Рукотворный гимн во славу города-героя
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Славься, Смоленск, мы гордимся тобой! Город героев, город-герой!». В её экспозиции – работы мастеров и любителей декоративно-прикладного искусства, выполненные в техниках лоскутного шитья, вышивки и батика. И это лишь малая часть большого проекта «Смоленский плат», которому в 2022 году исполняется десять лет…
Оберег для города
Проект «Смоленский плат» был задуман накануне 1150-летия первого упоминания в летописи о Смоленске. И десять лет назад была организована первая выставка, где были представлены фрагменты плата, выполненные мастерами из разных районов области.
– Мы хотели, чтобы из множества работ получился большой плат – покров, оберег для нашего города, – говорит художественный руководитель Центра культуры Смоленска, один из организаторов проекта «Смоленский плат» Валентина ФРОЛОВА. – Поэтому нам было важно, чтобы в этом проекте участвовали все, от мала до велика. В принципе, так и получилось. И проект, задуманный как художественный, стал социальным.
– Можно сказать, что десять лет назад этот проект родился совершенно случайно, – дополняет коллегу преподаватель Смоленского института искусств Татьяна ШУТОВА. – Хотя теперь я понимаю, что ничего случайного не бывает. Это как с Бессмертным полком, когда мероприятие задумывалось как разовое, но прижилось надолго и стало значимым. Вот и мы сначала хотели просто сделать оберег для Смоленска – плат, который будет хранить мир и покой города. Но так получилось, что уже десять лет люди всех возрастов дополняют этот плат всё новыми фрагментами. И по-прежнему остаётся задумка когда-нибудь собрать всё в один большой покров и пронести его по площади как знамя.
За десять лет существования проекта «Смоленский плат» было собрано около пятисот фрагментов. Каждый из них – как часть партитуры гимна родному краю, объяснение в любви древнему городу на семи холмах.
От Смоленского древа
В экспозицию выставки вошли 88 работ, выполненных в разные годы мастерами и любителями из Смоленска и тринадцати районов области. Тематически их можно разбить на серии: летопись Смоленска, 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года, юбилеи Великой Победы, памятные места Смоленщины, знаменитые земляки.
– Пожалуй, самым ярким и красочным получился раздел основания Смоленска, – считает Валентина Фролова. – Его открывает работа Валентины Георгиевны Кунташовой в технике «смоленская перевить». Здесь наше главное дерево, на котором отмечены важные вехи в истории города с 863 года.
Настоящие шедевры – две работы Зинаиды Лабинус. На одной – точная карта Смоленского сражения 1812 года с указанием передвижения русских и французских войск. На второй – портрет Юрия Гагарина на фоне карты Смоленской области, где каждый район выполнен из разных лоскутков.
– Свою работу «Враги сожгли родную хату» я посвятила отцу, – говорит участница выставки Галина ШУБЕНОК. – Когда в 45-м году он вернулся с фронта, то застал только могильные холмики. Дом разбомбили, там погибли родители и младшие дети, брата и трёх сестёр угнали в Германию. Поэтому сюжет работы перекликается с известной песней… Я швейник по образованию, поэтому с тряпочками работаю всю жизнь. А лоскутное шитьё для меня и удовольствие, и возможность как-то себя выразить.
– Меня восхищают многие работы на этой выставке, – признаётся Татьяна Шутова. – Есть авторы, которые представляют работы из года в год, совершенствуясь в мастерстве. Знаю, что некоторые сидят в архиве, изучая историю, – то есть продумывают не только цвет лоскутков и технологию исполнения, но и достоверность исторических фактов.
Лоскутное творчество
Вначале проект «Смоленский плат» задумывался исключительно в технике лоскутного шитья. Но позже участники сами расширили рамки, используя в своих работах вышивку, батик, кружево, декоративную тесьму, бисер и ленты.
– Для меня лоскутное шитьё – это некий исторический момент, – отмечает Татьяна Шутова. – Моя бабушка в войну одна поднимала восьмерых детей – понятно, что в хозяйстве использовалась каждая тряпочка. Я родилась уже много лет спустя, но хорошо помню эти мешки с лоскутками – мне маленькой нравилось в них ковыряться, а бабушка не давала их выбрасывать. Она шила лоскутные одеяла. Наверное, это было от нищеты, но сейчас её лоскутное одеяло находится в музее. И это не только красиво – это лепта в историю. Женскими руками создавалось много удивительных вещей, которые и солдат оберегали, и мир в доме сохраняли.
В принципе, лоскутное шитьё (или пэчворк в английском варианте) не является исключительно русским изобретением. Этот вид рукоделия, в котором по принципу мозаики из кусочков ткани сшивается цельное изделие, издревле существовал у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи примерно в 960 году до нашей эры. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. А в 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный в Х веке из множества кусочков одежд паломников.
На Руси издревле практиковалось бережное отношение к ткани – как произведённой дома, так и покупной. Однако шитьё из лоскутов получило широкое применение лишь во второй половине XIX века – с появлением в продаже заграничного ситца. А своего пика этот вид рукоделия достиг в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных тканей и появились швейные машинки.
В начале ХХ века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. Однако после Октябрьской революции этот вид творчества не вошёл в перечень поддерживаемых государством. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи.
Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-е годы, тогда же началось и его изучение. Лоскутное шитьё стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративно-прикладного искусства.
– Я была в этом году на выставке лоскутного шитья в Манеже, – говорит Валентина Фролова. – Там было много работ, сходных с нашими по технике. Это не говоря о том, что многие из представленных здесь настолько высокого качества, что заслуживают быть выставленными там. В принципе, их уже не раз и показывали в Москве и Минске. Конечно, хотелось, чтобы проект «Смоленский плат» жил и как можно чаще путешествовал. И в ближайшее время мы планируем показать его в районах области…
Выставка «Славься, Смоленск, мы гордимся тобой! Город героев, город-герой!» будет работать в КВЦ имени Тенишевых до 3 мая. Вход свободный. А 23 апреля в Центре культуры Смоленска откроется новая выставка проекта «Смоленский плат», где будут представлены работы, сделанные за последний год.
Справка «СГ»
Поскольку выставка проекта «Смоленский плат» проходит в рамках областных мероприятий, посвящённых Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, стоит сказать несколько слов об упомянутой в материале вышивке «цветная перевить», которая как раз входит в реестр объектов нематериального культурного наследия региона.
Цветная перевить – особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками. Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, то есть по продёрнутому полотну, в двух направлениях: по утку и основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.
Фото: Елена БЕЛЫХ и КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова