Успех «Аварии»
Культура

Успех «Аварии»

12 марта 2022 года в 16:40

Смоленский государственный академический драматический театр имени А. С. Грибоедова представил новый спектакль «Авария», поставленный режиссером Алиной Сорокиной.

Контакт со зрителями начался с первых секунд, когда на сцене появился главный представитель фирмы «Гефестон» Альфредо Трапс в исполнении Александра Кащаева. Молодому мужчине нужны помощь в ремонте машины и ночлег. В поисках последнего он попадает в особняк, где его ожидает неожиданное знакомство и необычное приключение.

Забегая вперед, можно сказать, что пока не опустился занавес, зрители не отпускали актеров со сцены. Спектакль в красно-черно-белых тонах (художник-постановщик Светлана Архипова) приковал и удерживал внимание до самой развязки. Его создатели погрузили аудиторию в таинственную атмосферу детективной истории по пьесе Фридриха Дюрренматта «Авария», в которой главный горой стал фигурантом частного судебного процесса.

Увлекательный литературный сюжет сам по себе способен вызвать интерес, но в блестящем исполнении актеров театра получил еще большую выразительность и образность, приправленную пикантной зрелищностью, чувственностью и шармом. Кстати, трёх героев пьесы мужчин –– прокурора, судью и адвоката – Алина Сорокина в своём спектакле решила сделать женщинами. Строгого судью сыграла Вера Дуплий, прелестного адвоката – Анастасия Кривцова, а грозного и одновременно обворожительного прокурора – Ольга Фёдорова. Молчаливого господина Пиле оставили в мужском образе, его сыграл Александр Кокшаров.

По задумке режиссера, успешный торговый представитель попал в общество роскошных дам, способных очаровывать и разочаровывать. Их настойчивость, пытливость и профессионализм обезоруживают, и «мотылек летит на огонек». Казалось бы, богатый стол, изысканные вина и соблазн должны превратить частный суд в фарс, но приятное общество быстро находит следы преступления, и под тяжестью улик «подсудимый» признает свою вину и даже готов понести суровое наказание. Что это? Истинное раскаяние или минутная слабость, а может быть – приглашение каждому оценить свои собственные поступки с позиции судьи, прокурора и защитника.

Режиссёр-постановщик Алина Сорокина отмечает: «Пьеса "Авария" привлекала меня давно. Можно сказать... манила. И я искренне рада, что коллеги разделили со мной это чувство.

Работа над спектаклем захватывала. Дюрренматт оставил в тексте много подводных камней, скрытых значений. Актеры это ощущали во время репетиций, мы все вместе слой за слоем их открывали. Пришлось погрузиться в Мировую историю конца 19 - начала 20 веков.

Во время спектакля подают спиртные напитки, Дюрренматт уделил датам вин и коньяка особое значение – это кровавые даты в нашей истории. 1914, 1939 – начало Мировых войн, 1921, 1927 связаны с Гитлером: становление лидером немецкой национал-социалистической рабочей партии и снятие запрета на публичные выступления, начало пропаганды нацизма. 1893 год – 3-й конгресс Второго Интернационала.

Фамилии у персонажей говорящие. Прокурор – гнев, адвокат – печаль, судья – забвение, палач – лекарство, главный герой – ловушка.

Перегружать спектакль скрытыми значениями не имело смысла. Зрители могут увидеть опасную игру господина Трапса или скрытый смысл в зависимости от их желания и познаний в истории».

Люди часто приходят в театр, чтобы отвлечься, получить заряд бодрости, и новый спектакль дает такую возможность. Оригинальное музыкальное оформление (Сергей Хандрык), страстные танцы (Елена Егорова), красивое многозначительное оформление сцены, колоритные персонажи, горящие глаза актеров – во всем присутствует ощущение добротной слаженной работы, обращенной к зрителям. От премьерного спектакля, как от наступающей весны, повеяло свежестью и обновлением.

Фото: Алексей Курцев

Ольга Курцева

В Смоленске провели Пушкинско-Глинковский фестиваль
В Смоленске состоялся бенефис юной танцовщицы Екатерины Фалиной