В палитре чёрно-белых полутонов
В Художественной галерее Смоленского музея-заповедника открылась выставка «Техники графики. Меццо-тинто». В её экспозиции – работы мастеров репродукционной гравюры, выполненные в технике меццо-тинто, которую часто называют чёрной манерой. Или английской, поскольку именно там эта техника достигла наивысшего расцвета…
Живописная графика
Меццо-тинто в переводе с итальянского означает «полутона» (mezzo – средний, tinto – окрашенный). Это техника глубокой печати, при которой изображение достигается выбеливанием рисунка на тщательно и равномерно зернённой плоскости медной пластины.
Технологически это происходит так. Сначала металлическая форма тщательно полируется – практически до зеркального блеска. Затем с помощью широкого полукруглого Т-образного инструмента с ручкой (качалки) ей придаётся равномерная шероховатость.
– Мастер буквально взрывает поверхность пластины острыми зубцами качалки, – поясняет хранитель коллекции графики реставратор Валентина КОЧАНОВА. – Это страшно трудоёмкий и длительный по времени процесс, требующий значительных усилий. А в результате на оттиске можно получить глубокий чёрный бархатистый тон, отличающий меццо-тинто от других техник.
Дальше гравёр работает уже с шабером (треугольное лезвие, закреплённое в рукоятке ножа) и гладилкой (инструмент с твёрдым и гладким закруглённым концом), с помощью которых сглаживает определённые участки пластины. Тем самым регулируется их способность держать краску и таким образом создавать градации тона. Обработанные участки на оттиске будут светлее, чем шероховатые, а полностью отполированные станут белыми.
– Оригиналами, с которых делались рисунки гравюры, чаще всего были живописные полотна, – продолжает Валентина Кочанова. – И техника меццо-тинто позволяла в чёрно-белом цвете передать все нюансы оттенков живописи. Правда, для этого требовалось виртуозное владение мастерством – художники среднего уровня за эту технику просто не брались. К тому же гравёру, чтобы перевести цвет в полутона чёрно-белого изображения, необходимо было уметь увидеть и почувствовать эти нюансы.
Гравёр становился полноправным соавтором живописца. Поэтому, как правило, под работами указаны два имени: с левой стороны – автора живописного полотна, с правой – гравёра.
Ещё один важный нюанс: меццо-тинто – гравюра штучная. В отличие от офорта в этой технике можно сделать не более двадцати оттисков без ущерба для качества.
Английские мастера
Автором техники меццо-тинто принято называть художника-самоучку Людвига фон Зигена – голландца, служившего офицером в армии ландграфа Вильгельма IV. В 1642 году он гравировал методом «от светлого к тёмному» нарисованный им же портрет матери ландграфа Амалии Елизаветы Гессен-Кассельской. А спустя двадцать лет уже кузен Вильгельма принц Руперт Рейнский несколько усовершенствовал технику и придумал альтернативный метод «от чёрного к светлому», который вскоре вызвал большой интерес в Англии.
– Английская гравюра пережила своё рождение и расцвет за весьма короткий период в одно столетие, – говорит ведущий научный сотрудник Художественной галереи Татьяна ПАВЛОВА. – Английская графическая школа властно заявила о себе на рубеже XVII–XVIII веков. Тогда же существенно расширился и спрос на гравюру, обусловленный ростом просвещения внутри буржуазии и, как следствие, возросшими эстетическими потребностями большого количества британцев. Те увлечённо коллекционировали работы в технике меццо-тинто, с помощью которой популяризировались произведения великих мастеров, а также тиражировались портреты современников.
В экспозиции выставки английская гравюра представлена работами таких мастеров, как Валентин Грин, Джон Рафаэль Смит, Чарльз Говард Ходжес, Джеймс Уотсон, Ричард Перселл и Джон Райт.
– Считается, что Грин был одним из первых гравёров, показавших широкие преимущества меццо-тинто при репродуцировании живописных изображений и особенно портретов, – продолжает Татьяна Павлова. – Его листы отличаются тонкой нюансировкой и заметной свежестью. На выставке можно увидеть портрет архитектора Уильяма Чемберса, выполненный с оригинала Джошуа Рейнольдса.
С большим успехом картины Рейнольдса интерпретировал и другой английский мастер пастели и меццо-тинто – Джон Рафаэль Смит. Пример тому – лист с портретом английского дворянина и политика лорда Ричарда Кавендиша.
