О «Смоленском ковчеге» – субъективно
Фоторепортаж - здесьСлева направо: Валерий Беляев, Александр Вислов, Виталий Барковский
Почти неделю назад завершил свою работу III международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». К хорошему привыкаешь быстро, и все прошедшие с тех пор дни театра остро не хватает. Вот почему хочется ещё раз вернуться к увиденному, прежде чем погрузиться в гастроли, о которых скажем ниже.
Разумеется, не вызывает никаких сомнений авторитетность жюри «Смоленского ковчега». Решение принималось коллегиально, голосовался каждый пункт, как разъяснил председатель жюри Александр Вислов. Тем не менее, у каждого пристрастного зрителя есть свои соображения и наблюдения.
Можно только приветствовать решение вручить приз за лучшую мужскую роль второго плана актёру Мичуринского драматического театра Сергею Дубровскому, приятно поразившего зрителей малой сцены в постановке пьесы Жана Ануя «Нас обвенчает прилив». В этой постановке была и другая великолепная мужская актёрская работа – заслуженный артист России Яков Волговский в роли отца. Спектакль сложный, интересный, думается, мог бы претендовать и на поощрение за режиссуру, лаконичную и ёмкую.
Получившая приз за лучшую режиссуру «Гроза» оставила неоднозначное впечатление. Безусловно, постановка интересная, яркая, местами даже чересчур. Театральный спектакль время от времени превращался в рок-концерт, с громкостью аудиоэффектов гости явно перебрали, так что финал зрители в партере встречали слегка оглохшими. Постановка Сергея Кузьмича решена как трагифарс (характерно, что в программке «Гроза» названа не трагедией, а всего лишь – пьесой). Практически всё второе действие состоит из истерик, которые по очереди закатывают персонажи. Вообще, всякое появление на сцене инженера-самоучки Кулигина сопровождалось такими криками и воплями, что к концу спектакля хотелось, чтобы его было поменьше. Велико же было зрительское удивление, когда в финале постановке Кулигин погиб при попытке реанимировать Катерину разрядами электричества!..
О самой Катерине. Честно говоря, её не очень-то жалко, эту Аллу Пугачёву. Не уверен, что её образ сделан режиссёром с любовью. С какого-то момента ждёшь – скорей бы это всё кончилось!.. По-моему, главным действующим лицом пьесы режиссёр видел Кабаниху (заслуженная артистка России Татьяна Никитина), и только близорукость жюри дала актрисе приз за лучшую женскую роль второго плана. «Первичность» Кабанихи видна не только по небывалому количеству гвоздей, забитой этой женщиной на сцене в табуретку (видать, слуги совсем без рук!), но и по мизансценам. Я бы сказал, именно присутствие на сцене Кабанихи придавало спектаклю трагизм и глубину. Старуха в не меньшей степени жертва обстоятельств, чем Катерина, и сама страдает от воцарившегося «где-то на Волге» режима безнравственности и безответственности.
Правда, не совсем понятны некоторые режиссёрские находки. Главные героини не только разгуливают по сцене простоволосыми, но довольно быстро сбрасывают свои замечательные наряды и фигурируют в нижних рубахах. Старуха-Кабаниха встречает гостя, купца Дикого, в нижнем платье и ничуть не смущена таким обстоятельством, как и сам Дикой.
Да и зачем, спрашивается, в спектакле Дикой? Почему он первым указан в программке? (Поразило звание артиста Алексея Галушко, исполнявшего эту роль – «заслуженный артист Костромской области». Вот как бывает в тех местах, где любят театр!..). И самое главное. Если Катерину не жалко, значит, это неправильная постановка. «Гроза» – одна из немногих пьес, где всё выписано кристально чётко. Если главного героя, Катерину, не жалко (как Дездемону, как Гамлета), то это всё зря. Здесь вариантов быть не может, иначе это уже не «Гроза», а какой-то Исаак Бабель получается…
Что безусловно понравилось в постановке костромичей, так это убранство сцены, то есть сценография. Очень любопытно и не самыми дорогими средствами передана стихия воды – будь то небеса из прозрачного полиэтилена, деревянные мостки, по которым передвигаются герои поверх чёрного складчатого полиэтилена, которым устлана сцена. Придают выразительной неустойчивости длинные жерди, подпирающие небо, и даже скворечник не портит впечатления, хотя зачем Кабаниха ставит скворечник летом?!.
