Символизм, гротеск, пластичность образов
В Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова в день открытия нового театрального сезона смолянам показали премьерный спектакль «Васса» по мотивам пьесы Максима Горького (16+).
Первый вариант «Васса Железнова» Горький написал в 1910 году, а четверть века спустя существенно переделал пьесу, обострив тему классовой борьбы и придав произведению острое социальное звучание. Рассказывая о жизни богатой судовладелицы и миллионерши, умной, волевой и целеустремленной женщины, драматург описывает жизнь прототипа Вассы Борисовны – вдовы нижегородского пароходчика купчихи Марии Капитоновны Кашиной. В пьесе почти полностью отражена трагедия этой семьи.
И по первому, и по второму вариантам горьковского произведения были сняты фильмы, а различные театральные коллективы поставили разнообразные спектакли. Главный режиссер Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский сделал постановку, выбрав второй вариант пьесы. Сценография премьерного спектакля – тоже Виталия Барковского, художник по костюмам – Светлана Архипова, балетмейстер – Елена Егорова, музыкальное оформление – Сергея Хандрыка, пластика – Марии Вилюновой.
Спектакль смоленского драмтеатра интересен, прежде всего, игрой актеров. Бывает, чей-то образ вдруг привлечет внимание, заставит обернуться. Так и здесь. В отдельности и вместе взятые герои постановки цепляют и пробуждают самые разные чувства. Например, знакомое ощущение от просмотра очередной теле-истории про схватку наследников. Хочется нажать кнопку, но что-то держит у экрана. И в какой-то момент происходящее затягивает, приковывает внимание, держит в напряжении.
Начитанный зритель, который знает пьесу Горького, конечно, настроится на нужный лад. Однако, происходящее на сцене живо перекликается и с настоящим. Под грузом обстоятельств: измен, пьянства, предательства близких людей рушится семья, меняются характеры. В обреченной на печальной исход борьбе люди теряют силы, энергию, выхолащиваются. Эти острые грани в спектакле даны крупным планом, щедро приправлены театральными приемами, мастерски сыграны. И в звуковом оформлении, и в игре на сцене периодически появляются причудливые образы, видения, фантазии, хаос и сумбур. Эту премьеру можно назвать фантасмагоричной.
Спектакль претендует на особое отношение – как особенный ребенок в семье. Его символизм, гротеск, пластичность образов обязательно оценят коллеги по цеху и взыскательный зритель.
Фото: Алексей Курцев
Алексей Курцев