Занятие вокалом как визит к психотерапевту
Ольга ГОМОНОВА (творческий псевдоним – Левина) уже много лет является руководителем студии эстрадной песни «Эдельвейс». Участники студии не раз становились победителями региональных и всероссийских конкурсов, вокалисты являются постоянными участниками городских концертов, сотрудничают со многими творческими объединениями и общественными организациями Смоленской области. Мы встретились с Ольгой и поговорили о том, зачем вообще нужно пение и в чём его положительное влияние на человека.
– Ольга Валерьевна, вы являетесь руководителем известной в городе вокальной студии «Эдельвейс». Как давно она образована и как вы в ней оказались?
– Студия существует уже двадцать лет. Она была организована в 2000 году педагогом Натальей Дмитриевной Ложниковой. Это был очень уважаемый человек, прекрасный педагог, замечательный музыкант. К сожалению, её с нами уже нет, но дело её живет, и я рада, что продолжаю её начинание – хорошее, нужное, важное. Вообще, вокальных студий у нас в городе много. Но лично моя первоочередная задача как педагога по вокалу – вовсе не развитие музыкальных способностей. Может быть, я сейчас шокирующую вещь скажу. Вроде как подразумевается: идём в вокальную студию учиться петь. Да, бесспорно, это так. Но основная задача лично для меня – это развитие человека и человечности в целом. Искусство, это было доказано ещё в античности, делает человека лучше, красивее, честнее и благороднее. И именно за этим и нужно идти в любой творческий кружок, в том числе и в вокальную студию. Просто в вокальной студии именно музыка позволяет вот эту человечность найти и развить.
Как выбрать дело своей жизни в 16 лет?
– Вы по образованию психолог и лингвист. Как так получилось, что сейчас основным видом деятельности является музыка?
– Преподавание вокала – это моё третье образование. По времени третье, а по призванию всё-таки основное. Как так получилось? Видимо, я, будучи подростком и выпускником школы, как многие люди, оказалась на распутье, когда ты действительно не знаешь, что тебя ждёт. И, возможно, найти то дело, которое поглотит тебя до конца, в шестнадцать лет удаётся не всем. В принципе, я могу сказать, что меня всегда увлекал педагогический процесс. Вопрос оставался только за тем, какой предмет преподавать. И так получилось, что таким предметом стала музыка. Помимо вокала я ещё преподаю фортепиано.
Получив психолого-педагогическое образование, я поняла, что это не то, чем я хочу заниматься всю жизнь. А ты можешь быть счастлив, только если делаешь то, что тебе по душе.
Музыкой я занималась всегда: сначала это была музыкальная школа, потом вокальная студия при Дворце творчества детей и молодёжи, театральная студия, где нужно было не только драматическими словами выражать свои эмоции, но и через песню тоже. И в какой-то момент я поняла, что именно музыка – это то, что доставляет мне наивысшее эстетическое, моральное и нравственное наслаждение, и решила музыке посвятить жизнь. Я действующая вокалистка и считаю, что моя практика подкрепляет теорию и помогает идти в ногу со временем.
– Помогают ли вам ваши знания по психологии на занятиях?
– За что я безмерно благодарна психологическому образованию, так это за возможность понять и принять абсолютно каждого ученика. Люди все разные. И в работе с творческими людьми трудность руководства в том, что они зачастую более эмоциональны, более ранимы, более восприимчивы к критике. Поэтому к ним найти подход порой бывает сложнее.
Если сравнивать работу вокалиста и работу инструменталиста, например. Инструменталист, когда играет, видит свои пальцы. Он чувствует, напряжены у него руки или не напряжены, видит, дрожат они или спокойны. Инструменталисту легче управлять органами, которые участвуют в создании музыки. Вокалист не видит органов, которые создают звук.
Здесь только интуиция, только элементарные какие-то знания по анатомии, которые я тоже даю, чтобы ученик немножко представлял, как звук движется по его организму, откуда он берёт начало и где заканчивается. То есть очень многое приходится объяснять через образы, через какие-то ассоциации, через какие-то интуитивные понятия. Зачастую именно из-за невозможности посмотреть на себя со стороны, если можно так выразиться, вокалисты очень тяжело переживают, когда у них не получаются какие-то ноты. И поскольку голос человека – это то, что является частью облика, очень многие люди, когда голос их не устраивает, начинают зажиматься. Люди начинают замыкаться, расстраиваться, говорить, что они бездарны, и так далее. И вот с этим всем нужно обязательно работать. Нужно находить общий язык, чтобы всё-таки человеку доказать, что он своим голосом может убедить кого-то в чём-то, может донести содержание песни до зрителей и, самое главное, что может сам себе сделать хорошо, доставить удовольствие своим собственным исполнением.
– Значит, нужно заниматься долгими часами, чтобы достигнуть результата?
– Вокал – это такой вид искусства, где вообще не может быть муштры. Многочасовые изнурительные репетиции, как у инструменталистов, у вокалистов невозможны. Потому что мышцы, которые работают у вокалиста, гораздо тоньше, чем мышцы, допустим, рук.
Пение – это больше работа интеллекта и души, чем работа мышц. Чувства и мысли должны быть в ладу между собой, чтобы песня вышла красиво.
– Можно прочувствовать песню, тебе может быть очень близок текст, может нравиться музыка, но ведь этого недостаточно… Есть же такое выражение: «медведь на ухо наступил». Все ли могут петь или всё-таки есть «но»?
– Петь могут все, у кого нет физического поражения органов слуха или органов голоса. Но даже для глухонемых людей придумали методику выражения музыки при помощи жестов – это жестовое пение. Если говорить о том, сколько процентов людей живут на земном шаре, у которых действительно абсолютно нет никакого голоса и слуха и, главное, нет никаких перспектив в коррекции, таких людей всего один процент.
Профессионально или для души?
– Как же узнать, стоит ли мне петь?
– В первую очередь нужно определить, зачем тебе петь. Зачем вообще тебе заниматься музыкой? Если ты хочешь стать профессиональным музыкантом, этим жить, этим зарабатывать, хочешь, чтобы это было твоей профессией, то, наверно, боюсь расстроить всех, здесь нужны способности.
Если человек хочет просто петь для души, для себя, для друзей, просто петь в ванной, в конце концов, это вполне возможно, и не надо ориентировать его на достижение идеального слуха и идеального голоса. Вполне возможно, для такого человека достаточно развить уверенность своего вокального аппарата, подтянуть вокальную технику, чтобы мышцы знали, как нужно работать для того, чтобы извлечь хороший, красивый звук. И, естественно, дотренировать уши до такой степени, чтобы они были в состоянии оценить, попал вокалист в нужную ноту или нет. У каждого человека есть какие-то музыкальные задатки в восприятии музыки и её воспроизведении, просто у кого-то они от рождения очень мощные. Бывает так, что ребёнок ещё не умеет говорить, но уже выводит мелодию и попадает во все ноты. Но это большая редкость. У большинства людей на каком-то интуитивном уровне есть восприятие звуков: этот звук грубый и низкий, а этот тонкий и высокий. «Медведь на ухо наступил» – обычно так говорят о человеке, у которого голос не слушается ушей. Бывает и так, что человек с трудом слышит, попадает он в ноты или нет. Но, опять же, все эти природные задатки можно развивать и нужно.
Не случайно дошкольные образовательные программы – и государственные, и частные – предусматривают развитие у детей музыкальных способностей. Даже хотя бы на каком-то элементарном уровне. А всё почему? Потому что, повторюсь, любые способности подлежат развитию. И далеко не у каждого состоявшегося музыканта с детства идеальный слух и идеальный голос. Очень многие люди проходят через долгий процесс обучения и в итоге становятся прекрасными исполнителями.
Ретроград и общественный резонанс
– Чтобы выступать на сцене пятьдесят, сто лет назад, нужен был талант, как, например, у Муслима Магомаева и Ларисы Долиной. Но сейчас иногда складывается ощущение, что известным исполнителем может быть абсолютно каждый…
– Наверное, сейчас в культурном сознании человечества происходит какой-то перелом. Появилось очень много людей, которые собирают массу поклонников и при этом не обладают какими-то особенными данными.
Но это можно объяснить. Популярность быстрее всего набирает тот человек, который рассказывает со сцены любым доступным способом о тех вещах, которые либо слишком интересны, либо слишком волнуют. Часто исполнители высказывают какие-то смелые идеи, на что другие не решаются. Это, естественно, вызывает большой общественный резонанс и бешеную популярность.
Но я в музыкальном плане ретроград. Человек, который думает о голосе, о красоте исполнения, он более эстетичен, что ли. Он больше художник. Он нацелен на то, чтобы создать нечто красивое. А многие блогеры нацелены на то, чтобы продать, создать что-то более популярное. Если мы обратимся к пирамиде Маслоу, то в первом случае это пятый уровень, а во втором – первый и второй. Но есть ребята-блогеры, которые делают неплохие музыкальные произведения.
Например, Оксана Флаф. Девушка делает прекрасные литературные переводы иноязычных песен. Это очень интересно и полезно для тех, кому трудно подружиться с языками, или тех, кто предпочитает петь на русском. Я как филолог по второму образованию прекрасно знаю, что сделать качественный перевод песни сложно во все времена. У этой исполнительницы есть произведения, которые, с моей точки зрения, представляют высокую художественную ценность.
– А кто приходит заниматься в «Эдельвейс»?
– Большая часть участников студии – дети. И это хорошо – я подчеркну сразу, – что многие родители отдают детей в кружки музыкального развития. Мне, слава богу, с родителями везёт. Они понимают и разделяют мою точку зрения: по выпуску из нашей студии совершенно не обязательно становиться профессиональным вокалистом. И не всех, в принципе, интересует такая цель, и я её не перед всеми ставлю. Но родители понимают, что музыкальное развитие в целом очень полезно для мозга, для привития чувства прекрасного: через музыку эмоциональное развитие идёт очень хорошо. В старину и мальчишек, и девчонок заставляли и петь, и играть на музыкальных инструментах – это считалось хорошим тоном.
И помимо эстетического развития, помимо становления этих высших сфер человеческой личности, высших интеллектуальных, эмоциональных качеств, которые развивает музыка, она ещё и благотворно влияет на физическое самочувствие. Это доказано многими исследованиями и подтверждено моей личной практикой. Однажды ко мне привели четырнадцатилетнюю девочку. Её мама объясняет: «Нам в раннем возрасте поставили бронхиальную астму, и врач сказала, что нужно петь». Я стала детально прорабатывать этот вопрос. Действительно, бронхиальная астма практически всегда проходит, если человек поёт. Мы дышим и не задумываемся, как мы дышим. Для того, чтобы петь хорошо, правильно, человек перестраивает привычную систему дыхания – надо дышать определённым образом. Причём этот тип дыхания насыщает кислородом организм настолько, что гибнут все микробы, проходит вся слизь из носоглотки, приводятся в тонус все внутренние мышцы. Соответственно, если много кислорода – увеличивается приток крови, если приток крови увеличивается – значит, увеличивается приток питательных веществ. В итоге орган оздоравливается.
Психика и соматика
– При каких заболеваниях «уха-горла-носа» можно петь, а при каких категорически нельзя?
– Категорически нельзя петь, если есть повреждение голосовых связок. Как правило, это бывает при фарингитах и ларингитах. Это когда простуда проникла очень глубоко и человек начинает хрипнуть или сипнуть. Но, опять же, существуют специальные фониатрические упражнения, которые восстанавливают голосовые связки, однако нужно знать, как их правильно делать. Есть даже упражнения, которые могут восстановить полностью испорченный голос.
Можно петь при незначительном насморке. Но тут подчеркну важность занятия с педагогом. Если педагог грамотный, он в определённые моменты, если у ребенка полупростудное состояние, будет щадящие упражнения давать, по репертуару пробежится и сложные песни отложит на другой раз.
А так, в принципе, вообще нет никаких соматических заболеваний, которые запрещают петь. У меня даже в практике был мальчик слабослышащий. У него были слуховые аппараты на ушах. Мы с ним пели, и ему очень нравилось – у ребёнка получалось. Наверное, во многом из-за того, что он лучше ощущал вибрацию своего голоса. Мальчику безумно нравилось, и он так и говорил, что ему занятия помогают понять свой голос, привыкнуть к нему.
– Ну хорошо. Одно дело – соматические заболевания, а если у ребёнка психические отклонения, задержка развития?
– Насколько хватает моих психологических знаний, пение не противопоказано вообще никому. Например, я работаю с детьми с гиперактивностью. Доказано, что на деток с синдромом Дауна искусство оказывает крайне плодотворное воздействие. Я сама не работала с этим заболеванием, но знакомилась с опытом коллеги. Детям с расстройствами аутистического спектра показано пение, потому что оно расслабляет организм, снимает мышечное напряжение. Даже людям с ДЦП можно это делать, и я знаю случаи, когда такие исполнители добивались успеха. Вокал – это массаж внутренних органов, который не может быть вреден. Даже для вокалистов с тяжёлыми психическими заболеваниями, как мне кажется, можно выработать методику занятий и реализовывать ее параллельно с медикаментозным лечением.
«Фефект фикции»
– Может ли помочь вокал при проблемах с речью – заиканием, логопедическими особенностями?
– Может. Дефекты дикции вокал исправляет очень легко. Вокал частично исправляет невыговаривание букв «л» и «р». Пение может помочь исправить какую-то логопедическую проблему, если она не связана с нефункциональными особенностями именно речевого аппарата. Я даже наблюдаю по детям. У меня детишки занимаются с четырёх лет. Сейчас конец учебного года, и детки, которые пришли в начале учебного года, уже разговаривают гораздо понятнее, поют гораздо внятнее и увереннее себя чувствуют в разговоре вообще.
Насчёт заикания – я знаю двух прекрасных вокалистов, которые в речи заикаются, а во время пения – нет. По поводу заикания и вокала существует очень много статей и даже фильмов. Везде лейтмотив таков: чтобы не заикаться, надо петь, а не говорить. Логопеды на это обычно и делают упор. «Пой свою фразу», – говорят они людям с заиканием.
Дефицит внимания тоже исправляется со временем, потому что занятие вокалом требует очень большой дисциплины от ребёнка. Ребёнок лет с пяти-шести начинает понимать, что для того, чтобы у него красиво получились песни, ему как минимум надо внимательно послушать объяснение учителя, повторить, переспросить: «Хорошо я спел?» Надо уделить внимание тексту, напрячь память, запомнить его. Очень многие психические проблемы решаются в том числе и через обучение вокалу. Но, разумеется, нельзя всё лечение спихивать на занятия в каких-либо кружках. Развитие музыкальное должно идти при необходимом медикаментозном лечении.
– Вот я пришла на вокал и начала петь. Что мне нельзя делать?
– Категорически нельзя курить! Категорически. Уже доказано, что смолы в сигаретах образуют несмываемый налёт на связках, который мешает им правильно смыкаться. Сигареты очень сильно портят голос, плюс они сушат слизистую, причём не только рта, но и носа, – до лёгких всё высыхает. Желательно не употреблять спиртные напитки. Из продуктов питания нужно стараться как можно меньше есть острого, жареного, жирного, солёного – то есть всего того, что вызывает слишком активную работу желудочно-кишечного тракта, потому что когда желудочно-кишечный тракт активно работает, выделяются газы через верхнее отверстие. А когда эти посторонние газы проникают в носоглотку, они оставляют там свои микрочастицы, которые мешают связкам смыкаться. Кроме того, от тяжёлой пищи бывает изжога, при которой кислота попадает на связки – это тоже плохо.
– А я читала книжку Александра Рекемчука «Мальчики» – про мальчиков-вокалистов. И там была целая трагедия из-за того, что ребёнок украл коробку шоколадных конфет и съел, и ему сказали: «Всё, ты больше не сможешь петь». От шоколада действительно такой вред?
– Временный эффект от шоколада действительно есть. Шоколад образует жирную плёнку на связках, которая через какое-то время смывается, но перед концертом я шоколадки никому не рекомендую. По поводу «перед концертом» – там вообще всё очень строго. Ничего нельзя: ни сок, ни печенье, ни хлеб. Ничего из того, что может поцарапать или нанести микроплёночку. Для гигиены голоса не стоит есть что-то слишком холодное или слишком горячее. Но это, опять же, такие требования, которые в целом полезны для здоровья. Вообще, вокалистам есть надо умеренно, особенно перед репетицией.
– А в плане гардероба у певцов тоже есть какие-то ограничения?
– Главное – стараться не переохлаждаться. Был такой оперный певец в советское время – Иван Козловский. У него была особенность. Певец всегда появлялся на публике с прикрытой шеей. Даже летом был какой-то платочек или шарфик. Дело в том, что шея снаружи очень быстро охлаждается, особенно в нашем умеренном климате, когда полгода зима.
Очень важно не переохлаждаться, одеваться по погоде: ноги и шея должны быть в тепле. Зимой это какой-то свитер с воротником, шарфик и так далее. Есть ещё одно удивительное, на первый взгляд, требование – меньше болтать по телефону, особенно на улице. Все скажут, а какая связь? Объясню. На улице, во-первых, слишком громко от машин, во-вторых, слишком пыльно от них же и, в-третьих, слишком холодно большую часть года. И если очень долго и очень громко разговаривать на улице, вся вот эта пыль, холод и всё остальное окажутся внутри.
Ну и вообще, вокалистам лучше высказываться только по делу и петь. Вот такие общие правила по гигиене голоса.
Недетское пение
– Вы сказали, что в студию «Эдельвейс» ходят и взрослые люди. Кто они?
– Взрослых вокалистов у нас тоже на данный момент достаточно много, и это люди совершенно разные. Есть и инженеры, и педагоги, и бухгалтеры, и экономисты, и маркетологи… То есть разброс профессий у нас самый разный.
Взрослых людей в занятиях вокалом привлекает, наверное, в первую очередь возможность отвлечься от работы, от каких-то повседневных дел и действительно отдохнуть душой. И помимо всей этой прочей пользы для организма, которую я описала, они тоже находят некую свою самореализацию. Особенно это важно для женщин. Кстати, очень многие психологи пишут, что женщине обязательно нужна какая-то творческая самореализация, потому что на ней и так дом, быт, плюс ещё почти все современные женщины работают. У нас в студии и мужчин много сейчас. И я считаю, что для взрослого человека занятие вокалом – это и отличная способность отдохнуть, пообщаться с новым кругом людей, и отличная возможность поддержать себя в тонусе, потому что вокал, несмотря на расхожее мнение, – это физически довольно тяжёлый труд. Если говорить о взрослых людях, то даже есть ряд профессий, представителям которых я бы настоятельно рекомендовала заниматься вокалом. Это все профессии, связанные с голосом: учителя, врачи, дикторы, лекторы вузов – люди, которым нужно много говорить. Если они занимаются вокалом, это делает их голос более звонким, более звучным, более красивым тембрально, более убедительным. Пение добавляет человеку уверенности. Ему не будет страшно идти на урок или выходить в эфир. Занятия вокалом я рекомендую всем как отдушину. Это такое хобби, которое не требует дорогостоящего инвентаря. Здесь главное – желание.
Фото: из архива Ольги ГОМОНОВОЙ
Мария ЛЕДОВСКАЯ