и Смоленского края и посмотрим, оставили ли они свой след.
Русификация верхушки литовцев
О взаимоотношениях Смоленска с Великим княжеством Литовским можно говорить начиная со второй половины XII века. Именно тогда, в 1171 году, начались набеги литовских войск на Смоленский край, повторявшиеся время от времени в течение всего XIII века.
Однако в «Повести временных лет» мы можем найти указание на то, что представители Великого княжества Литовского и Московской Руси иногда выступали в качестве союзников против общих врагов. Так, в «Повести о нашествии Тохтамыша» сказано, что когда хан подошёл к Москве, литовский князь Остей, внук Ольгерда, взял на себя управление городом, «ободрил людей и мятеж в городе усмирил», но в результате обмана русскими князьями, перешедшими на сторону Золотой Орды, был убит вместе со всеми знатными людьми Москвы.
К началу XV века под властью Литвы оказались огромные территории, заселённые восточными славянами. Смоленск также стал частью Великого княжества Литовского – с 1404 года в течение 110 лет смоляне оставались под властью литовских князей. Для Витовта было важно привлечь жителей на свою сторону, поэтому он даровал им льготы и привилегии и велел своим наместникам обходиться со смолянами «кротко» и «милостиво».
Смоляне же тесно сотрудничали с Великим княжеством Литовским на экономическом и политическом уровне, принимали участие в ключевых событиях государства. Так, смоленские войска под предводительством Витовта выступили в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года и внесли вклад в решающую победу над Тевтонским орденом.
Советский историк Николай Иванов пишет, что уровень политического развития литовских завоевателей был гораздо ниже уровня смолян. Однако литовские князья нуждались в материальных и человеческих ресурсах, которыми обладали западные русские территории. Соотношение этих фактов обусловило русификацию верхушки литовцев: литовские князья, а затем и низшие сословия принимают православие, усваивают русский язык и культуру. Литовское княжество довольствовалось сбором дани с завоёванных земель, но сами земли оставались автономными.
А наши современники Димитрий Чураков и Сергей Саркисян указывают, что значительная часть литовских князей Гедиминовичей заключала династические браки с Рюриковичами (например, браки литовского князя Ольгерда и тверской княжны Ульяны, сына Дмитрия Донского и дочери Витовта Софьи). Русский язык становится языком официальной письменности. В основе законодательства Великого княжества Литовского лежит «Русская правда», и довольно продолжительное время сохраняется древнерусская налоговая система.
Литвины – это русские?
В начале XVI века русские, проживающие в Великом княжестве Литовском, начинают воспринимать себя как отдельный этнос, отличный от жителей Русского государства, который получает сразу несколько названий. Литовцы называют русских, проживающих на литовской и смоленской земле, «русинами», Московская Русь называет их «литвинами», сами же представители этноса считают свой народ истинно русским и противопоставляют себя московитам. Таким образом, можно говорить о появлении русской народности в Великом княжестве Литовском. Вероятно, именно в этот период возникают на смоленской земле деревни Литвиновская Буда (Рославльский район), Литвиновка (Монастырщинский и Рославльский районы) и другие.
Необходимо отметить, что в документах, а позже и в научных трудах существуют различные точки зрения на то, кого же называли литвинами – коренных литовцев или всё же русских и белорусов, проживающих на территории Великого княжества Литовского.
Макс Фасмер пишет, что слово «литвин» является диалектизмом, производным от слова «Литва», имеющим значение «литовец». Николай Тупиков пишет о том, что прозвище Литвин начинает фиксироваться в документах с 1466 года на территории Литвы, Полоцка, Путивля, Трубецкого уезда (например: «Пахомко Литвинъ, крестьянинъ Молвятицкаго пог 1495»). Ономаст Ирина Ганжина указывает на то, что с конца XV века прозвище Литвин встречается уже во многих русских родах.
Литовские мостки соседствовали с русскими?
Многих учёных России и Беларуси интересует топонимия Смоленщины, однако до сих пор не все топонимы удалось расшифровать. Так, например, деревня Загорье Починковского района до 1963 года носила название Глистаи – толкование этого топонима отсутствует в научных источниках. Однако смоленский краевед Сергей Родин выразил предположение, что название произошло из литовского языка и обозначает «мостки».
Действительно, сходство окончания «-аи» с типичным окончанием множественного числа существительных в литовском языке «ai/iai» позволяет предполагать литовское происхождение этого слова. В литовско-русском словаре находим слова grį̃stai и klõstai – «настил, мостки».
Толкование названия деревни Глистаи как «мостки» звучит вполне правдоподобно, так как в непосредственной территориальной близости от неё находится деревня Долгомостье, известная ещё с 1239 года. Именно здесь были разгромлены монголо-татары и предотвращена угроза разграбления Смоленска. Согласно преданию, именно здесь совершил свой подвиг Меркурий Смоленский. А мосты могли проходить через обе деревни.
О литовских названиях в Смоленске и области
На территории современной деревни Цегельня (Руднянский район) с XV по начало XX века проживали литовцы и латыши, здесь находились хутора Шенкунас, Вайкшнорас, Туменас и другие. Их названия возникли от фамилий владельцев и имели типичное для литовского языка окончание существительного мужского рода в единственном числе. Всего же на территории нашего региона существует по меньшей мере 20 деревень, названия которых имеют литовское происхождение.
Но и в самом Смоленске есть места, тесно связанные с Литвой. На польском католическом кладбище рядом с храмом Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится усыпальница литовского рода Гедройц. Гедройц – знатный литовский княжеский род, которому традиция приписывает происхождение от древних языческих владетелей Литвы XIII века, княживших там прежде Дома Гедимина. Представители этого рода после раздела Речи Посполитой были утверждены в княжеском Российской империи достоинстве.
Представители рода имели земельные владения на территории Литвы, Белоруссии, Украины, Саксонии и России. Среди них были известные драматурги, военные, судьи и политические деятели. Одна из ветвей рода Гедройц в середине XVII века оказалась на службе в России. Родоначальник ветви князь Юрий Васильевич Гедройц служил в полку Смоленской шляхты и был пожалован небольшими имениями в Рославльском уезде.
В усыпальнице покоятся представители этого знатного и старейшего литовского рода, однако на сегодняшний день усыпальница закрыта, и, по некоторым данным, останки в середине XX века были перевезены из Смоленска. В самом римско-католическом приходе сейчас висят две реплики с икон Иисуса Милосердного и Мадонны Сапегов, находящихся в Вильнюсе.
Литовское происхождение некоторые учёные приписывают и земляному валу, находящемуся рядом с Громовой башней.
Николай Сапожников в своей статье «Литовский вал» в Смоленске» пишет о том, что на сегодняшний день невозможно установить, кем было сделано укрепление. В подтверждение точки зрения Ивана Орловского о литовском происхождении укрепления он приводит тексты грамот 1499 года, в которых говорится, что литовские князья Казимир и Александр приказывают «укрепить» смоленскую крепость: «В 1499 году великий литовский князь Александр, предвидя войну с Московским государством, укрепил, как сообщает летопись, Витебск, Полоцк и Смоленск и оставил там гарнизоны. Можно было бы предположить, что новая черта валов возведена в Смоленске именно в то время (тем более что это сочетается с данными археологии)». Однако далеко не все учёные согласны с этим мнением. Многие считают земляной вал русским сооружением.
На месте Заднепровского универмага на Колхозной площади некогда находился Литовский Гостиный двор, где в XVI веке производились торговые операции. В музее Банка Литвы хранится несколько монет, которые, по преобладающему мнению учёных, были отчеканены именно в Смоленске в начале XV века.
В 2007 году коллекция музея пополнилась изображением знака из двойной линии, похожего на букву кириллицы «Ю» с точкой в середине и тремя точками вокруг. Литовский нумизмат Йонас Карис видел в знаке, похожем на «Ю», инициал и причислял его Смоленскому князю Юрию Святославовичу. По геральдическим канонам, лилия на хвосте показывает, что монету мог отчеканить в 1401 году в Смоленске взявший временно власть Юрий Святославович.
Также в музее хранится монета, на лицевой стороне которой изображены столбы Гедиминовичей, исполненные двойной линией, а на оборотной – два леопарда. По утверждению Станисловаса Саяускаса, монеты такого типа после 1404 года чеканил Витовт, а Эугениус Иванаускас, в свою очередь, относит чеканку монет Смоленску.
Так Смоленск может быть литовским городом или нет?
Итак, даже краткое погружение в вопрос показывает, что литовское влияние на топонимию региона действительно представляет интерес, однако оно сравнительно невелико. Не было и насаждения литовской культуры: в Смоленске продолжали говорить на русском языке и исповедовать православную веру.
Более того, мы видим обратный процесс влияния русской (смоленской) культуры на Литву: документацию, традиции и язык Литва во времена Великого княжества Литовского переняла именно у нас. Даже «Литовский статут», написанный в середине XVI века и действовавший до середины XIX века, был написан не на литовском языке.
Но мы же не заявляем своих притязаний на Литовское государство…
Фото: предоставлено автором
Мария ЛЕДОВСКАЯ