Под руководством Смита получал художественное образование художник-портретист и гравёр Чарльз Говард Ходжес. Позже он с успехом занимался гравированием портретов кисти известных английских мастеров. В том числе всё того же Джошуа Рейнольдса, чья работа «Задумчивый юноша» в виртуозном исполнении Ходжеса представлена в экспозиции.
У Смита учился и ирландский гравёр Джеймс Уотсон, который тоже специализировался на портретах. Его работы отличаются особой утончённостью и богатством бархатистых тонов – таков великолепный «Портрет леди Эрскин», выполненный с оригинала шотландского художника и поэта Алана Рэмзи.
Русский немец
В отличие от Англии многие европейские страны к XVIII столетию насчитывали уже многовековую практику гравюры, но увлечение меццо-тинто там было более сдержанным. В экспозиции выставки можно увидеть работы голландских, немецких и австрийских художников – кстати, некоторые из них учились этой технике как раз у английских мастеров. Например, голландец Герард Валк, чей лист «Отказ взять письмо» воссоздаёт известную жанровую композицию Герарда Тербоха.
В экспозиции представлены две работы немецкого художника Адама Клейна, для которого работа в технике меццо-тинто была скорее исключением. Листы «В конюшне» и «Три коровы» выполнены с его собственных авторских оригиналов.
Стоит упомянуть и ещё одного немца, поскольку его творчество связано с Россией. Живописец-миниатюрист Карл Вильгельм Зеелигер – один тех, кто приехал в нашу страну в поисках славы и богатства.
– Расцвет его деятельности относится к 1806 году, когда Зеелигер показал столичной публике несколько гравюр, запечатлевших духовных лиц, – рассказывает Татьяна Павлова. – В их числе – портрет «уважения и любви» митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова). Гравюра на меди выполнена с живописного оригинала кисти Феодосия Яненко. А вот в другом произведении, представленном на выставке, – портрете М.Н. Муравьёва – Зеелигер выступил в качестве не только гравёра, но и автора живописного оригинала. Кстати, за созданные «чёрной манерой» портреты мастер был утверждён Санкт-Петербургской академией художеств в звании «назначенного» в академики.
Восполняя утраты
Все гравюры, вошедшие в экспозицию, были предварительно отреставрированы Валентиной Кочановой. Для чего ей пришлось вначале пересмотреть без малого восемь тысяч единиц коллекции западноевропейской графики в фондах музея-заповедника.
– Работ в технике меццо-тинто у нас оказалось 59, – говорит реставратор. – Удивительно, как они вообще до наших дней дошли, учитывая, какие условия хранения на муниципальном складе им пришлось пережить в двадцатые годы. А потом война…
По словам Валентины Кочановой, гравюрам потребовалась большая химическая обработка, потому что на них были затёки от воды, пятна плесени и наклейки, промазанные силикатным клеем.
– Силикатный клей – это катастрофа для бумаги, поскольку он разрушает её и обесцвечивает красочный слой. Клей буквально въедается в бумагу, и нужны специальные реактивы, чтобы растворить его кристаллы.
Следующий этап – работа с разрывами и утратами. Диагностика проходит на специальном столе с подсветкой, что позволяет увидеть даже мельчайшие проколы, незаметные в других условиях. Гравюра кладётся лицом вниз, подбирается бумага, идентичная оригиналу, и всё по краю встык проклеивается реставрационным клеем, а потом дублируется.
– Дублирование очень полезно для этих работ, потому что бумага проклеивается при производстве и со временем начинает желтеть. Кроме того, при промывке вымываются какие-то элементы распада, и их нужно как-то восполнить. Для этого на влажный дублировочный лист наносится тончайший слой клея. Потом этот лист кладётся на оборот работы и прикатывается без малейшего пузырька и складочки. И под пресс на месяц.
В общем, реставрация – процесс длительный и трудоёмкий. И весьма деликатный, учитывая художественную ценность работ, с которыми приходится иметь дело. А в результате – прекрасная экспозиция, где каждое произведение можно рассматривать в деталях. Или, поменяв ракурс, наблюдать, как мелкие элементы складываются в общую композицию, где в полутонах чёрно-белого рисунка угадываются все краски живописного полотна…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова