Лики творчества Нины Агеевой
Культура

Лики творчества Нины Агеевой

29 марта 2022 года в 12:01

Девять дней назад, 21 марта, на 90-м году жизни завершила свой земной путь Нина Ипполитовна Агеева – живописец и график, заслуженный художник Российской Федерации.

Выпускница художественно-графического факультета Московского городского педагогического института им. В. Потёмкина (ныне Московский государственный педагогический университет) Агеева приехала в Смоленск с самой первой группой москвичей – учеников народного художника РСФСР, академика Б.М. Неменского – организовывать худграф в Смоленском пединституте имени Карла Маркса (теперешний Смоленский государственный университет). Кроме Агеевой в ту первую группу входили ещё двое москвичей, выпускников 1960 года: Владимир Ельчанинов и Валерий Ласкин. Оба тоже уже ушли из жизни: Ласкин – ещё в 90-е прошлого века, Ельчанинов – в 2015 году. У Нины Агеевой есть картина «Они ушли». На ней в условной манере изображена она сама, а в призрачной дымке угадываются силуэты идущих один за другим Валерия Ласкина и Владимира Ельчанинова. Здесь, в земной жизни, остались их мольберты.

До 1969 года Н.И. Агеева работала преподавателем худграфа. Затем занималась исключительно творческой работой, а с 1999 по 2016 год преподавала изобразительное искусство в Смоленском межъепархиальном православном духовном училище. В Смоленске и городах области в общей сложности состоялось девять её персональных выставок. В 2004 году она была удостоена почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации», в 2012-м награждена золотой медалью Союза художников РФ «Традиции, духовность, мастерство», в 2016 году – медалью «Смоленская Одигитрия Похвало» III степени, в 2017-м – медалью Союза художников РФ имени В.И. Сурикова.

Как пишет академик Неменский, Агеевой-художнику свойственно «ассоциативно-поэтическое восприятие мира, не случайно её увлекает не только живопись, но и собственно поэтическое творчество».

Поэтическое восприятие мира

А ещё она не могла представить своей жизни без музыки. Училась в музыкальной школе по классу скрипки. Самое дорогое место в Москве – Большой зал консерватории, куда они с мамой ходили по два-три раза в неделю. Нина Ипполитовна рассказывала, что когда, приехав в 1960 году в Смоленск, она поинтересовалась, где находится филармония, её огорошили вопросом: «Вы хотите выступать?» На что она с достоинством ответила: «Я хочу узнать, где здесь слушают музыку…»

В бывшем зале Дворянского собрания, где теперь концертный зал имени Глинки, в те годы располагался административный корпус Смоленского мединститута. А филармония своего помещения не имела. Руководство находилось в церкви на улице Соболева. Концерты же проводили на разных площадках. Проходили они и в актовом зале института, где на стенах по распространённой в то время моде висели портреты членов Политбюро ЦК КПСС.

С филармонии началось и моё знакомство с художником. Мы встречались на вечерах классической музыки, где Нина Ипполитовна бывала со своей уже старенькой тогда мамой – заслуженной учительницей РСФСР Н.К. Пальчинской. Приметили друг друга и ещё до официального знакомства стали раскланиваться. А в 1992 году в стенах нынешнего Спасо-Вознесенского женского монастыря, где с 1969 по 2009 год располагался выставочный зал областного музея-заповедника и где 23 марта отпевали Нину Ипполитовну, проходила персональная выставка живописца Лианы Азаренко. Лиана была ученицей Нины Ипполитовны. Судя по всему, ученицей любимой. Помню, как поразило меня выступление Н.И. Агеевой, вернее, как точно она сумела словами передать то, что не удавалось сформулировать мне, когда я пыталась описать свои впечатления от полотен Лианы, с которой мы дружили и творчество которой меня чрезвычайно интересовало.

Собственно, благодаря Лиане Азаренко в своё время я и попала в мастерскую к Нине Ипполитовне Агеевой. Наверное, как журналист я сумела бы и сама напроситься в гости. Однако такой атмосферы взаимного доверия наверняка не случилось бы.

В мастерской я поняла, насколько же разные по технике живописи произведения подписаны именем «Н. Агеева»! И как всё глубоко, интересно, потому что, говоря театральным языком, каждое из них имеет второй план…

Незабываемое впечатление произвели на меня работы из серии «1914 год» – картины, на которых запечатлена давняя, какая-то нездешняя жизнь. Все они очень светлые, словно бы смытые с полотна временем. Одна напоминает выцветшую старинную фотографию. На ней две дамы в шляпках, с муфтами, и с ними военный в шинели и фуражке. Дама постарше, по-видимому, мать, держится за его локоть, а сам он нежно обнимает её за плечи. По слегка поникшей фигуре другой женщины, стоящей близко, но всё-таки отдельно, видно, что на картине запечатлён момент прощания надолго, возможно, перед отъездом на фронт. И что обеим женщинам не только будет трудно без любимого мужчины, но и просто трудно друг с другом. Здесь нет ни тщательно выписанных деталей, ни ярких красок. Напротив, всё строится на недосказанности как по рисунку, так и по цвету. Сюжет больше угадывается, чем различим, но сколько же здесь щемящего чувства на этом небольшом полотне!

Прощание с музыкой

Особая тема в творчестве художницы – изображения одного из величайших режиссёров ХХ века Анатолия Эфроса. Его имя связано с несколькими московскими театрами, но главное – с Театром на Малой Бронной, который он возглавлял с 1967 по 1984 год и который благодаря своему творческому лидеру в своё время был одним из самых ярких театров страны.

Нина Агеева была лично знакома с Эфросом, имела возможность наблюдать и рисовать его в домашней обстановке. На одной из персональных выставок она показывала портрет, который назывался «Памяти Анатолия Эфроса». Написан он был в 1989 году, через два года после неожиданной и безвременной смерти режиссёра. На другой – картину, на которой Эфрос изображён лежащим на диване с книгой. Фон очень яркий. Доминируют оттенки насыщенно-красного (диванное покрывало), оранжевого (рубашка Эфроса), жёлтого в коричневую клетку (плед, которым он укрыт). Рядом с диваном, на маленьком круглом столике, чёрный телефонный аппарат. Тут же оранжево-коричневого цвета собака. А по периметру 16 сцен из его знаменитых спектаклей.

В наследии Нины Агеевой немало натюрмортов со скрипкой: «Скрипка с футляром», «Осенняя скрипка», «Весенняя скрипка», «Прощание с музыкой»… Особенно мне нравится картина 2006 года, на которой скрипка прислонена к раме, покрытой драпировочной тканью. По обеим сторонам от неё в подсвечниках догорают свечи. Как бы реквием по музыке…

Не прошла мимо творчества Н.И. Агеевой и тема тоталитаризма. Работы здесь в большинстве своём иносказательные. Взять хотя бы известные агеевские «Коридоры». Но есть и такие, как, например, «Человек в пенсне», или выставленная впервые ещё более откровенная картина «Президиум», написанная в 1973 году. За длинным, покрытым кумачом столом восседают пятеро в почти одинаковых тёмных костюмах. У всех белые рубашки и строгой расцветки галстуки. Справа от стола – фикус. Слева – трибуна, за которой ещё один персонаж точно в таком же костюме, с такой же короткой стрижкой – докладчик. У него единственного – маленькие чёрные усики. На переднем плане картины солидные, на манер римских, колонны – символ империи.

Колонны – характерный для Агеевой образ. У неё есть картина-аллегория, на которой две огромные белоснежные колонны «затаптывают» многоцветье земли.

По силам крест?

Посвящённую своему 85-летию персональную выставку 2017 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых Нина Агеева назвала «По силам крест?» Так же называется и её картина 2001 года. В комментарии к ней автор пишет: «Сюжет автобиографический. Есть в православном христианстве постулат: каждому даётся крест по силам. Эта тема заданности жизни, предназначенности судьбы возникла ещё в первой картине «Творчество» как начало, как вопрос, как выбор. В работе «По силам крест?» – это уже вопрос к себе, когда выбор был сделан. Когда всю жизнь ты нёс свой крест, и по силам ли он тебе оказался?»

Осмысление творчества как цели и смысла жизни – важная для Нины Ипполитовны Агеевой тема. Две её ранних картины так и называются – «Творчество». Это дипломная работа Н.И. Агеевой и более поздняя картина, датированная 1968 годом. На обеих изображена молодая женщина, сидящая в углу комнаты в изголовье спящего ребёнка. Женщина – художник. Слева от неё несколько тюбиков красок, кисти в глиняной вазочке. Здесь же на переднем плане край неотвратимо нависающего подрамника.

Оранжевый цвет стен, этот угол и красное платье женщины усиливают драматизм ситуации. Фигура её напряжена, руки сцеплены, взгляд устремлён внутрь себя. Похоже, она ищет ответ на тот же вопрос «По силам крест?»

Произведения Нины Агеевой надолго остаются в памяти, вызывают ассоциации, побуждают к размышлениям о жизни, о нашей истории, судьбе России.

Фото: предоставлено автором

На иллюстрациях:

Главная – Н.И. Агеева. «Митя». 2004 г.

В тексте – Н.И. Агеева 29 апреля 2014 года в Доме художника в Москве на выставке «Борис Неменский и друзья-ученики. Продолжение диалога»

Галерея:

Н.И. Агеева. «Замок». Серия «Париж». 1975 г.

Н.И. Агеева. «Зима. Старое дерево». 1980 г.

Н.И. Агеева. «Разочарование у кабинета». Серия «Цветы надежды». 1982 г.

Н.И. Агеева. «Зима. Большие деревья». 1980 г.

Н.И. Агеева. «Зима. Аллея». 1980 г.

Н.И. Агеева. «Президиум». 1973–1975 гг.

Н.И. Агеева. «Семья под деревом». 1987 г.

Светлана Романенко

Юлия Гришечкина: Мы видим, что Пушкинская карта работает
Без них скучала бы планета…

Другие новости по теме