Безусловно, одним из самых главных событий фестиваля стало выступление Нового театра имени Казимира Деймака из Лодзи. Спектакль "Святая Иоанна скотобоен" отмечен всего в одной номинации, как раз за лучшую сценографию, но тут тоже есть вопросы. Как мы уже отмечали на страницах «Смоленской газеты», режиссёр добивается поставленной цели, шокируя зрителей, однако все ли средства хороши? Покоробил оказавшийся под ногами Христос: большое распятие из папье-маше укладывалось прямо на пол, и над ним персонажи вели свои болезненные схватки. Чуть ли не ходили по Нему ногами. Стало любопытно, как к такому… хм, сильному приёму относятся в Польше, славящейся своей набожностью. Вот как ответил директор театра Здислав ЯСКУЛА:
- Мне этот спектакль нравится. Я – человек верующий, но у искусства свои права и свои правила. В этом спектакле рассказывается о мире, в котором никаких ценностей уже нет, они все сведены до уровня земли, пола. Это спектакль о девальвации духовных ценностей в мире, где всем правят деньги. Святая Иоанна прогрывает свою борьбу, выигрывают акулы бизнеса, у которых нет морали. Главный герой, который надевает терновый венец Христа, обесчещивает его. Это человек без ценностей, для него венец – один из предметов реквизита, ему всё равно. Это – грустная пьеса Брехта о смерти идеалов, в том числе – христианских.
Лена ЛЕДОФФ добавила:
- Я смотрю этот спектакль уже в пятый раз, я вам скажу, что зрители в Польше очень критически относятся именно к этому символу, некоторые сразу выходят из зала. Ведь Польша – страна верующих людей. Но с увиденным нужно походить, подумать, почему так сделано. Если этот приём можно оправдать с точки зрения искусства, то необходимо это сделать. Искусство – это не развлечение, это не ласкать зрителя…
Что касается гран-при, работы Виталия Барковского «Этюды любви», то у меня как зрителя это решение отторжения не вызвало: спектакль действительно хорош, и актёры замечательно, на подъёме, сыграли его в последний день фестиваля.
И о самой резонансной работе фестиваля – музыкальном ревю «Если хочешь – найди» Калужского областного драматического театра. Жюри совершенно справедливо подметило, что спектакль снискал самую тёплую реакцию зала из всех 13 показанных работ.
Спектакль нужно поощрить прежде всего за то, что его создатели отнеслись к нашей истории, к юности наших отцов и матерей, бабушек и дедушек с любовью, а не с ненавистью. Зрители, уставшие от непрестанных войн с собственным прошлым, чутко уловили режиссёрскую тональность и очень тепло реагировали на происходящее (вспомните, какие аплодисменты посыпались при показе «живой пирамиды» из тридцатых!..)
Вероятно, театральная сцена в Калуге заметно меньше нашей, потому что актёры так и не смогли освоить пространство целиком, сделали танцплощадку достаточно маленькой, из-за чего действие на ней, особенно поначалу, казалось скученным, и актёры заслоняли друг друга. Может, в первых рядах было легче следить за индивидуальностями, но издали «картинка» читалась плохо. Поначалу режиссёры слишком буквально цитировали фильм «Бал», чья идея положена в основу спектакля, а затем увлеклись и стали вводить сцены, назначение которых так сразу и не поймёшь, например, просмотр кинофильма «Неуловимые мстители».
И в заключение о спектакле «Смоленского ковчега», о котором мы пока не упомянули. На сайте «Смоленской газеты» открыт опрос «Лучший спектакль фестиваля», где всем желающим предлагается проголосовать за любую из 13 постановок. Пока что на приз зрительских симпатий претендует спектакль «Стриптиз» Нежинского украинского драматического театра им. Коцюбинского. За него проголосовали почти 30% респондентов. Думается, дело не только в искромётном стриптизе, явленном актёром театра, но и в небанальном обсуждении семейных ценностей. Голосование продлится ещё несколько дней – спешите высказаться!
24 апреля на сцене Смоленского камерного театра начинаются гастроли театра из Нижнего Новгорода «Преображение». В этот день зрители увидят спектакль «Мечты с поправкою на жизнь» с элементами танца. На сцене появится вся труппа, а это редкость в спектаклях пластической драмы.
25 апреля – «Жизнь в стиле танго» на музыку Астора Пьяццолы.
26 апреля гости покажут «Наваждение», навеянное фантасмагориями Макса Фрая.
27-го, в последний день гастролей – мистический спектакль «За секунду до пробуждения», получивший в 2010 году премию «Удача сезона».