Библейские сюжеты в зеркале сюрреализма
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Сальвадор Дали. Священное послание». В экспозиции представлены 105 иллюстраций к Библии, выполненных в стиле сюрреализма. И в каждой из этих работ зашифровано какое-то послание, понять которое помогают подсказки-символы…
Экземпляр номер 17
Предыстория этого проекта такая. В 1963 году коллекционер Джузеппе Альбаретто предложил своему другу Сальвадору Дали проиллюстрировать новое издание Библии. Художник воспринял эту идею с воодушевлением, тем более что в выборе сюжетов для работ его никто не ограничивал.
– Прежде чем приступить к столь масштабной работе, Дали глубоко погружается в материал, – говорит специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Любовь ИГНАТОВА. – Он тщательно изучает Библию, пытаясь понять не только сюжетную линию, но и скрытый смысл каждой притчи.
В результате в 1964 году появилась серия работ, выполненных в присущей Дали сюрреалистической манере. Автор использовал смешанную технику, сочетая акварель, гуашь, тушь, пастель и карандаш. Ещё пару лет потребовалось, чтобы перевести рисунки в литографии. И в 1967 году в Италии вышла в свет Biblia Sacra с необычными иллюстрациями Сальвадора Дали – самый масштабный в творчестве художника графический проект.
Тираж издания – 500 экземпляров, первых двадцать из которых были авторскими и принадлежали лично Сальвадору Дали. Причём после печати книги все литографические камни были уничтожены, чтобы не допустить дальнейшего тиражирования. Интересно, что на выставке представлены иллюстрации из экземпляра номер 17. Кстати, саму книгу здесь тоже можно увидеть.
– Каждая из литографий – это попытка интегрировать фантазии, чувства и интуицию художника в удивительно ёмкий и загадочный мир библейских историй. И даже в этом он остаётся провокатором. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. И все мысли и образы, возникавшие у художника под воздействием погружения в мир человеческой истории, дарили свободу форме, содержанию и цвету.
Убеждённый сюрреалист
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству он начал ещё в муниципальной художественной школе. В 1919 году состоялась первая персональная выставка совсем ещё юного автора, а спустя два года отец отправляет его в Мадрид для учёбы в Академии художеств Сан-Фернандо.
В 1926 году Дали выгоняют из вуза за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. И он едет в Париж, где происходит его знакомство с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, Дали даже создаёт ряд работ под влиянием этого художника.
Кстати, уже первые работы юноши показали, что его мало интересует академическая живопись. Позже он активно экспериментирует с методами кубизма и дадаизма, однако действительно находит себя только в сюрреализме.
– Для Дали сюрреализм – не просто течение в искусстве, а тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и стиль жизни. Можно сказать, что художник был последовательным сюрреалистом, поскольку превращал в сюрреалистические образы всё, что делал, говорил, писал. Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер – столь же безоглядно, как и свои произведения.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Его тело замуровано в стене музея-театра художника в Фигерасе, поскольку ещё при жизни он завещал похоронить себя так, чтобы по могиле никто не мог пройти.
– Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и фантазией, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Дали то изображает Христа центром первозданной Вселенной, а то представляет себя спасителем мира. Кстати, имя Сальвадор означает «спаситель». Возможно, самой судьбой он был предназначен стать спасителем живописи от абстрактного искусства и всех анархических «измов» в целом.
И сотворил Бог…
Однако вернёмся к выставке. Экспозиция логично разделена на две части: Ветхий и Новый Завет. Начинается с картин сотворения мира и заканчивается сценами распятия Христа. А между ними – вся многовековая история человечества, показанная сквозь призму сюрреализма. Причём к изображению сюжетов художник подходит не с религиозной точки зрения, а с позиции человеческих отношений.
– Каждая из работ Дали действует глубоко на подсознание. И в каждой заключено какое-то послание, отсылающее к прошлому или будущему. Чтобы прочесть его, уловить мысль автора, надо уметь расшифровывать значение символов и цветовых пятен.
Экспозицию открывает литография «И сотворил Бог…». В центре композиции – взрыв, с которого началась жизнь. И в этом очередная попытка художника объединить религию с наукой.
– Работа выполнена в ярко-красных, кровавых тонах. И здесь Дали использует не просто краску, а настоящую бычью кровь. Автор просто подбросил над рисунком стакан с кровью, позволив ей произвольными кляксами растечься по бумаге. И это не только символизирует начало мира, но и предсказывает спасение, которое подарит людям кровь Христа, добровольно пролитая в искупление грехов.
Символичны и изображённые здесь же три человеческие фигуры: ползущая, свернувшаяся и парящая. Что напоминает стадии жизни бабочки, которая в древности считалась символом бессмертия. Да и в христианстве появление бабочки из «мёртвой» куколки символизирует возрождение и воскрешение души.
Крылья для змея
В работах над иллюстрациями к Библии Дали абсолютно свободен. Он не стремится уложиться в рамки не только религиозных канонов, но и классического рисунка. У его иллюстраций даже нет единого стиля, кроме стиля самого Сальвадора Дали. Какие-то изображения проработаны очень тщательно, другие решены самыми простыми средствами. Однако любой замысел и воплощение его на бумаге – результат продуманного выбора и глубокой внутренней работы.
Интересно, что и в этом проекте Дали не обходится без своих излюбленных образов: улиток, носорогов и летающих змеев. Все эти символы художник придумал и использовал для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ. Так, улитка у него символизирует контраст между внешней суровостью и мягким внутренним содержимым. По легенде, во время одной из прогулок Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и был восхищён изысканной геометрией её раковины. Будучи уверен, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал её одним из ключевых символов своего творчества.
– Ещё одним из наиболее часто встречающихся образов в творчестве Дали является рог носорога. Испанца восхищало математическое совершенство его формы, которую он предлагал сделать единицей измерения всех объектов. Ведь из всех живущих на Земле животных только носорог обладает рогом, построенным в соответствии с «совершенной логарифмической спиралью». Известно, что во многих его работах рог символизировал нечто непостижимое и безупречное. Однако через этот же образ художник изображает и персонифицирует мужское начало.
А вот создавая крылатого змея, Дали словно соревнуется с самим Творцом, давая возможность летать тому, кто был обречён только ползать. Это воплощение символа сбывшейся мечты, самых смелых и запретных желаний. И этот символ, пожалуй, больше всего подходит для описания творчества самого Сальвадора Дали, сумевшего в своём искусстве подняться над обыденностью и не признававшего никаких рамок и ограничений. И даже в библейском цикле, основанном на канонических сюжетах, позволившего себе быть оригинальным…
Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» будет работать до 3 апреля.
Справка «СГ»
Литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской формы на бумагу.
В её основе лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную литографическую краску.
На оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остаётся белым. При этом для цветной литографии подготавливаются отдельные камни для основных цветов и для чёрного. Печать производится на один лист последовательно.
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности. Причём каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова